CRHSTOS GIANNARAS
ALHQEIA
KAI ENOTHTA
THS EKKLHSIAS
Deut1rh ¡kdosh
AQHNA 1997
Стр.2
ХРИСТОС ЯННАРАС
ИСТИНА
И ЕДИНСТВО
ЦЕРКВИ
Перевод с новогреческого
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКВА 2006
Стр.3
УДК 265
ББК 86.3
Я 63
Христос Яннарас.
Я 63 Истина и единство Церкви: Перевод с новогреческого / Под ред.
А.В. Маркова. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский
èíñòèòóò, 2006. 184 ñ.
ISBN 5-89100-064-4
Впервые в русском переводе издается известный труд проф. Христоса
Яннараса (Афины), посвященный положению православной церкви
в мире в XX веке. Автор прилагает к современной церковной ситуации
критерии библейского и святоотеческого богословия и намечает
возможные пути выхода из кризиса современной цивилизации: обновление
Церковью своего богословского языка, возрождение святоотеческого
понимания личности и церковной власти, радикальное изменение
формы участия православия в экуменическом движении.
Для всех, интересующихся христианским богословием и церковной
историей.
Издание осуществлено
при поддержке организации
«Акция солидарности Реновабис»
(RENOVABIS)
© Õ. ßííàðàñ, 1997
© Свято-Филаретовский
православно-христианский
ISBN 5-89100-064-4
институт, перевод, оформление, 2006
Стр.4
От издателя
Впервые в русском переводе публикуется известный труд Христоса
Яннараса, выдающегося современного православного мыслителя
и богослова, профессора философии в Институте политических
наук и международных исследований (Афины), автора более
60 сочинений.
Размышляя о положении православной церкви в мире в ХХ
веке, Х. Яннарас обращается к истокам библейского и святоотеческого
богословия и представляет яркую разработку православного
ви
t
дения истины о человеке и о Церкви. Он стремится восстановить
связь богословия с церковным опытом и благочестием, напоминая
читателю о том, что в основе церковного единства лежит личностное
общение по образу Святой Троицы. Показывая, что Церковь
всегда действует в истории как ответ на конечные вопросы
бытия всякого человека, автор книги заставляет вспомнить, почему
христианское учение не может быть рассматриваемо просто как
эффективный путь достижения социальных целей и чем действительно
отличается жизнь христианина от жизни неверующего.
Многие суждения Х. Яннараса о конкретных исторических
событиях могут показаться далеко не бесспорными в том числе
его оценка развития русской церковной традиции. Однако не
эти оценки определяют содержание данной книги, в которой мы
встречаемся с острой постановкой серьезных и актуальных вопросов.
Эти вопросы нередко находятся вне поля зрения российского
церковного читателя, но они чрезвычайно важны для сегодняшней
жизни Церкви.
Решение о переводе и публикации книги «Истина и единство
Церкви» принято нами по рекомендации самого автора, который
считал необходимым представить русскоязычному читателю именно
это свое сочинение.
5
Стр.5
Предисловие
1. Богословие, как и философия, и любой вид знания, относящийся
к существенным сторонам жизни, оказалось перед серьезнейшей
проблемой исчезновения связи между языком и
непосредственной эмпирической данностью, проблемой замкнутости
языка в формальных категориях и схемах. Язык богословия
сделался «специальным», «научным» языком, в конечном
счете, языком профессиональной деятельности. Профессионализация
превращает истины богословия в понятия,
которые не позволяют ни истолковать, ни преобразовать конкретную
действительность человеческой жизни.
За этим требованием научной беспристрастности, выхолащивающим
слова, стоит определенная концепция человеческой
природы и определенный тип цивилизации, когда слово
отчуждали от его индивидуального носителя в стремлении
непосредственно связать его с объективной вещью, а понятие
с умопостигаемым, в чем усматривался путь к «объективности»
и позитивности знания.
