Министерство образования и науки Российской Федерации
Совет ректоров Ярославской области
Научно-образовательная ассоциация
«Верхне-Волжский исследовательский центр»
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
(вуз-организатор)
Актуальные проблемы
совершенствования
высшего образования
Материалы XII межвузовской
научно-методической конференции,
посвященной 210-летию
высшего образования в Ярославской области
Ярославль
ЯрГУ
2013
3
Стр.3
УДК 378
ББК Ч 481я43
А 43
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2013 года
Редакционная коллегия:
Е. В. Сапир (отв. ред.)
Н. В. Шеховцова (зам. отв. ред.)
Г. Н. Кашапова
Е. Н. Нарынская
Актуальные проблемы совершенствования высшего
А 43
образования: материалы XII межвуз. науч.-метод. конф.,
21–22 ноября 2013 г. / отв. ред. Е. В. Сапир; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – 612 с.
ISBN 978-5-8397-0973-7
В сборнике материалов XII межвузовской научнометодической
конференции нашли отражение проблемы реализации
основных образовательных программ в соответствии
с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов. Основное внимание уделено вопросам методического
обеспечения самостоятельной работы студентов и формирования
компетенций как результата освоения основных образовательных
программ. В материалах сборника показаны особенности
проектирования и реализации магистерских программ, развитие
новых образовательных и компьютерных технологий. Проблемы
психолого-педагогического сопровождения обучающихся в вузе и
взаимодействие вузов с работодателями и социальными партнерами
также нашли отражение в материалах конференции.
УДК 378
ББК Ч 481я43
ISBN 978-5-8397-0973-7
4
© ЯрГУ, 2013
Стр.4
Содержание
СЕКЦИЯ 1. Методическое обеспечение формирования
общекультурных компетенций как результата освоения
основных образовательных программ...........................................5
Антонова Л. Г. Изучение медиаграмотности современной языковой
личности................................................................................................5
Воронин С. М., Игнатова Е. В., Шалайкин Л. Ю. Формы занятий
физической культурой..........................................................................7
Глызин С. Д. Система подготовки научных публикаций
при реализация ФГОС..........................................................................9
Дементьева В. В. Формирование общекультурных компетенций:
потенциал НИРС.................................................................................11
Домничев А. В. Формирование общекультурных компетенций
у студентов средствами спортивных технологий............................14
Киселева Т. Г. Креативная компетентность как ключевая в списке
общекультурных компетенций выпускника вуза............................15
Коновалова А. В. Некоторые подходы к развитию
универсальных компетенций у студентов........................................18
Кузнецов А. В., Румянцев Д. А. О формировании общекультурных
компетенций при изучении дисциплины «Интегральные
преобразования» магистерской программы
«Теоретическая и математическая физика».....................................21
Кузьмичев А. В. Особенности методического обеспечения курса
«Основы теории коммуникации» на историческом факультете
ЯрГУ им. П. Г. Демидова...................................................................22
Куликов А. Н., Куликов Д. А. Коммуникативная компетентность
в контексте математического образования......................................24
Куликова Л. А. Примеры обучения межкультурной коммуникации
на уроке иностранного языка в вузе.................................................25
Мещеряков С. И. Формирование здоровьесберегающих компетенций
у студентов средствами физического воспитания...........................28
Миролюбова О. Г. Формирование общекультурных компетенций
в процессе изучения дисциплины «Жилищное право»..................29
Мусин М. З. Смысл формирования общекультурных компетенций.....31
Огородова Т. В. Развитие креативности магистрантов в рамках
изучения дисциплины «Акмеологические основы
педагогической деятельности»..........................................................33
594
Стр.594
Смирнов Я. А. Проблема восприятия «Первой российской революции
1905–1907 гг.» студентами негуманитарного профиля
(на примере физического факультета ЯрГУ)...................................35
Страхова Н. В., Шубина С. А. Роль активных методов обучения
в формировании общекультурных компетенций студентов..........37
Умнова И. В., Колобанова Ю. Н. Компетентностный подход
в обучении иностранному языку в неязыковом вузе......................39
Шустров А. Г. Культурно-символическая среда как методическое
пособие для формирования общекультурных компетенций..........40
СЕКЦИЯ 2. Методическое обеспечение формирования
профессиональных компетенций как результата освоения
основных образовательных программ.........................................42
Абакумова Ю. А. Компетенции как составляющие
профессиональной компетентности выпускника вуза....................42
Албегов Ф. Г., Зарубина Ю. Н. Формирование общекультурных
и профессиональных компетенций у будущих бакалавров
по социальной работе в процессе преподавания дисциплины
«Технология трудоустройства».........................................................44
Бадоева С. А. Формирование профессиональной компетентности
бакалавров в процессе производственной практики.......................47
Батракова Л. Г. Формирование профессиональных компетенций
в экономике, основанной на знаниях................................................50
Бердичевская В. О. Формирование способностей выработки
профессиональных суждений на базе знаний, полученных
в результате освоения основных образовательных программ.......53
Благов Е. В. О специфике лекций по Особенной части уголовного
права для бакалавров..........................................................................54
