Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Истина и единство Церкви : Перевод с новогреческого (220,00 руб.)

0   0
АвторыЯннарас Христос
ИздательствоМ.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Страниц184
ID272797
АннотацияТруд профессора Христоса Яннараса посвящен положению православной церкви в мире в XX веке. Автор прилагает к современной церковной ситуации критерии библейского и святоотеческого богословия и намечает возможные пути выхода из кризиса современной цивилизации.
ISBN978-5-89100-064-4
УДК265
Истина и единство Церкви : Перевод с новогреческого / Х. Яннарас .— Москва : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006 .— 184 с. — ISBN 978-5-89100-064-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/272797 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

CRHSTOS GIANNARAS ALHQEIA KAI ENOTHTA THS EKKLHSIAS Deut1rh Ўkdosh AQHNA 1997 ХРИСТОС ЯННАРАС ИСТИНА И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ Перевод с новогреческого СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2006 УДК 265 ББК 86.3 Я 63 Я 63 Христос Яннарас. <...> Истина и единство Церкви: Перевод с новогреческого / Под ред. <...> Автор прилагает к современной церковной ситуации критерии библейского и святоотеческого богословия и намечает возможные пути выхода из кризиса современной цивилизации: обновление Церковью своего богословского языка, возрождение святоотеческого понимания личности и церковной власти, радикальное изменение формы участия православия в экуменическом движении. <...> Яннарас, 1997 © Свято-Филаретовский православно-христианский институт, перевод, оформление, 2006 От издателя Впервые в русском переводе публикуется известный труд Христоса Яннараса, выдающегося современного православного мыслителя и богослова, профессора философии в Институте политических наук и международных исследований (Афины), автора более 60 сочинений. <...> Он стремится восстановить связь богословия с церковным опытом и благочестием, напоминая читателю о том, что в основе церковного единства лежит личностное общение по образу Святой Троицы. <...> Решение о переводе и публикации книги «Истина и единство Церкви» принято нами по рекомендации самого автора, который считал необходимым представить русскоязычному читателю именно это свое сочинение. <...> Единство Церкви – не дело организационных усилий или отдельных умозаключений, но исконный факт бытия, способ существования, на котором зиждется Церковь. <...> ОБЪЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ Исходя из критериев, которые навязывает нам современный образ жизни, современная цивилизация, мы в основном говорим и заботимся об объединении, союзе церквей и в очень малой степени – о единстве Церкви. <...> Объединение церквей кажется конкретной целью, для достижения которой достаточно рационалистической объективности, а именно идеологических <...>
Истина_и_единство_Церкви__Перевод_с_новогреческого.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.175
Стр.176
Стр.177
Стр.178
Стр.179
Стр.180
Стр.181
Стр.182
Стр.183
Стр.184
Истина_и_единство_Церкви__Перевод_с_новогреческого.pdf
CRHSTOS GIANNARAS ALHQEIA KAI ENOTHTA THS EKKLHSIAS Deut1rh ¡kdosh AQHNA 1997
Стр.2
ХРИСТОС ЯННАРАС ИСТИНА И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ Перевод с новогреческого СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2006
Стр.3
УДК 265 ББК 86.3 Я 63 Христос Яннарас. Я 63 Истина и единство Церкви: Перевод с новогреческого / Под ред. А.В. Маркова. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский èíñòèòóò, 2006. – 184 ñ. ISBN 5-89100-064-4 Впервые в русском переводе издается известный труд проф. Христоса Яннараса (Афины), посвященный положению православной церкви в мире в XX веке. Автор прилагает к современной церковной ситуации критерии библейского и святоотеческого богословия и намечает возможные пути выхода из кризиса современной цивилизации: обновление Церковью своего богословского языка, возрождение святоотеческого понимания личности и церковной власти, радикальное изменение формы участия православия в экуменическом движении. Для всех, интересующихся христианским богословием и церковной историей. Издание осуществлено при поддержке организации «Акция солидарности Реновабис» (RENOVABIS) © Õ. ßííàðàñ, 1997 © Свято-Филаретовский православно-христианский ISBN 5-89100-064-4 институт, перевод, оформление, 2006
Стр.4