Язык перестает быть выражением и побудительным мотивом
человеческого опыта. Он превращается в средство нейтрального
обозначения объективных понятий, предназначенное
лишь для того, чтобы ассимилироваться пониманием. Язык не
знаменует личной связи человека с миром, с другим человеком
и Богом, но объективирует означаемое, присваивая ему
бескачественное понятие. Пропадают «внутренняя форма»
слова, его динамическая связь с разносторонними характеристиками
опыта, которая выше умственного познания. Слова
закрывают отношение человека к миру, исчезает неизреченное
выражение в слове сущностных сторон жизни Божьего мира.
7
Стр.7
8 Истина и единство Церкви
Приспособление слова к «условиям восприятия» вызвано
исключительно утилитарными соображениями. Этот утилитаризм
делает нормой научную «нейтральность» языка.
Попытка исчерпать истину формулировкой, а означаемое
означающим и понятийным определением сводит язык только
к «позитивному смыслу» и «эффективному употреблению»
языковых средств. Язык функционирует утилитарно и оценивается
исходя из критерия «эффективности». Само умонастроение
образованных людей, их отношение к миру становятся
утилитаристскими. Такой позитивистский подход создает
миф о «точности» любого научного изложения и «безупречности»
научного языка.
Богословие также оказывается подвластно этому общему
умонастроению. Впадая в понятийный формализм, оно
отрывается от самого важного в жизни драмы человеческого
существования. Истины богословия, превращенные в
понятия, отвечающие критериям наукообразной «точности»,
сводятся к привычным формам мысли. Основой богословского
языка становятся бесцветные понятия, выстраиваемые
умом «принципы» и «аксиомы» объективированной идеологии
и морали. Язык богословия утрачивает связь с человеческим
опытом, с драмой греха и спасения, связь с отчуждением
от бытия и с подлинным опытом бытия. Богословие
превращается в идеологическую надстройку и психологическую
компенсацию. Его содержанием остаются только
моральные выводы, призванные улучшить человеческую
жизнь.
В этих обстоятельствах попытка вернуть языку функцию
обозначения опыта в его непосредственности и целостности,
попытка заставить язык философствовать и богословствовать
величайшее испытание и исповеднический подвиг. Если
философия все еще остается «любовью к мудрости», «вожделением
мудрости», вожделением слова, которое творит жизнь
в опыте человеческих отношений, и если богословие является
раскрытием личной парусии самого Слова, то засвидетельствовано
это может быть только самим языком. Тогда
язык будет использоваться тем единственным способом, который
выводит его за рамки условных значений, ассимиляции
к пониманию, освобождая от следования секулярным
представлениям об истине.
Стр.8
Предисловие
9
2. Уклонение от всякой попытки оживить язык, в частности
в богословии, чаще всего означает принятие «объективной»
данности истории. Всякий раз, когда богословие начинает
претендовать на авторитетный статус «объективной науки»,
не решаясь при этом окончательно перейти на язык идеологического
и морального утилитаризма, принятие «объективного»
характера исторических событий становится субститутом
«позитивного» знания.
«Объективность» истории неизбежно делает относительной
богословскую истину. Она во что бы то ни стало желает
связать истину с социально-историческими обстоятельствами,
которые и привели к обнаружению этой истины. Она
тщится найти замену «позитивизму» знания, не низводя опыт
истины до условного понятия идеологического или морального
порядка, но уклоняясь в описание социально-исторических
условий, в которых возникли те или иные богословские
положения. В другом случае она держится за формальную
сторону этих положений и, попросту указывая на исторические
условия их происхождения, изнутри и извне отрицает мертвящей
буквой познаваемую в опыте цельность жизни.
Но способность истории быть предметом толкования неизбежно
остается «камнем преткновения» для позитивистского
духа. Неограниченная динамика исторического становления
и истины, принадлежащие многим эпохам и заявляющие
о себе в череде этих эпох, могут быть выявлены только
способностью человека к критическому ви
t
дению. Критический
взгляд нельзя сковать объективными правилами. Только
конкретное суждение, не сводящееся ни к каким формальным
принципам, может вычленить в истории самое существенное
и, следовательно, верно понять пути исторического
развития.