Блинова Т. С. Шкалирование уровней компетенций в оценке
результата освоения основных образовательных программ..........56
Венцова Т. Б. Активные методы как средство формирования
профессиональных компетенций......................................................58
Воронин С. М., Шалайкин Л. Ю., Игнатова Е. В. Структура
физической культуры.........................................................................60
Всеволодова А. В., Карташева О. В. Умение работать с базами
данных как одна из профессиональных компетенций студентабакалавра
по направлениям подготовки «Экономика»,
«Менеджмент», «Государственное и муниципальное
управление», «Торговое дело», «Гостиничное дело»,
«Туризм»..............................................................................................62
595
Стр.595
Гвоздев А. А., Осокина Е. В. Формирование профессиональных
навыков и компетенций при изучении дисциплины
«Квантовые процессы во внешних полях» магистерской
программы «Теоретическая и математическая физика».................64
Глызин С. Д., Колесов А. Ю., Лоханин М. В. Лабораторный
практикум по нелинейным колебаниям и формирование
профессиональных компетенций у студентов
математических специальностей.......................................................65
Грачева Е. Л., Урванцева Г. А. Интегративный подход
к проектированию содержания учебных дисциплин
(на примере биохимии)......................................................................68
Гречина Л. А., Вантеева Н. В. Учебные экскурсии в органы власти
как форма освоения дисциплин публично-правового цикла.........70
Гробов А. М., Сирик А. В., Тихонов И. В. Формирование
профессиональных компетенций у студентов направления
подготовки бакалавров «Прикладная информатика в химии»
при изучении дисциплины «Квантовая механика квантовая
химия» и смежных дисциплин..........................................................73
Дубиненкова Е. Н. Применения интервью в подборе персонала
при подготовке психологов для работы в бизнес-организации
(дисциплина «Психолог в управлении персоналом»).....................75
Казин В. Н., Плисс Е. М., Русаков А. И. Методическое обеспечение
формирования профессиональных компетенций у студентов
биологических или экологических направлений подготовки
в процессе изучения дисциплины «Физическая химия»................77
Карпов Д. Л., Фёдоров С. В. Некоторые подходы к разработке
паспортов профессиональных компетенций ООП подготовки
бакалавров по направлению 032700 Филология.............................78
Клименко Т. Г. Использование приемов мнемотехники
в работе с лексическим материалом.................................................81
Комарова О. Ю. К вопросу о методическом обеспечении
формирования профессиональных компетенций студентов,
обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры
специальности «Юриспруденция»....................................................84
Маркова Е. В. Использование методологии социальнопсихологического
тренинга при преподавании профессионального
цикла дисциплин бакалаврам психологам.........................................86
Медведева Л. Б., Чаплыгина Н. Б. О необходимости занятий
по элементарной математике для студентов математиков
1 курса..................................................................................................89
596
Стр.596
Мышкин И. Ю., Лебедев В. Г. Об организации подготовки студентов
по дисциплине «Физиология человека и животных».....................92
Николаева Л. А. Использование художественных фильмов
при обучении в вузе...........................................................................94
Паклина О. В. Профессиональная компетентность специалиста
экономического профиля, обеспечивающая готовность
взаимодействия и развития в условиях преемственности
непрерывного образования................................................................96
Парфенов П. Г. Оценка результатов компетентностного подхода
с использованием рейтинговой системы в рамках курса
«Вычислительная математика» на факультете ИВТ.......................99
Платов О. К., Лифанова Е. И. Формирование профессиональных
компетенций при подготовке менеджеров.....................................101
Саковская О. Н. Циркулярное интервью как метод формирования
профессиональных компетенций в курсе «Индивидуальное
консультирование в организации».............................................................103
Сибриков С. Г. Методическое обеспечение формирования
профессиональных компетенций в процессе изучения предметов
«Экологический мониторинг» и «Техногенные системы и
экологический риск»........................................................................104
Соловьева Н. А. Формирование коммуникативной компетенции
в условиях преподавания дисциплин по направлению
«Социальная работа»........................................................................107
Солондаев В. К. Анализ случаев: рефлексивная инверсия позиции...108
Старкова Н. А. Особенности формирования профессиональных
компетенций студентов, обучающихся по направлению
подготовки менеджмент...................................................................111
Субботина Л. Ю. Подход к созданию системы сертификации
компетенций организационных психологов..................................114
Суворова Г. М. Исследование эффективности преподавания
психологической безопасности студентам специальности
«Образование в области безопасности жизнедеятельности
– физкультурное образование»........................................................117
Табунова Т. А. Профессиональное развитие учителя иностранного
языка как задача городского организационно-методического
центра.................................................................................................119
Тихомиров Н. В. Методическое обеспечение формирования
профессиональных компетенций у магистрантов-музеологов
в процессе педагогической практики.............................................122
597