От издателя Впервые в русском переводе публикуется известный труд Христоса Яннараса, выдающегося современного православного мыслителя и богослова, профессора философии в Институте политических наук и международных исследований (Афины), автора более 60 сочинений. Размышляя о положении православной церкви в мире в ХХ веке, Х. Яннарас обращается к истокам библейского и святоотеческого богословия и представляет яркую разработку православного ви t дения истины о человеке и о Церкви. Он стремится восстановить связь богословия с церковным опытом и благочестием, напоминая читателю о том, что в основе церковного единства лежит личностное общение по образу Святой Троицы. Показывая, что Церковь всегда действует в истории как ответ на конечные вопросы бытия всякого человека, автор книги заставляет вспомнить, почему христианское учение не может быть рассматриваемо просто как эффективный путь достижения социальных целей и чем действительно отличается жизнь христианина от жизни неверующего. Многие суждения Х. Яннараса о конкретных исторических событиях могут показаться далеко не бесспорными – в том числе его оценка развития русской церковной традиции. Однако не эти оценки определяют содержание данной книги, в которой мы встречаемся с острой постановкой серьезных и актуальных вопросов. Эти вопросы нередко находятся вне поля зрения российского церковного читателя, но они чрезвычайно важны для сегодняшней жизни Церкви. Решение о переводе и публикации книги «Истина и единство Церкви» принято нами по рекомендации самого автора, который считал необходимым представить русскоязычному читателю именно это свое сочинение. 5
Стр.5
Стр.6
Предисловие 1. Богословие, как и философия, и любой вид знания, относящийся к существенным сторонам жизни, оказалось перед серьезнейшей проблемой исчезновения связи между языком и непосредственной эмпирической данностью, проблемой замкнутости языка в формальных категориях и схемах. Язык богословия сделался «специальным», «научным» языком, в конечном счете, языком профессиональной деятельности. Профессионализация превращает истины богословия в понятия, которые не позволяют ни истолковать, ни преобразовать конкретную действительность человеческой жизни. За этим требованием научной беспристрастности, выхолащивающим слова, стоит определенная концепция человеческой природы и определенный тип цивилизации, когда слово отчуждали от его индивидуального носителя в стремлении непосредственно связать его с объективной вещью, а понятие – с умопостигаемым, в чем усматривался путь к «объективности» и позитивности знания. Язык перестает быть выражением и побудительным мотивом человеческого опыта. Он превращается в средство нейтрального обозначения объективных понятий, предназначенное лишь для того, чтобы ассимилироваться пониманием. Язык не знаменует личной связи человека с миром, с другим человеком и Богом, но объективирует означаемое, присваивая ему бескачественное понятие. Пропадают «внутренняя форма» слова, его динамическая связь с разносторонними характеристиками опыта, которая выше умственного познания. Слова закрывают отношение человека к миру, исчезает неизреченное выражение в слове сущностных сторон жизни Божьего мира. 7
Стр.7
8 Истина и единство Церкви Приспособление слова к «условиям восприятия» вызвано исключительно утилитарными соображениями. Этот утилитаризм делает нормой научную «нейтральность» языка. Попытка исчерпать истину формулировкой, а означаемое – означающим и понятийным определением сводит язык только к «позитивному смыслу» и «эффективному употреблению» языковых средств. Язык функционирует утилитарно и оценивается исходя из критерия «эффективности». Само умонастроение образованных людей, их отношение к миру становятся утилитаристскими. Такой позитивистский подход создает миф о «точности» любого научного изложения и «безупречности» научного языка. Богословие также оказывается подвластно этому общему умонастроению. Впадая в понятийный формализм, оно отрывается от самого важного в жизни – драмы человеческого существования. Истины богословия, превращенные в понятия, отвечающие критериям наукообразной «точности», сводятся к привычным формам мысли. Основой богословского языка становятся бесцветные понятия, выстраиваемые умом «принципы» и «аксиомы» объективированной идеологии и морали. Язык богословия утрачивает связь с человеческим опытом, с драмой греха и спасения, связь с отчуждением от бытия и с подлинным опытом бытия. Богословие превращается в идеологическую надстройку и психологическую компенсацию. Его содержанием остаются только моральные выводы, призванные улучшить человеческую жизнь. В этих обстоятельствах попытка вернуть языку функцию обозначения опыта в его непосредственности и целостности, попытка заставить язык философствовать и богословствовать – величайшее испытание и исповеднический подвиг. Если философия все еще остается «любовью к мудрости», «вожделением мудрости», вожделением слова, которое творит жизнь в опыте человеческих отношений, и если богословие является раскрытием личной парусии самого Слова, то засвидетельствовано это может быть только самим языком. Тогда язык будет использоваться тем единственным способом, который выводит его за рамки условных значений, ассимиляции к пониманию, освобождая от следования секулярным представлениям об истине.