Возьмем такой пример. Историческая «точность» требует
ограничиваться описанием философских и богословских положений
томистского учения: Бог является субъектом только
богословия Откровения. Именно это скажут об Аквинате
сторонники исторической «точности». Но лишь личный критический
взгляд может увидеть и убедительно показать нам
среди исторических данных о последствиях томизма реальную
историю: Аквинат мыслит Бога как объект мысли, как
рациональную необходимость в рамках доказательных схем
Стр.9
10 Истина и единство Церкви
условной «логики». Объективным фактом вполне могло быть
апологетическое стремление Аквината защитить истинность
Бога и, пожалуй, его величайшее благочестие и богословская
добросовестность. Но исторической действительностью
являются отчуждение от непосредственного переживания
личного Бога и обозначение его нейтральным понятием Первого
начала и Высшей ценности «смерть Бога» в западной
метафизике.
В соответствии с этим и в интерпретации западной метафизики
у Хайдеггера (с опорой на Ницше) нигилизм рассматривается
как внутренняя необходимость и неизбежное
завершение этой метафизики. Такая интерпретация предполагает
абстрагирующее и критическое рассмотрение истории
и выход за условные рамки объективности фактов. Конечно,
сознательный нигилизм полностью не вытеснял метафизическую
уверенность на каждой отдельной фазе европейской
истории. Но увидеть нигилизм как «внутреннюю логику» в
историческом развитии западной метафизики, зиждущейся
исключительно на доказательствах, не ограничиваясь описанием
симптомов, это и является интерпретацией истории
в собственном смысле, т. е. систематизированным рассмотрением
истории.
3. На страницах этой книги мы пытаемся систематически и
теоретически исследовать большой вопрос о единстве Церкви.
Единство Церкви не дело организационных усилий или
отдельных умозаключений, но исконный факт бытия, способ
существования, на котором зиждется Церковь. Это единство
тождественно истине Церкви, т. е. тому, чем Церковь является
как потенциал бытия и дар жизни.
Но этот «систематический» подход к единству Церкви не
может игнорировать исторические проявления и исторические
перипетии единства Церкви. Вне конкретной исторической
действительности связь понятия единства Церкви с ее
истиной рискует превратиться в отвлеченную концепцию, не
имеющую отношения к человеческой жизни.
Однако связь истины Церкви с конкретными явлениями,
с историческим осуществлением или нарушением церковного
единства не всегда видна при изучении исторических явлений.
По критериям исторической науки, единство Церкви
Стр.10
Предисловие
11
и его исторические перипетии эпифеномен общественных
и политических перемен, а не бытийственное осуществление
или бытийственная катастрофа человеческих личностей. Мы
не хотим сказать, что общественные и политические изменения
не имеют никакого отношения к бытию человека в подлинном
смысле. Но взаимодействие этих факторов, несомненно,
одна из самых острых проблем разграничения понятий.
Мы должны добиться не произвольного толкования отдельных
известных фактов, а критического и обобщенного взгляда
на историю, возможного только в результате выхода за условные
рамки «объективности» внешних явлений.
При той путанице в понятиях, которая была создана, с одной
стороны, историческим позитивизмом, а с другой смысловым
формализмом, восстановление связи истины Церкви
с конкретными историческими и социальными проявлениями
этой истины, а также с их бытийным содержанием, может
быть осуществлено лишь при обновлении богословского
языка языка, способного богословствовать, опираясь на
конкретный исторический опыт.
Удалось ли в книге хотя бы в малейшей степени достичь
этой двойной цели создания нового воззрения на историю
и новой, значимой для личности интерпретации единства
Церкви судить читателю. Наметить эти цели уже
большой плюс, даже если книга и не решит существенных
проблем.
