6+
ф
ISSN 1817-3292
Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский
педагогический государственный университетский комплекс»
Издается с декабря 2005 года
один раз в два месяца
Главный редактор
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических
наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный педагогический университет имени
М. <...> Arthur Ferdsovich Amirov, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the head of the Department of pedagogics and
psychology, SBEI HPE Bashkir State Medical University
(Ufa). – E-mail: amirov.af@yandex.ru.
*Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук,
профессор, декан социально-гуманитарного факультета,
ФГБОУ
ВПО
«Башкирский
государственный
педагогический университет имени М. <...> Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI
HPE Bashkir State Pedagogical University named after
M.Akmullah (Ufa). – E-mail: vlbenin@mail.ru.
*Гайсина Гузель Иншаровна, доктор педагогических наук,
профессор,
заведующая
кафедрой
социальной
педагогики, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. <...> Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the head of the Department of social pedagogics,
FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named
after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nicomni9@yandex.ru.
*Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических
наук, профессор, член-корреспондент РАО, министр
образования Республики Башкортостан (г. <...> Серия “Психология”», издатель и главный
редактор интернет-журнала «Развивающее образование») (г. <...> Tatyana Aleksandrovna Romm, The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair
of pedagogics and psychology of Institute of history of FBSEI HPE «Novosibirsk state
pedagogical university»; the chief editor of the «Siberian pedagogical magazine»
(Novosibirsk). – E-mail: sp-journal@nspu.ru.
*Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор,
действительный член (академик) РАО, ректор, ГБОУ ВПО «Московский городской
психолого-педагогический университет»; директор, Психологический институт РАО
(г. <...> Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип.
© Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2015
4
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р. <...> Асадуллин
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БАШКОРТОСТАНА:
МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые <...>
Педагогический_журнал_Башкортостана_№4_(59)_2015.pdf
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БАШКОРТОСТАНА:
МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ .............................................................................................. 7
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Л.П. Гирфанова
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТРАН ШОС:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ .................................................................................................................... 12
М.И. Алдошина
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ................................................................................................ 20
Р.М. Фатыхова, А.З. Рахимов
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...................................................................................................... 26
Е.Ю. Бикметов, Г.Ф. Кунгурцева, Ю.Р. Галиханова
ВОСПРОИЗВОДСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ВУЗЕ:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ......................................................................... 33
А.А. Акчулпанова
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ .............................................................................................. 40
Е.Н. Белова
ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ........................................................................................... 45
И.А. Гришанова
КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОБЛЕМ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .................................................................................................................... 51
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
В.Л. Бенин, Р.А. Гильмиянова
БИБЛИОКУЛЬТУРОЛОГИЯ: НОВЫЙ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ) ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
ФЕНОМЕНА КНИГИ ................................................................................................................................... 55
Н.О. Вербицкая, Л.В. Оринина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ В РОССИИ ............................................. 65
М.Э. Вильчинская-Бутенко
КОРПОРАТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СВЕТЕ ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ .................................... 69
Г.Я. Вербицкая
ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ КОНФЛИКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ....................................................................................... 75
5
Стр.5
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Г.Р. Шафикова, Э.Р. Жданов, Ф.А. Нагаев, З.Р. Мустафина
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ...... 81
Р.И. Остапенко
РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОДИАГНОСТИКИ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ .............................................................. 86
О.А. Степанова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ ............................................ 92
Л.А. Сайтбагина
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА:
АСПЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ .................................................................................................................. 103
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Т.П. Рассказова, А.Д. Музафарова
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА К РАБОТЕ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ .......................................................... 108
Ю.Б. Байрамуков, Ю.Ю. Лушников
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО
ЦЕНТРА ПРИ ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ ..................................................................................................... 115
Е.В. Соболев
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ............................... 125
К.А. Рямова, А.С. Розенфельд
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОДДЕРЖАНИЕ СРЕДСТВАМИ
ФИТНЕСА ................................................................................................................................................. 134
А.Р. Шангареева
ПЕДАГОГУ ДОО О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ ........................................................................................................................... 140
ДЕБЮТ В НАУКЕ
Е.Л. Гусейнова, Н.С. Сытина
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ .......................................................................................................... 145
Э.М. Габитова, Л.В. Вахидова
ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА:
СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ............................................................... 152
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Т.М. Аминов
ПОДГОТОВКА КОММЕРСАНТОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЭКОНОМИСТОВ
В РЕГИОНАХ СССР В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД: НА ПРИМЕРЕ БАШКИРСКОЙ АССР ...................... 162
Ю.В. Ергин
ИСТОРИЯ УНИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ И УКРАИНСКОЙ СИСТЕМ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: конец 20-х – начало 30-х годов ХХ века ......................................... 169
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ....................................................................................................................... 190
6
Стр.6