Стр.597
Тюрина Т. Э. Общие подходы к освоению профессиональных
компетенций в процессе преподавания дисциплины «Налоги
и налогообложение».........................................................................125
Федоров С. Ю. Практические аспекты преподавания курса
«Введение в специальность: Связи с общественностью».............................128
Шубина С. А. Роль преподавателя вуза в формировании
профессиональных компетенций студентов..................................129
Якимова О. П. Формирование общепрофессиональных компетенций
при преподавании дисциплины «Дискретная математика».........131
СЕКЦИЯ 3. Новые образовательные технологии
и система оценки знаний...............................................................134
Албегова И. Ф. Новые информационно-коммуникационные
технологии в системе образования
как социальная инновация...............................................................134
Алексеев В. П., Волкова М. Г. К проблеме использования
интерактивных форм при обучении студентов физике................136
Артёмов К. С., Гвоздарёв А. С., Артёмова Т. К. Опыт применения
рейтинговой системы в преподавании радиофизических
дисциплин..........................................................................................138
Афонин М. В., Руденко Л. Д. Современные технологии
преподавания учебной дисциплины «Методология и методы
социологического исследования»...................................................139
Балабаев В. Е., Балабаева Р. Ф. Роль рейтинга в повышении
мотивации учебной деятельности студентов................................141
Балабаев В. Е. Использование рейтинга при оценке качества
знаний студентов..............................................................................143
Барышникова Г. Б. Электронное портфолио по педагогическим
дисциплинам как средство оценки учебных достижений
студента.............................................................................................145
Ботяжова О. А. Дискуссия на «Спорной территории»: опыт
использования новой технологии в преподавании дисциплины
«Основы биоэтики»..........................................................................147
Бугрова И. К. Медиатекст в системе подготовки переводчиков
в сфере профессиональной коммуникации....................................150
Васильев В. Ф. О пользе философской классики для неклассического
образования (к дискуссии об образовательных технологиях).....152
Вовненко Г. И. Современные методы формирования у студентов
навыков системного мышления и анализа.....................................155
598
Стр.598
Гайнутдинова Л. И., Трофимов Е. Ф. Проблемы управления временем
ППС в условиях реализации электронного обучения...........158
Головин Ю. А. Использование инновационных форм обучения
в процессе подготовки бакалавров - политологов.........................160
Димова В. Н. Опыт преподавания курса «Профессиональная
психодиагностика»............................................................................163
Зайцева И. П. Оценочные средства успешного освоения знаний
и умений студентами по дисциплине «Физическая культура»....165
Зафиевский А. В. Использование системы управления курсами
M��dl� при проведении лабораторных занятий............................167
Иванова И. В., Ершиков С. М., Карташова Н. Ю. Методологические
и организационные аспекты проведения контроля остаточных
знаний студентов..............................................................................168
Исаева Е. А. Клиническое юридическое образование как механизм
профессиональной подготовки социально ориентированных
юристов...............................................................................................171
Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Институциональные формы новых
образовательных технологий (на примере ФСПН).......................172
Клюева Н. В. Использование кинотренинга
в подготовке психолога-консультанта............................................175
Ковалева М. И., Прохорова И. М., Фомичева А. Н. Формирование
профессиональных компетенций биолога
в ходе учебно-исследовательской работы студентов....................177
Козлов В. В. Новые образовательные технологии: организация
практикума в курсе трансперсональной психологии....................179
Литвинов В. В., Ухалов А. Ю. Особенности заданий для дисциплин
специализации на кафедре математического анализа............................181
Марасанова В. М. Инновационные оценочные средства
магистрантов по направлению подготовки «Музеология
и охрана объектов культурного и природного наследия»............183
Мелиховский В. М. Методические особенности преподавания
курса «Экономика» при сокращении объёма учебных часов......186
Мойсинович А. М. Контроль знаний студентов:
балльно-рейтинговая система..........................................................187
Мотовиловкер Е. Я. Логические схемы юридических норм
(новая технология обучения)...........................................................189
Павлов А. Л., Павлова Д. С., Мельникова И.Г. Инновационные
технологии в обучении, применительно к специфике малых
групп с привлечением иностранных обучающихся......................191
599
Стр.599
Панкратова Т. М. Основные принципы проверки
и оценки знаний студентов-психологов.........................................194
Преображенский М. Н. Анализ взаимопосещения занятий...............196
Проказников А. В., Трушин О. С. Новые образовательные технологии,
использующие коллективный подход работы...............................198
Рудь Н. А., Сергеев А. Н. Мультимедиа как средство обучения
в вузе..................................................................................................200
Середняков В. Е., Шитова Е. В. Современная система оценки знания
студентов на курсе «Медико-биологическая подготовка
и безопасность жизнедеятельности»..............................................202