Христос Яннарас
Стр.11
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
А
автокефалия 93
автокефальная церковь 48, 91,
93, 94, 117, 121, 136, 146,
158, 159, 164
автокефальность 160
авторитет Церкви 39 слл.,
160
адвентисты 113
академизм богословский,
академические богословы
49 ñëë., 55 ñëë., 62, 141
академизм западный 130
академические богословские
круги 122
академический путь развития
богословского диалога
140
англиканская церковь,
англикане, англиканские
исповедания 95, 114, 115
арианство 41, 42, 55, 56
«Àðìèÿ ñïàñåíèÿ» 113, 121
архитектура храмов 67, 155
архитектура церковная 73
архитектурное выражение
православного богословия
97, 98
Б
баптисты 113
бесклассовое общество 106
большевики, большевистский
режим 155
большинства принцип,
принцип принятия
решений количественным
большинством, принцип
«демократического
большинства» 40, 141
бюрократия ВСЦ,
бюрократизация ВСЦ,
административный
аппарат ВСЦ,
бюрократическая
инфраструктура
экуменического движения
135, 137, 140
В
варваризация, варварство 66,
91, 97, 131, 144
Ватикан 116, 117, 157
«Âàòèêàí» 104, 105
«ватиканская» концепция 161
«Âåðà и ïîðÿäîê» (World
Conference for Faith and
Order) 115, 125
175
Стр.175
176 Предметный указатель
вещь (утилитарная),
овеществление, «âåùü» 61,
62, 144 ñì. также деньги
Возрождение (Ренессанс) 59,
92
«Воинство Господне» 54
«âîèíñòâî Õðèñòîâî» (militia
Christi) 86
Восточная Римская империя
84
вселенная средневековая 65,
66
Всемирный союз содействия
дружбе между церквами
(The World Alliance for
Promoting International
Friendship through the
Churches) 115
Г
гегельянство 102
готическая архитектура 85
гуманизм, «гуманистическая»
цивилизация 54, 88
Д
дарвинизм 103
декрет об экуменизме
(«Decretum de
Oecumenismo») 116
деньги 99
детерминизм 102, 103, 105
детерминистский дух 103
детерминистский позитивизм
112
диктатура пролетариата 105
диптихи 90
дискриминация по половому
признаку 137
догмат 15, 3941, 53, 5759,
83, 87, 103105, 113, 119,
123, 132
догматические определения
41
догматические положения 57
догматические решения
вселенских соборов 41
догматическое учение 58, 66
докетизм 42
доминиканцы 85
досократики 162
Ж
«Æèçíü и Òðóä» (World
Movement on Life and
Work) 115
З
загрязнение окружающей
среды, разрушение
природной среды
обитания, разрушение
окружающей среды 101,
129, 144, 145
t
«Çîè» («Æèçíü») 54
И
идеалистические системы
102
идеалистическое
«мировоззрение» 62
иконоборчество 43
иконографические чины 67
иконописное выражение
православного богословия
9798
иконопись 73, 155
иконы 124
империя 66, 73, 93 ñì. также
Римская империя,
Восточная Римская
империя
Стр.176
Предметный указатель 177
инвеститура 84
инквизиция, институт
священной инквизиции
85
исихазм 45, 124
К
кальвинистская ветвь
протестантства 121
кальвинистский этический
подход 99
кальвинисты 114
«канонические» предпосылки
церковного благочиния 67
«канонические» решения
вселенских соборов 41
канонический принцип 150
каноны церковные 9394,
159 ñì. также правила
капитализм 99 слл.