Стр.8
Предисловие 9 2. Уклонение от всякой попытки оживить язык, в частности в богословии, чаще всего означает принятие «объективной» данности истории. Всякий раз, когда богословие начинает претендовать на авторитетный статус «объективной науки», не решаясь при этом окончательно перейти на язык идеологического и морального утилитаризма, принятие «объективного» характера исторических событий становится субститутом «позитивного» знания. «Объективность» истории неизбежно делает относительной богословскую истину. Она во что бы то ни стало желает связать истину с социально-историческими обстоятельствами, которые и привели к обнаружению этой истины. Она тщится найти замену «позитивизму» знания, не низводя опыт истины до условного понятия идеологического или морального порядка, но уклоняясь в описание социально-исторических условий, в которых возникли те или иные богословские положения. В другом случае она держится за формальную сторону этих положений и, попросту указывая на исторические условия их происхождения, изнутри и извне отрицает мертвящей буквой познаваемую в опыте цельность жизни. Но способность истории быть предметом толкования неизбежно остается «камнем преткновения» для позитивистского духа. Неограниченная динамика исторического становления и истины, принадлежащие многим эпохам и заявляющие о себе в череде этих эпох, могут быть выявлены только способностью человека к критическому ви t дению. Критический взгляд нельзя сковать объективными правилами. Только конкретное суждение, не сводящееся ни к каким формальным принципам, может вычленить в истории самое существенное и, следовательно, верно понять пути исторического развития. Возьмем такой пример. Историческая «точность» требует ограничиваться описанием философских и богословских положений томистского учения: Бог является субъектом только богословия Откровения. Именно это скажут об Аквинате сторонники исторической «точности». Но лишь личный критический взгляд может увидеть и убедительно показать нам среди исторических данных о последствиях томизма реальную историю: Аквинат мыслит Бога как объект мысли, как рациональную необходимость в рамках доказательных схем
Стр.9
10 Истина и единство Церкви условной «логики». Объективным фактом вполне могло быть апологетическое стремление Аквината защитить истинность Бога и, пожалуй, его величайшее благочестие и богословская добросовестность. Но исторической действительностью являются отчуждение от непосредственного переживания личного Бога и обозначение его нейтральным понятием Первого начала и Высшей ценности – «смерть Бога» в западной метафизике. В соответствии с этим и в интерпретации западной метафизики у Хайдеггера (с опорой на Ницше) нигилизм рассматривается как внутренняя необходимость и неизбежное завершение этой метафизики. Такая интерпретация предполагает абстрагирующее и критическое рассмотрение истории и выход за условные рамки объективности фактов. Конечно, сознательный нигилизм полностью не вытеснял метафизическую уверенность на каждой отдельной фазе европейской истории. Но увидеть нигилизм как «внутреннюю логику» в историческом развитии западной метафизики, зиждущейся исключительно на доказательствах, не ограничиваясь описанием симптомов, – это и является интерпретацией истории в собственном смысле, т. е. систематизированным рассмотрением истории. 3. На страницах этой книги мы пытаемся систематически и теоретически исследовать большой вопрос о единстве Церкви. Единство Церкви – не дело организационных усилий или отдельных умозаключений, но исконный факт бытия, способ существования, на котором зиждется Церковь. Это единство тождественно истине Церкви, т. е. тому, чем Церковь является как потенциал бытия и дар жизни. Но этот «систематический» подход к единству Церкви не может игнорировать исторические проявления и исторические перипетии единства Церкви. Вне конкретной исторической действительности связь понятия единства Церкви с ее истиной рискует превратиться в отвлеченную концепцию, не имеющую отношения к человеческой жизни. Однако связь истины Церкви с конкретными явлениями, с историческим осуществлением или нарушением церковного единства не всегда видна при изучении исторических явлений. По критериям исторической науки, единство Церкви