Соколов А. В. Практикоориентированность образовательного
процесса студентов-политологов....................................................204
Соколов В. А., Чалый Д. Ю. Об организации учебных занятий
с продвинутыми студентами на факультете ИВТ.........................206
Соловьева Н. А., Дворникова Е. В. Инновационные технологии
и балльно-рейтинговая оценка знаний студентов.........................209
Спиридонова Е. М. Онлайн-тестирование в образовательном
процессе: проблемы и перспективы...............................................211
Толбей А. О. Активные и интерактивные формы
и методы обучения............................................................................213
Томашов В. В. Основные методические требования
к курсу «Социология культуры».....................................................215
Ходунин А. В., Селянская Е. А. Роль единой лабораторной
платформы на базе ПЛИС и цифровых сигнальных
процессоров при формировании профессиональных
компетенций студентов в рамках ФГОС 3......................................216
Шведова Н. В. Комплексный подход при компетентностном
обучении............................................................................................217
Шмонин Л. Ф., Шкребко А. Н., Иванова И. В. Перспективы
использования рейтинговых технологий в оценке знаний
выпускников......................................................................................220
Щапов А. Н. Балльно-рейтинговая система оценки учебных
достижений........................................................................................222
СЕКЦИЯ 4. Самостоятельная работа студентов:
методическое обеспечение и контроль.......................................224
Албегов Ф. Г. Проектная деятельность студентов:
особенности реализации и контроля..............................................224
Алексеев В. П., Рыбникова Е. В. Организация самостоятельной
работы студентов-физиков...............................................................225
600
Стр.600
Андреев В. Е. Методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов с использованием современных
информационных технологий.........................................................226
Антонова Л. Г. Методические основы и технологии организации
самостоятельной работы в системе вузовской подготовки..........229
Барышникова Т. Ю., Кузнецов Ю. А. К вопросу об особенностях
методического обеспечения самостоятельной работы студентов
в рамках компетентностного подхода............................................231
Борисова А. В. Чтение научной литературы
как форма самостоятельной работы студента-первокурсника....232
Владимиров И. Ю., Коровкин С. Ю. Кружок «Когнитивные
исследования». Опыт и принципы
организации самостоятельной работы студентов.........................233
Воронов Н. А., Гладких И. П. Реализация методики самоконтроля
студентов на занятиях по физической культуре............................235
Герасимов А. Б. Организация самостоятельной работы студентов
при изучении дисциплины «Имитационное и полунатурное
моделирование».................................................................................238
Грачева Е. Л. Опыт организации групповой работы студентов
при освоении дисциплины «Экологический менеджмент».........239
Завьялов Ф. Н. О соотношении результатов
текущего и итогового видов контроля............................................241
Зарубина Ю. Н. Семинар как традиционная форма самостоятельной
работы студентов и его современные модификации....................244
Изотова Е. Г. Организация самостоятельной работы как фактор
повышения эффективности учебной деятельности студентов....246
Иродова И. П. Организация самостоятельной работы студентов
при чтении спецкурса.......................................................................247
Каплин М. Н. О методическом обеспечении самостоятельного
решения студентами юридических казусов...................................249
Каплина О. В. Методическое обеспечение самостоятельной работы
бакалавров второго года обучения профиля «Мировая экономика»
при прохождении учебной практики..............................................251
Карпов Д. Л. Система заданий для самостоятельной работы
по анализу текста для студентов-филологов первых курсов.......253
Карташева О. В. Особенности организации контроля самостоятельной
работы при изучении дисциплины «Информационная система
предприятия» студентами-заочниками в Ярославском филиале
Финуниверситета..............................................................................256
601
Стр.601
Карташов В. Н., Калашян М. А. Подготовка к проведению
обобщения материалов судебной практики – важнейший этап
выполнения выпускных квалификационных работ
в юридических вузах........................................................................259
Кашапов М. М., Медведева Ю. С. Самостоятельность студентов
в процессе освоения новых профессиональных методов
и подходов.........................................................................................262
Ковырялова Т. Н., Кудрявцева Т. Н. Особенности организации
самостоятельной работы студентов: методическое обеспечение
и контроль на базе учебно-образовательного w��-портала
платформы M��r����t Shar�����t.....................................................263
Козлов Г. Е. Использование компьютерных обучающих программ
для контроля самостоятельной работы
студентов заочного отделения.........................................................265
Комарова И. П. Самостоятельная работа студентов:
методическое сопровождение..........................................................267
Котов А. Д. Проблемы организации самостоятельной работы
студентов факультета биологии и экологии при изучении
химии.................................................................................................268
Кошелева А. В. Портфолио как форма самостоятельной работы
студентов: сущность и виды............................................................270