капиталистическая идеология
99, 100
капиталистическая система
101
капиталистическая
экономика 101
капиталистическое общество
101
капиталисты 101
квакеры 54, 95
классовая борьба 106
комитет по выдвижению
(Nomination Committee)
137
Контрреформация 97
крестовый поход четвертый
84
крестоносцы 90
Л
Ламбет 114
латинское православие 78
левые партии (крайне левые
марксисты, gauchistes)
105
легаты 83, 88
Лига наций 118, 135, 136
литургическое время 30
лютеране 51, 114
М
марксизм 18, 101 ñëë., 136
материализм 101, 102
материалистические
философские системы
102
материалистическое
«мировоззрение» 62
Международный
миссионерский совет
(The International
Missionary Council) 115
местные протестантские
церкви Германии
(Landeskirchen) 114
методисты 54, 113, 121
миссионерская деятельность
византийской Церкви 73
миссионерские начинания
143
миссионерство 138
миссионерство западное 92
митрополий система 66, 149,
152
митрополичьи округа,
митрополии 149, 150
молитвенное и аскетическое
правило монашества 71
монархическая тенденция 81
монархический настрой 80
монархическое единство
Церкви 83
монархическое понимание
онтологии 80
Стр.177
178 Предметный указатель
монашеская жизнь 71, 154
монашеское общежитие 70
монашество 70, 71, 124
монофелитство 43
монофизитство 42
моноэнергетизм 43
мормоны 113
Москва Третий Рим 94, 154
Н
Найроби 126
национализм 48, 49, 98, 112
националистические
претензии 94
национальный,
националистический
интерес 154, 164
национальная церковь 91
национальное государство 93
национальное самосознание
93
национальное чванство 162
национально-освободительные
движения 92
национальные вопросы 126
неопиетистские общины в
Германии
(Gemeinschaftbewegung)
113
непогрешимость папская 85,
103, 105
несторианство,
несторианские тенденции
42, 49
новоапостольская церковь,
новоапостолики 113
О
ООН 135
Османская империя 91, 93,
157, 159
отлучение 87, 89, 90
П
пентархии (патриархов)
институт 65, 66, 91, 146
пентархия 67, 153
первенство папы 82, 158
первенство Рима 90, 158, 159
«Петрово преемство» 82
пиетизм 49, 53 ñëë., 55 ñëë.,
62, 113, 114, 123, 128, 130,
131
Писание 47, 48, 96, 97, 103, 114,
116, 124, 127 ñì. также
Священное Писание
Плимутское братство (секта)
113
плюрализм 146
подготовительный комитет
ВСЦ (Preparatory
Committee) 137
политическое богословие,
политическая теология
107, 130
права гражданина 99
права индивида 62, 72
права человека 98
правила 41
правила аскезы 29
правила церковного
благочиния 41
предсуществование Церкви
21
примат Римского епископа,
первенство Римского
епископа 79 ñëë., 109
Просвещение 54, 59, 92, 93
пуританство 54, 131
пытки (инквизиции) 85
Р
расизм 126
рационализм 71, 83, 84, 89, 90,
Стр.178
Предметный указатель 179
92, 96, 98, 104, 108, 112, 114,
131, 136
рационализм богословский
50, 51, 71, 84, 100
рационалистическая
«научная» позитивность
102
рационалистический
детерминизм 103
рационалистический
догматизм 106
рационалистический
позитивизм 103
рационалистический
субъективизм 114
религиозное обезличивание
72, 107 ñëë.
религиозные войны 97, 98
религия империи (religio
imperii) 69, 73, 77, 78
Римская империя 65, 73, 152
ромейство 93
С
(само)сознание церковного
тела, (фактор) «сознания
церковного тела» 40
Священное писание 39 см.
также Писание
секта «÷èñòûõ» (êàòàðû) 75
Секретариат для содействия
единению христиан 116,
117
собор Ватиканский I 103, 108
собор Ватиканский II 88, 108,
109, 116, 117
собор Великий 1663 ã. 158
собор поместный 1872 ã. 48
соборное послание 1920 ã.