Стр.10
Предисловие 11 и его исторические перипетии – эпифеномен общественных и политических перемен, а не бытийственное осуществление или бытийственная катастрофа человеческих личностей. Мы не хотим сказать, что общественные и политические изменения не имеют никакого отношения к бытию человека в подлинном смысле. Но взаимодействие этих факторов, несомненно, одна из самых острых проблем разграничения понятий. Мы должны добиться не произвольного толкования отдельных известных фактов, а критического и обобщенного взгляда на историю, возможного только в результате выхода за условные рамки «объективности» внешних явлений. При той путанице в понятиях, которая была создана, с одной стороны, историческим позитивизмом, а с другой – смысловым формализмом, восстановление связи истины Церкви с конкретными историческими и социальными проявлениями этой истины, а также с их бытийным содержанием, может быть осуществлено лишь при обновлении богословского языка – языка, способного богословствовать, опираясь на конкретный исторический опыт. Удалось ли в книге хотя бы в малейшей степени достичь этой двойной цели – создания нового воззрения на историю и новой, значимой для личности интерпретации единства Церкви – судить читателю. Наметить эти цели – уже большой плюс, даже если книга и не решит существенных проблем. Христос Яннарас
Стр.11
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ А автокефалия 93 автокефальная церковь 48, 91, 93, 94, 117, 121, 136, 146, 158, 159, 164 автокефальность 160 авторитет Церкви 39 слл., 160 адвентисты 113 академизм богословский, академические богословы 49 ñëë., 55 ñëë., 62, 141 академизм западный 130 академические богословские круги 122 академический путь развития богословского диалога 140 англиканская церковь, англикане, англиканские исповедания 95, 114, 115 арианство 41, 42, 55, 56 «Àðìèÿ ñïàñåíèÿ» 113, 121 архитектура храмов 67, 155 архитектура церковная 73 архитектурное выражение православного богословия 97, 98 Б баптисты 113 бесклассовое общество 106 большевики, большевистский режим 155 большинства принцип, принцип принятия решений количественным большинством, принцип «демократического большинства» 40, 141 бюрократия ВСЦ, бюрократизация ВСЦ, административный аппарат ВСЦ, бюрократическая инфраструктура экуменического движения 135, 137, 140 В варваризация, варварство 66, 91, 97, 131, 144 Ватикан 116, 117, 157 «Âàòèêàí» 104, 105 «ватиканская» концепция 161 «Âåðà и ïîðÿäîê» (World Conference for Faith and Order) 115, 125 175
Стр.175
176 Предметный указатель вещь (утилитарная), овеществление, «âåùü» 61, 62, 144 ñì. также деньги Возрождение (Ренессанс) 59, 92 «Воинство Господне» 54 «âîèíñòâî Õðèñòîâî» (militia Christi) 86 Восточная Римская империя 84 вселенная средневековая 65, 66 Всемирный союз содействия дружбе между церквами (The World Alliance for Promoting International Friendship through the Churches) 115 Г гегельянство 102 готическая архитектура 85 гуманизм, «гуманистическая» цивилизация 54, 88 Д дарвинизм 103 декрет об экуменизме («Decretum de Oecumenismo») 116 деньги 99 детерминизм 102, 103, 105 детерминистский дух 103 детерминистский позитивизм 112 диктатура пролетариата 105 диптихи 90 дискриминация по половому признаку 137 догмат 15, 39–41, 53, 57–59, 83, 87, 103–105, 113, 119, 123, 132 догматические определения 41 догматические положения 57 догматические решения вселенских соборов 41 догматическое учение 58, 66 докетизм 42 доминиканцы 85 досократики 162 Ж «Æèçíü и Òðóä» (World Movement on Life and Work) 115 З загрязнение окружающей среды, разрушение природной среды обитания, разрушение окружающей среды 101, 129, 144, 145 t «Çîè» («Æèçíü») 54 И идеалистические системы 102 идеалистическое «мировоззрение» 62 иконоборчество 43 иконографические чины 67 иконописное выражение православного богословия 97–98 иконопись 73, 155 иконы 124 империя 66, 73, 93 ñì. также Римская империя, Восточная Римская империя
Стр.176