Краснов М. В. Организация самостоятельной работы студентов.......272
Кротова Е. И. Метод контроля и самоконтроля в работе
преподавателя курсов общей физики для студентов
радиотехнических специальностей.................................................274
Кругликов Л. Л. Формы самостоятельной работы студентов
и организация контроля за их реализацией....................................276
Кузьмин И. Г. Методическое сопровождение приобщения
студентов к НИРС как форме самостоятельной работы...............278
Кулев А. Г. Организация самостоятельной работы студентов при
подготовке к игровому судебному (уголовному) процессу.........280
Лайтман В. И. Решение казусов как форма самостоятельной
работы студентов-юристов..............................................................282
Лебедев Д. С. Практика применения программных продуктов
для выявления плагиата в студенческих работах..........................284
Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Самостоятельная работа студентов
и формирование профессионального мировоззрения
психолога...........................................................................................287
Макурина О. А. Формы самостоятельной работы магистрантов
в курсе: «Подготовка агитационного текста»................................290
602
Стр.602
Митрофанов В. А. Формирование личностных качеств студентовфизиков
и социокультурная среда вуза..........................................292
Мошкова Е. В. Использование метода «�a��-�t�dy» при организации
самостоятельной работы студентов по экономическим
дисциплинам (на примере Академии МУБиНТ)...........................294
Мячин М. Л. Особенности организации самостоятельной работы
студентов в рамках курса «Цифровая обработка сигналов»........297
Нажмудинов Г. М. Самостоятельная работа студентов-бакалавров
в учебном курсе философии: пути активизации............................299
Назарова Л. Н. О затратах времени на самостоятельную работу
студентов, получающих второе образование.................................303
Никулина Е. В. К вопросу об организации самостоятельной работы
студентов на математическом факультете классического
университета......................................................................................305
Новожилова С. В., Аршинова Н. Г., Авдеева С. Н. Организация
самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Физическая культура»..........................................307
Палей Д. Э., Казаков Л. Н. Оптимизация методических подходов при
изучении дисциплин с малым объемом аудиторных занятий.....309
Папоркова Ф. И. Самостоятельная работа в новых условиях............312
Попова И. В. Организация самостоятельной работы студентов
как методическая проблема.............................................................313
Пошехонова Ю. В. Роль преподавателя в организации
самостоятельной работы студентов................................................315
Прохоров А. П. Самостоятельная работа студентов-менеджеров
и Интернет – как бороться с плагиатом?........................................318
Ракитина О. В. Психодиагностика научно-исследовательских
компетенций студентов, аспирантов и преподавателей вуза
(методическое обеспечение)............................................................320
Рублев В. С. Организация самостоятельной работы студентов 1 курса
специальности «Фундаментальная информатика
и информационные технологии» при проведении
«Учебной практики по программированию и информатике»......322
Рябинина Н. В. Самостоятельная работа студентов
при подготовке курсовых и дипломных сочинений......................324
Саенко К. С. О необходимости взаимосвязи обучения и воспитания
в процессе самостоятельной работы студентов.............................326
Сапожникова Н. Г., Кузнецова Е. Д., Хохлова О. Б. Самостоятельная
работа студентов при изучении химических дисциплин.............329
603
Стр.603
Серова Е. А. Организация и контроль научно-исследовательской
практики студентов магистратуры как формы их
самостоятельной работы..................................................................331
Скрябин А. Л. О некоторых видах контроля
самостоятельной работы студентов по дисциплине
«История политических и правовых учений»................................334
Страхова Н. В. Подготовка виртуальной экскурсии
как форма самостоятельной работы студента
(на примере разработок студентов-музеологов)............................337
Трифонова С. А. Самостоятельная работа студентов
при подготовке к практическим занятиям.....................................339
Умнова И. В. Самостоятельная работа в аудитории и во внеурочное
время с использованием интерактивных образовательных
технологий.........................................................................................341
Федотов Н. Б. Методы активации работы студентов
на практических занятиях по программированию........................344
Чаплыгина Н. Б. О причинах отчисления студентов
на математическом факультете.......................................................345
Шокин С. Д., Смирнов Я. А. Особенности самостоятельной работы
студентов «технических» специальностей.....................................348
Шульдешова Т. В. Виды самостоятельной работы
при изучении иностранных языков.................................................350
Яблокова С. И. Методическое обеспечение темы «Прямая
на плоскости» курса «Геометрия»..................................................352
СЕКЦИЯ 5. Особенности проектирования и реализации
магистерских программ................................................................354
Бестужева Л. П., Короткин А. А. О дисциплине «Теория риска»...354
Воробьев Е. Б. Проблемы формирования системы управления
качеством образовательного процесса в магистратуре................355
Дунаева О. А. Организация самостоятельной работы студентов
в рамках курса «Алгоритмические основы
