Для изучения рекомендуются характерные (типовые) растения, даются разъяснения по подготовке объектов к изучению и указания по исследованию особенностей их вегетативных и генеративных органов, предложен ряд контрольных вопросов. <...> Систематическое положение объекта записывается по-латыни, название семейства и полное название
вида требует обязательного указания автора. <...> Печеночные мхи
Цель: изучить морфолого-анатомические особенности гаметофита и спорофита Печеночных мхов на примере типичного
представителя маршанции многообразной. <...> Материалы: экземпляры талломов мужских и женских и с
выводковыми корзинками (живые, зафиксированные, гербарные), постоянные микропрепараты с поперечным разрезом таллома, разрезом через мужскую и женскую подставки, молодым
спорогоном, гербарий, таблицы. <...> Систематическое положение
Отдел Мохообразные — Bryophyta
Класс Печеночные мхи, или Маршанциопсиды, — Hepaticopsida, или Marchantiopsida
Подкласс Маршанциевые — Marchantiidae
Порядок Маршанциевые — Marchantiales
Семейство Маршанциевые — Marchantiaceae
Ход работы <...> На гербарном и фиксированном материале рассмотреть
и зарисовать внешний вид мужских и женских талломов (слоевища), способ ветвления таллома и жилки (дихотомия), дорзовентральность строения, подставки (гаметангиофоры) мужские
и женские (ножка, многолучевой диск или лучи), выводковые
корзинки на развилке жилки, их форму, однослойные брюшные
4
чешуйки (амфигастрии) и одноклеточные ризоиды (простые и
язычковые). <...> Маршанция многообразная (Marchantia polymorpha):
1 — растение с женскими подставками, 2 — растение
с мужскими подставками, 3 — поперечный разрез
через часть слоевища, 4 — вид устьица сверху <...> На поперечном срезе таллома выделить
верхний эпидермис с просвечивающимися ромбическими воздухоносными камерами с устьицами и ассимиляторами, глубже
запасающими паренхиму с маслянистыми тельцами и слизевыми
ходами, и нижний эпидермис. <...> На постоянных препаратах мужской и женской подставок
(гаметангиофоров <...>
Ботаника_Систематика_высших_растенийметодические_указания_к_лабораторным_занятиям.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра ботаники и микробиологии
БОТАНИКА
СИСТЕМАТИКА
ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ
Методические указания
Рекомендовано
научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлениям
Биология и Экология и природопользование
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
Стр.1
УДК 58(042)
ББК Е592я73
Б 82
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2013 года.
Рецензент
кафедра ботаники и микробиологии
Составитель М. А. Борисова
Ботаника: Систематика высших растений:
Б 82
методические указания к лабораторным занятиям
/ сост. М. А. Борисова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
— Ярославль : ЯрГУ, 2013. — 72 с.
Задача лабораторных занятий по систематике высших
растений — ознакомление студентов с таксономическим
разнообразием растительного царства на основе
современной системы взглядов на эволюцию высших
растений. Для изучения рекомендуются характерные (типовые)
растения, даются разъяснения по подготовке объектов
к изучению и указания по исследованию особенностей
их вегетативных и генеративных органов, предложен
ряд контрольных вопросов.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлениям
020400.62 Биология, профиль «Биоэкология»,
«Экология и природопользование», 022000.62 Экология
и природопользование (дисциплина «Ботаника»,
ч. 2; циклы Б2, Б3), очной и заочной формы обучения.
УДК 58(042)
ББК Е592я73
© ЯрГУ, 2013
2
Стр.2
Оглавление
Введение..............................................................................................3
Растения с преобладанием гаметофита
(гаплоидной генерации) в жизненном цикле.
Подцарство предпобеговые архегониальные
— Procormo-bionta archegoniatae.....................................................4
Тема 1. Отдел Моховидные — Bryophyta...................................4
Работа 1. Печеночные мхи.......................................................4
Работа 2. Зеленые, или Листостебельные, мхи......................6
Работа 3. Видовое разнообразие мохообразных растений...9
Вопросы для самоконтроля........................................................10
Растения с преобладанием спорофита
(диплоидной генерации) в жизненном цикле
Подцарство Побеговые архегониальные
— Cormobionta archegoniatae.........................................................11
Тема 2. Группа отделов Папоротникообразные
— Polypodiophytina...........................................................................11
Работа 1. Отдел Плауновидные ..............................................11
Работа 2. Отдел Хвощевидные .............................................14
Работа 3. Отдел Папоротниковидные ..................................17
Работа 4. Видовое разнообразие и различия в строении
Полиподиевых, или Настоящих папоротников............................20
Вопросы для самоконтроля ......................................................21
Вопросы к коллоквиуму
по теме «Высшие споровые растения».........................................21
Тема 3. Отдел Голосеменные, или Сосновые,
— �ymnospermatophyta, Pinophyta ................................................23
Работа 1. Биология представителей класса Хвойные..........23
Работа 2. Видовое разнообразие голосеменных растений.26
Вопросы для самоконтроля ......................................................26
Тема 4. Побеговые пестичные — Cormobionta gynoeciatae.
Отдел Покрытосеменные, или Цветковые растения,
— Angiospermatophyta, Anthophyta, или Magnolophyta.................27
Класс Двудольные — Magnoliopsida, или Dicotyledonae.........27
69
Стр.69
Работа 1. Семейство Лютиковые..........................................27
Работа 2. Семейства Березовые, Буковые............................32
Работа 3. Семейство Розановые ...........................................33
Работа 4. Семейство Бобовые ..............................................38
Работа 5. Семейства Гвоздичные..........................................41
Работа 6. Семейство Капустные (Крестоцветные)..............42
Работа 7. Семейства Вересковые, Брусничные...................45
Работа 8. Семейства Пасленовые, Яснотковые
(Губоцветные)..................................................................................48
Работа 9. Семейство Астровые (Сложноцветные)..............52
Вопросы для самоконтроля.......................................................57
Класс Однодольные — Liliopsida, или Monocotyledonae.........57
Работа 10. Семейство Лилейные...........................................57
Работа 11. Семейства Мятликовые (Злаковые),
Осоковые...........................................................................................61
Работа 12. Семейство Орхидные...........................................65
Вопросы для самоконтроля.......................................................67
Рекомендуемая литература.............................................................68
70
Стр.70