118 ñëë., 130, 135, 136
соборы вселенские 3941, 59,
67, 73, 83, 91, 97, 145, 147
151, 153, 161
собрание «чистых» 55
Совещание (конференция)
всеправославное в
Москве в 1948 ã. 121, 122
«Ñîòèð» («Ñïàñèòåëü») 54
t
староапостольская церковь,
староапостолики 113
старокатолическая церковь,
старокатолики 115
схоластики, схоластика 51, 71,
82, 86, 102,
схоластический рационализм
83, 84
схоластическое богословие
81
Т
технократическая
цивилизация 59, 62, 107,
108
технократическое насилие
над природой 129
технократия 89
титулярные (титульные)
епископы 156, 157, 161
тоталитаризм 83, 89, 98, 106,
144, 145
тоталитарная власть 96
тоталитарная жестокость 84
тоталитарная система 84, 104
тоталитарный режим 85, 137
У
Упсала 125
Ф
феодализм 99
филетизм, этнофилетизм 48,
49
Стр.179
180 Предметный указатель
франки, государство франков
78, 79
Х
Хельсинкское соглашение
126
«Христианская наука» 113
«Христианский союз
ìîëîäåæè» (YMCA) 114
«Христианский союз
молодых женщин»
(YWCA) 114
христианскодемократические
партии
136
Ц
центральный комитет ВСЦ
121, 137
Ч
чистилище 105
Э
энотики 90
Я
ядерное вооружение 126
ядерные реакторы 126
язычество 59
янсенизм 54
A
actus purus 45, 61
analogia entis 82
animal rationale 61
C
cogito ergo sum 61
D
«Decretum de Oecumenismo»
116 ñì. также декрет об
экуменизме
Deutsche evangelische Kirche
114
Deutscher evangelischer
Kirchenbund 114
«Dictatus Gregorii papae» 83
E
t
t
Eglise reformee de France 114
F
Filioque 45, 47, 80
G
gauchistes 105 ñì. также
левые партии
Gemeinschaftbewegung 113
см. также
неопиетистские общины
в Германии
L
Landeskirchen 114 ñì.
также местные
протестантские церкви
Германии
M
militia Christi 86 ñì. также
«воинство Христово»
«Mortalium animos» 116
N
Nomination Committee 137
см. также комитет по
выдвижению
Стр.180
Предметный указатель 181
P
pax christiana 65
pax romana 65
plenitudo potestatis 84
Preparatory Ñommittee 137
см. также
подготовительный
комитет ВСЦ
Q
«Quanta cura» 113
R
religio imperii 69 ñì. также
религия империи
S
sola fide 47
sola scriptura 105
suppositio 108
«Syllabus» 113
T
The World Alliance for
Promoting International
Friendship through the
Churches 115 ñì. также
Всемирный союз
содействия дружбе между
церквами
The International Missionary
Council 115 ñì. также
Международный
миссионерский совет
W
World Movement on Life and
Work 115 ñì. также
«Жизнь и Труд»
World Conference for Faith
and Order 115 ñì. также
«Вера и порядок»
Стр.181
ОГЛАВЛЕНИЕ
От издателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Ââåäåíèå. СОЮЗ ЦЕРКВЕЙ И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ . . . . . . 13
Глава 1. ИСТИНА И ЕДИНСТВО
§ 1. Богословие единства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
§ 2. Динамика единства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§ 3. Дар единства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. ЕДИНСТВО ИСТИНЫ
§ 4. Ересь разрушение åäèíñòâà. . . . . . . . . . . . . . . . . 35
§ 5. Однотипность ересей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
§ 6. Церковь и ересь две несовместимые онтологии . . 56
Глава 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЕДИНСТВА
§ 7. Институциализация и секуляризация Церкви . . . . . . 69
§ 8. Институциализация секуляризации на Западе . . . . . 78
§ 9. Цена институциализированного обмирщения . . . . . . 87
Глава 4. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА СЕГОДНЯ
§ 10. Единство это федерация? . . . . . . . . . . . . . . . . 112
§ 11. Кризис и возможности экуменического движения. . 130
§ 12. Институт пентархии патриархов ñåãîäíÿ. . . . . . . 146
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Стр.183
Христос Яннарас
ИСТИНА И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ
Перевод с новогреческого
Издание подготовили:
Научный редактор Александр Марков
Редактор Евгения Крестьянинова
Выпускающий редактор Лариса Мусина
Ответственный за выпуск Мария-Луиза Каячева
Макет и компьютерная верстка Анны Данилевич
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, ã. Ìîñêâà, óë. Ïîêðîâêà, 29-38
Òåë. (495) 623-0380
E-mail: info@sfi.ru
http://www.sfi.ru
Подписано в печать 23.05.2006. Формат 60õ90õ16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Антиква.
Óñë. ïå÷. ë. 11,5. Тираж 2000.
Отпечатано с готовых диапозитивов
в типографии ООО«Протон» при содействии
Благотворительного культурно-информационного центра
«Путь, Истина и Жизнь»
òåë. (495) 742 7807
Стр.184