мультимедийных технологий»........................................................357
Карпова Е. В. Особенности реализации магистерской программы
по профилю «Начальное образование»..........................................360
Лушникова М. В., Лушников А. М. Сравнительное трудовое право
и право социального обеспечения как необходимая составляющая
магистерской подготовки.................................................................362
604
Стр.604
Салова Ю. Г., Шустрова И. Ю. Подготовка магистров
по направлению «Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия»...................................................................365
Сидорова Е. А. Некоторые аспекты глобализации образования.........368
Смирнова Ю. Б. Роль практических занятий в магистратуре.............370
Тятенкова Н. Н. Место дисциплины «Социально-демографические
аспекты экологии человека» в системе подготовки
магистров-экологов..........................................................................372
СЕКЦИЯ 6. Психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся в вузе.......................................................................374
Аласов И. Ф. Из опыта преподавания социальных дисциплин
студентам старших курсов..............................................................374
Басов А. В. Роль уклада жизни вуза в формировании духовнонравственного
развития студента...................................................376
Батракова Л. Г., Колпакова А. Г. Психолого-педагогическое
сопровождение образовательной деятельности в вузе.................378
Башкин М. В. Деловая игра как эффективный метод активного
обучения в вузе.................................................................................380
Бойденко В. С. Психолого-педагогическое сопровождение
научной работы студентов физиков-экспериментаторов.............381
Винокурова А. Н. Взаимосвязь межэтнических отношений
и адаптации студентов в учреждениях среднего
профессионального образования.....................................................383
Волкова М. Г., Рыбникова Е. В. Социально-психологический анализ
проблем пребывания и обучения иностранных студентов
в российских вузах............................................................................385
Драпак Е. В. Обратная связь – проблемы и возможности...................387
Жестокова Ю. Е. Мотивация и адаптация студентов как факторы,
влияющие на совершенствование подготовки будущих
специалистов.....................................................................................390
Жилина А. Н., Золотарева В. В. Феномен эмоционального выгорания
у преподавателей клинических и теоретических кафедр
медицинской академии....................................................................392
Карпов А. В. Принцип предикторной психодиагностики
профессиональных компетенций в области личностных
качеств................................................................................................395
Кашапов А. С. Учет механизмов конфликтности во взаимодействии
как средство вузовской адаптации..................................................397
605
Стр.605
Кашапов М. М. Самосовершенствование творческого мышления
преподавателя в контексте психолого-педагогического
сопровождения обучающихся в вузе..............................................400
Колдеева Е. В. Воспитание студентов через организацию
самостоятельной работы .................................................................404
Конева Е. В. Социально-профессиональная адаптация
выпускников вуза.............................................................................406
Лебедев А. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов
исторического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова
на педагогической практике............................................................409
Мехтиханова Н. Н., Шилова Е. Г. Роль личностных и когнитивных
характеристик в процессе оценивания...........................................411
Мехтиханова Н. Н. Психологические аспекты проблемы
компетентностей...............................................................................413
Минеева Л. А., Русина Н. А. Креативность и мотивация как
ценностные ориентации в карьере..................................................415
Палютина Е. Ю., Русина Н. А. Характеристика жизненных
ценностей и жизненных сфер у выпускников Ярославской
государственной медицинской академии в зависимости
от успешности обучения..................................................................417
Серафимович И. В. Послевузовское психолого-педагогическое
сопровождение деятельности психологов в соответствии
с требованиями ФГОС.....................................................................420
Смирнов Д. А. Подходы к изучению особенностей формирования
профессионального мышления студентов юридического
факультета на вузовском этапе профессионализации..................422
Степанов В. Н. Новые компетенции преподавателя
в эпоху конвергентных медиа.........................................................424
Филатова Ю. С. Коммуникативные способности и конфликтность
врачей-интернов и их динамика в процессе обучения.................427
Филиппова Ю. В. Формирование учебной мотивации студентов
на основе учета психологических закономерностей
ее формирования в процессе обучения в вузе...............................430
Шаматонова Г. Л. Кураторство как традиционная форма
психолого-педагогического сопровождения учебной
деятельности студентов и вид социальной деятельности............433
Юркина М. С. Психологическое сопровождение адаптации
иногородних студентов в вузе.........................................................435
606
Стр.606
СЕКЦИЯ 7. Взаимодействие вузов с работодателями
и социальными партнерами в разработке и реализации
основных образовательных программ: опыт и проблемы.....438
Бондырева И. Б. Функции участников интегрированного
образовательного пространства