Предметный указатель 177 инвеститура 84 инквизиция, институт священной инквизиции 85 исихазм 45, 124 К кальвинистская ветвь протестантства 121 кальвинистский этический подход 99 кальвинисты 114 «канонические» предпосылки церковного благочиния 67 «канонические» решения вселенских соборов 41 канонический принцип 150 каноны церковные 93–94, 159 ñì. также правила капитализм 99 слл. капиталистическая идеология 99, 100 капиталистическая система 101 капиталистическая экономика 101 капиталистическое общество 101 капиталисты 101 квакеры 54, 95 классовая борьба 106 комитет по выдвижению (Nomination Committee) 137 Контрреформация 97 крестовый поход четвертый 84 крестоносцы 90 Л Ламбет 114 латинское православие 78 левые партии (крайне левые марксисты, gauchistes) 105 легаты 83, 88 Лига наций 118, 135, 136 литургическое время 30 лютеране 51, 114 М марксизм 18, 101 ñëë., 136 материализм 101, 102 материалистические философские системы 102 материалистическое «мировоззрение» 62 Международный миссионерский совет (The International Missionary Council) 115 местные протестантские церкви Германии (Landeskirchen) 114 методисты 54, 113, 121 миссионерская деятельность византийской Церкви 73 миссионерские начинания 143 миссионерство 138 миссионерство западное 92 митрополий система 66, 149, 152 митрополичьи округа, митрополии 149, 150 молитвенное и аскетическое правило монашества 71 монархическая тенденция 81 монархический настрой 80 монархическое единство Церкви 83 монархическое понимание онтологии 80
Стр.177
178 Предметный указатель монашеская жизнь 71, 154 монашеское общежитие 70 монашество 70, 71, 124 монофелитство 43 монофизитство 42 моноэнергетизм 43 мормоны 113 Москва – Третий Рим 94, 154 Н Найроби 126 национализм 48, 49, 98, 112 националистические претензии 94 национальный, националистический интерес 154, 164 национальная церковь 91 национальное государство 93 национальное самосознание 93 национальное чванство 162 национально-освободительные движения 92 национальные вопросы 126 неопиетистские общины в Германии (Gemeinschaftbewegung) 113 непогрешимость папская 85, 103, 105 несторианство, несторианские тенденции 42, 49 новоапостольская церковь, новоапостолики 113 О ООН 135 Османская империя 91, 93, 157, 159 отлучение 87, 89, 90 П пентархии (патриархов) институт 65, 66, 91, 146 пентархия 67, 153 первенство папы 82, 158 первенство Рима 90, 158, 159 «Петрово преемство» 82 пиетизм 49, 53 ñëë., 55 ñëë., 62, 113, 114, 123, 128, 130, 131 Писание 47, 48, 96, 97, 103, 114, 116, 124, 127 ñì. также Священное Писание Плимутское братство (секта) 113 плюрализм 146 подготовительный комитет ВСЦ (Preparatory Committee) 137 политическое богословие, политическая теология 107, 130 права гражданина 99 права индивида 62, 72 права человека 98 правила 41 правила аскезы 29 правила церковного благочиния 41 предсуществование Церкви 21 примат Римского епископа, первенство Римского епископа 79 ñëë., 109 Просвещение 54, 59, 92, 93 пуританство 54, 131 пытки (инквизиции) 85 Р расизм 126 рационализм 71, 83, 84, 89, 90,
Стр.178
Предметный указатель 179 92, 96, 98, 104, 108, 112, 114, 131, 136 рационализм богословский 50, 51, 71, 84, 100 рационалистическая «научная» позитивность 102 рационалистический детерминизм 103 рационалистический догматизм 106 рационалистический позитивизм 103 рационалистический субъективизм 114 религиозное обезличивание 72, 107 ñëë. религиозные войны 97, 98 религия империи (religio imperii) 69, 73, 77, 78 Римская империя 65, 73, 152 ромейство 93 С (само)сознание церковного тела, (фактор) «сознания церковного тела» 40 Священное писание 39 см. также Писание секта «÷èñòûõ» (êàòàðû) 75 Секретариат для содействия единению христиан 116, 117 собор Ватиканский I 103, 108 собор Ватиканский II 88, 108, 109, 116, 117 собор Великий 1663 ã. 158 собор поместный 1872 ã. 48 соборное послание 1920 ã. 118 ñëë., 130, 135, 136 соборы вселенские 39–41, 59, 67, 73, 83, 91, 97, 145, 147– 151, 153, 161 собрание «чистых» 55 Совещание (конференция) всеправославное в Москве в 1948 ã. 121, 122 «Ñîòèð» («Ñïàñèòåëü») 54 t староапостольская церковь, староапостолики 113 старокатолическая церковь, старокатолики 115 схоластики, схоластика 51, 71, 82, 86, 102, схоластический рационализм 83, 84 схоластическое богословие 81 Т технократическая цивилизация 59, 62, 107, 108 технократическое насилие над природой 129 технократия 89 титулярные (титульные) епископы 156, 157, 161 тоталитаризм 83, 89, 98, 106, 144, 145 тоталитарная власть 96 тоталитарная жестокость 84 тоталитарная система 84, 104 тоталитарный режим 85, 137 У Упсала 125 Ф феодализм 99 филетизм, этнофилетизм 48, 49
