Дружкина В. Бенедиктов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 1. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 446-448.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-4462.htm
БЕНЕДИКТОВ Владимир Григорьевич [1807-1873] - поэт, лирик. Происходил из духовного
звания; родился в Петербурге, детство и юность провел в Олонецкой губернии. Учился в гимназии, в
кадетском корпусе. С 1827-1831 на военной службе, участвует в подавлении польского восстания. С 1832
переходит в министерство финансов, преуспевает как чиновник и достигает должности директора
Государственного заемного банка. Выходит в отставку действительным статским советником. Пишет
попутно стихи, занимается математикой и астрономией. Составил учебник астрономии (неизданный). -
Судьба Б. как поэта характерна: "поэт-чиновник" (по оценке многих критиков), напечатав с помощью
друзей первый сборник стихов в 1835, делается необычайно популярным, его читают нарасхват, так что в
1838 потребовалось новое издание, к-рое выходит в неслыханном в то время количестве - 1 000 экз. На Б.
можно изучать историю "социального заказа" определенных общественных групп 30-х гг. "Он был в
моде, - говорит его биограф Я. П. Полонский, - учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам
своим, девицы их переписывали, приезжие из Петербурга модные франты хвастались, что им удалось
заучить наизусть только-что написанные и еще не напечатанные стихи Б., а наряду с этим заметно
охлаждение к Пушкину, "Бориса Годунова" и "Капитанскую дочку" почти не читают". Известность Б.
растет, особенно после того как проф.Шевырев посвящает ему хвалебную статью и провозглашает Б.
"поэтом мысли". Разумеется "потребитель" Б. - не тот, что у Пушкина: мелкое дворянство, чиновники
разночинцы без образования - широкая городская обывательская масса, живущая романтическими
шаблонами в духе марлинизма (см. "Марлинский") и отдыхающая на них от своей серенькой жизни, как
на них отдыхал сам "поэт-чиновник". Мотивы стихов Б. - обычные для этого сорта романтики: любовь,
природа, особенно любовь. Воображение Б. проникнуто эротизмом; видя красавицу, он представляет
себе, как вздыхает и томится паркет, по к-рому она ступает, или конь, на к-ром она скачет ("Наездница").
Даже при виде пожара Б. создает образы любовного поединка: "Над зданья громадой он бурно восстал, к
ней жадною грудью прильнул сладострастно, червонные кудри свои разметал... и... сверкает победным
любви торжеством". Иногда в тон господствующему вкусу Б. пишет о родине, воспевает величие и
военную мощь России ("Россия"). Успеху Б. много способствовала "гремучесть" его стихов,
"прорифмованных насквозь" (по его собственному выражению). Даже Пушкин находит, что ни у кого
нет таких богатых рифм, как у Б. Критики отмечают много созданных им слов и словосочетаний, напр.
"льдяребрость", "вольнотечный", "громоглагольный", "стопобедный", "залюбовный", "безверец" и т. д.
Однако мода на Б. прошла, и в 40-е гг. о нем забыли; под влиянием статей Белинского создается
даже кличка "бенедиктовщина", к-рой клеймится все неестественное и бесвкусное в поэзии. Белинский
громит Б. за пошлость, пустоту и внешний блеск, принимаемый за подлинную поэзию. Лет десять Б. не
печатается нигде; но в 1857 выходит небольшая книжка его стихов под заглавием "Новые стихотворения
В. Б.", в к-рой он выступает как "Ювенал" (по его собственному выражению) и пытается, в тон
господствующему направлению, учить общество добру и прогрессу. За эти "общественные" настроения
Б. хвалят Чернышевский и Добролюбов, но попутно отмечают чисто внешний характер его
воодушевления, его ложный пафос, стремление итти по проторенным путям и даже "молчалинство", его
желание подделаться под господствующую моду.
Имя Б. казалось навсегда забытым, но в 90-е годы память о нем воскрешают символисты. Ф.
Сологуб обращает внимание на богатство его речи,Ю. Айхенвальд отмечает изысканность его рифмы,
указывает на близость Б., этого "ремесленника во имя красоты", к поэзии неоромантиков. В.М. Фриче,
после краткого анализа содержания и формы стихов Б. устанавливает явную эволюцию от Б. к
символистам: их роднит эротизм и внутренняя изощренность звукописи.
Б., поэт явно упадочный, по своей идеологии типичен для определенной общественной группы
30-х гг. Это - обыватель-чиновник, выряженный в павлиньи перья романтизма высших классов.
Библиография: I. Стихотворения В. Б., СПБ., 1835; то же, изд. 2-е, СПБ., 1836; в 3-х тт., СПБ.,
1856; Новые стихотворения В. Б. СПБ., 1857; Стихотворения в 3-х тт., СПБ., 1883-1884; в 2-х тт., СПБ. -
М., 1902 (второе посмертное изд. с биографией, составленной Я. П. Полонским).
II. Венгеров С. А., Крит.-биогр. словарь, т. II, СПБ., 1886; Гербель, Н. Русские поэты в биографиях
и образцах, СПБ., 1888; Майков В., Критические опыты, СПБ., 1891; Садовский Б., Поэт-чиновник,
"Русская мысль",Љ11, 1909; Белинский В. Г., Собр. сочин. под ред. Н. Д. Носкова, СПБ. -М., 1911 (см.
стихотворения В. Б.); Добролюбов Н. А., Собр. сочин. под ред.М. К. Лемке, СПБ.
В. Дружкина
Стр.1