в решении проблемы подготовки инженерных кадров................438
Борисов Д. И. Опыт социального партнерства
в реализации программ подготовки
специалистов, бакалавров и магистров по социальной работе....440
Бутнев В. В. Взаимодействие кафедры гражданского права
и процесса ЯрГУ им. П. Г. Демидова с правоприменительными
органами............................................................................................443
Домничев А. В., Борисов Д. И. Взаимодействие вузов
с работодателями: опыт и проблемы развития..............................444
Ильина О. А. Методические особенности организации
курса языковой подготовки трудовых мигрантов.........................445
Казаков Л. Н., Кренев А. Н., Туров В. Е. Разработка и реализация
элементов образовательной программы на кафедре РТС ЯрГУ
на основе взаимодействия с организациями – заказчиками
радиотехнических систем................................................................448
Козырева А. М. Направления взаимодействия работодателей
с вузами и выпускниками................................................................449
Кострова А. А. Профессиональная компетентность как фактор
преодоления профессиональных деформаций личности
преподавателя в условиях оптимизации образовательного
процесса.............................................................................................452
Ласточкина Р. Н. О сертификации профессиональной квалификации
в области юриспруденции................................................................455
Мазаева Л. Н., Лабуз Д. И., Мазай И. В. Кластерный подход
к формированию региональной системы образования.................457
Ободкова Е. А. Высшее профессиональное образование – базис
формирования инновационно мыслящего поколения..................459
Орлов В. Ю. Подготовка кадров для фармкластера:
опыт взаимодействия вузов с работодателями..............................461
Парфенова Л. Б. Прикладной бакалавриат как условие адаптации
выпускников высшей школы к требованиям современного
рынка труда.......................................................................................462
Поварёнков А. Ю. Проблема гармонизации теоретических
познаний и практических запросов на примере высшего
юридического образования..............................................................465
607
Стр.607
Прохорова С. Н. От теории к практике: опыт организации
мастер-классов...................................................................................466
Старцева О. Н. Опыт практического обучения студентов, будущих
специалистов по социальной работе, на базе ГБУ СО
ЯО Ярославского областного геронтологического центра..........469
Хрящев В. В., Волохов В. А., Топников А. И. Студент как стартап...470
Чемякина А. В. Профессиональные компетенции студента психолога:
требования работодателя.................................................................473
СЕКЦИЯ 8. Компьютерные технологии и e-learning
в реализации основных образовательных программ..............476
Албегова И. Ф., Шаматонова Г. Л. Социальные сети как
компьютерная технология в реализации основных
образовательных программ.............................................................476
Апальков И. В., Хрящев В. В. О применении непрерывного
контроля знаний с использованием электронных
образовательных технологий...........................................................478
Башкин М. А. Использование компьютерных технологий при
проведении лекционных занятий по высшей математике
в техническом вузе...........................................................................480
Брюханов Ю. А., Тараканов А. Н., Приоров А. Л. Индивидуализация
обучения по дисциплине «Цифровые цепи и сигналы»...............481
Глазков Д. В. Использование компьютерных технологий
в преподавании математических дисциплин.................................482
Глызин Д. С. Сопровождение учебных курсов интернетматериалами......................................................................................484
Дашковская
О. Д. Справочно-правовые системы
в обучении студентов исторического факультета.........................486
Ершиков С. М., Стельмах А. Ю. Дистанционные образовательные
технологии в изучении биохимии: результаты анкетирования
студентов...........................................................................................488
Карпова У. В., Шклярук Е. Ф. Применение электронных
технологий в современном образовании (на примере
Академии МУБиНТ, г. Ярославль).................................................490
Кондакова Г. В. Использование сайта htt�://www.ma�t�r���ra.��m
«Спорная территория» в качестве новой образовательной
технологии.........................................................................................493
Мазаева Л. Н., Солдатова Н. Л., Ивановская А. А. Разработка
материалов мультимедийного сопровождения физикотехнических
дисциплин....................................................................496
608
Стр.608
Маракаев О. А. Компьютерная образовательная технология
в преподавании дисциплины «Экология растений».....................498
Орлов В. Ю., Орлова Т. Н. Отработка технологии виртуального
лабораторного практикума в дисциплинах направлений
«Химия» и «Биология».....................................................................500
Панькина Г. Н. Вопросы применения компьютерных бухгалтерских
программ при изучении налогового учета как одного из
курсов по выбору..............................................................................503
Пархоменко А. Я. Использование издательской системы Латех
при подготовке выпускных работ...................................................505
Сенин И. Г. Использование компьютеризированной системы
«��yStat» при проведении практических занятий
по курсу «Психодиагностика».........................................................508
Сокольникова Л. А. Организация и проведение междисциплинарных