Стр.179
180 Предметный указатель франки, государство франков 78, 79 Х Хельсинкское соглашение 126 «Христианская наука» 113 «Христианский союз ìîëîäåæè» (YMCA) 114 «Христианский союз молодых женщин» (YWCA) 114 христианскодемократические партии 136 Ц центральный комитет ВСЦ 121, 137 Ч чистилище 105 Э энотики 90 Я ядерное вооружение 126 ядерные реакторы 126 язычество 59 янсенизм 54 A actus purus 45, 61 analogia entis 82 animal rationale 61 C cogito ergo sum 61 D «Decretum de Oecumenismo» 116 ñì. также декрет об экуменизме Deutsche evangelische Kirche 114 Deutscher evangelischer Kirchenbund 114 «Dictatus Gregorii papae» 83 E t t Eglise reformee de France 114 F Filioque 45, 47, 80 G gauchistes 105 ñì. также левые партии Gemeinschaftbewegung 113 см. также неопиетистские общины в Германии L Landeskirchen 114 ñì. также местные протестантские церкви Германии M militia Christi 86 ñì. также «воинство Христово» «Mortalium animos» 116 N Nomination Committee 137 см. также комитет по выдвижению
Стр.180
Предметный указатель 181 P pax christiana 65 pax romana 65 plenitudo potestatis 84 Preparatory Ñommittee 137 см. также подготовительный комитет ВСЦ Q «Quanta cura» 113 R religio imperii 69 ñì. также религия империи S sola fide 47 sola scriptura 105 suppositio 108 «Syllabus» 113 T The World Alliance for Promoting International Friendship through the Churches 115 ñì. также Всемирный союз содействия дружбе между церквами The International Missionary Council 115 ñì. также Международный миссионерский совет W World Movement on Life and Work 115 ñì. также «Жизнь и Труд» World Conference for Faith and Order 115 ñì. также «Вера и порядок»
Стр.181
Стр.182
ОГЛАВЛЕНИЕ От издателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Ââåäåíèå. СОЮЗ ЦЕРКВЕЙ И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ . . . . . . 13 Глава 1. ИСТИНА И ЕДИНСТВО § 1. Богословие единства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 § 2. Динамика единства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 § 3. Дар единства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Глава 2. ЕДИНСТВО ИСТИНЫ § 4. Ересь – разрушение åäèíñòâà. . . . . . . . . . . . . . . . . 35 § 5. Однотипность ересей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 § 6. Церковь и ересь – две несовместимые онтологии . . 56 Глава 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЕДИНСТВА § 7. Институциализация и секуляризация Церкви . . . . . . 69 § 8. Институциализация секуляризации на Западе . . . . . 78 § 9. Цена институциализированного обмирщения . . . . . . 87 Глава 4. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА СЕГОДНЯ § 10. Единство – это федерация? . . . . . . . . . . . . . . . . 112 § 11. Кризис и возможности экуменического движения. . 130 § 12. Институт пентархии патриархов ñåãîäíÿ. . . . . . . 146 Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Стр.183
Христос Яннарас ИСТИНА И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ Перевод с новогреческого Издание подготовили: Научный редактор Александр Марков Редактор Евгения Крестьянинова Выпускающий редактор Лариса Мусина Ответственный за выпуск Мария-Луиза Каячева Макет и компьютерная верстка Анны Данилевич Свято-Филаретовский православно-христианский институт 105062, ã. Ìîñêâà, óë. Ïîêðîâêà, 29-38 Òåë. (495) 623-0380 E-mail: info@sfi.ru http://www.sfi.ru Подписано в печать 23.05.2006. Формат 60õ90õ16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Антиква. Óñë. ïå÷. ë. 11,5. Тираж 2000. Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ООО«Протон» при содействии Благотворительного культурно-информационного центра «Путь, Истина и Жизнь» òåë. (495) 742 7807
Стр.184

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.