интернет-проектов в вузе на основе современных w��технологий
(на примере Академии МУБиНТ, г. Ярославль).......509
Урядова А. В. Возможности использования �-l�ar���g
на историческом факультете............................................................512
Фокин В. Г. Тренажёры по математике: опыт использования
и перспективы....................................................................................514
СЕКЦИЯ 9. Проблемы реализации основных образовательных
программ в соответствии с требованиями ФГОС...................518
Беспалова А. М., Савватеева Л. А. Преподавание общей
и неорганической химии студентам фармацевтического
факультета ЯГМА.............................................................................518
Бестужева Л. П., Майорова Н. Л. О проблемах математической
подготовки студентов экономического факультета......................520
Брюханов Д. Ю. Области оценки качества образования
при реализациифедеральных государственных образовательных
стандартов..........................................................................................523
Василевский А. И. Проблемы реализации образовательных программ
на основе компетентностного подхода...........................................525
Воронов Н. А., Авдеева С. Н., Балабин Н. Н. Реализация
образовательной программы по физической культуре
в соответствии с требованиями ФГОС...........................................528
Гайнутдинов Т. Р. Философские основания высшей школы.............530
Дубов М. А., Приоров А. Л. О мотивации студентов к получению
высшего образования.......................................................................533
609
Стр.609
Дурнев В. Г. Об алгебрологическом цикле дисциплин
Федерального государственного образовательного стандарта
по специальности «Компьютерная безопасность»........................534
Заец С. В. Основные принципы преподавания спецкурса
«Очерки истории русской культуры».............................................536
Зеткина О. В., Коновалова Г. Г. Опыт организации учебной практики
студентов-бакалавров по направлению «Мировая экономика»..539
Иванов А. Б. Проблемы проведения практических занятий
у студентов первого курса юридического факультета..................540
Иванчин А. В. О пользе и целях преподавания магистрантам
курса «Служебные преступления».................................................543
Казанков С. П. О некоторых проблемах российского образования...546
Казарин Л. С. Проблемы реализации направления
«Математика и компьютерные науки» ..........................................549
Кудрина С. А. Философия в вузе XXI века............................................551
Кузнецова Е. Д., Сапожникова Н. Г., Кузнецова Н. Е. Методические
основы курса химии для лечебного факультета
в соответствии с ФГОС нового поколения.....................................552
Кузьмин Е. В., Соколов В. А. Проблемы реализации дисциплины
«Неклассические логики» в рамках образовательной программы
бакалавриата по направлению «Фундаментальная информатика
и информационные технологии».....................................................554
Лагутина Н. С., Ларина Ю. А. Особенности разработки учебных
курсов по программированию с использованием шаблонов
проектирования.................................................................................556
Майорова Н. Л., Шабаршина Г. В. Проблемы и перспективы
обучения будущих студентов..........................................................559
Невская Е. А. О содержании дисциплины «Английский язык»
для направления 100400 «Туризм».................................................562
Невский М. В., Стрелков Н. А. О некоторых вопросах
математического образования.........................................................563
Огнев И. С., Чистяков М. В. Проблемы формирования рабочих
программ по магистратуре профильная направленность
«Релятивистская астрофизика»........................................................566
Парамонов И. В., Васильев А. М., Лагутина Н. С. Инновационные
методы обучения разработчиков программного обеспечения.....568
Переломова И. Г. Особенности методики проведения лекционных
занятий по курсу «Экономика» для студентов физического
факультета.........................................................................................569
610
Стр.610
Сапир Е. В. Учебная практика студентов бакалавриата профиля
«Мировая экономика» и ее методическое обеспечение...............571
Смирнов Р. Ю. Некоторые проблемы реализации образовательной
программы по судебной психиатрии в юридических вузах.........573
Спиридонова О. Е. Образовательные программы по юриспруденции
в свете нового законодательства о высшем образовании:
некоторые проблемы реализации...................................................576
Табунова Т. А., Огородова Т. В. Диагностика готовности учителей
иностранного языка к реализации принципа индивидуализации
образования школьников.................................................................578
Тарусина Н. Н. ФГОС и реализация программы бакалавриата
по направлению «Юриспруденция»...............................................581
Тимофеев В. А., Афонин А. А. Особенности проведения практики
студентов младших курсов направления «Радиофизика»............582
Шеховцова Н. В. Анализ готовности первокурсников
к формированию общекультурных компетенций выпускников
бакалавриата по направлению «Биология»....................................584
Шляпникова О. А. Творческие способности педагогов на этапе
модернизации системы дошкольного образования.......................586
Шокин С. Д. К вопросу об учебных пособиях по вузовскому курсу
«История России» на неисторических факультетах (из опыта
работы преподавателя межфакультетской кафедры)....................589
Язева Е. Е. Проблемы преподавания дисциплины «Уголовный
процесс» у студентов очно-заочной формы обучения направления
подготовки бакалавриата 030900.62 Юриспруденция..................591
611
Стр.611