Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: метод. рекомендации для преподавателей (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМелехова
АвторыРостова Н.Н.
ИздательствоКемГМА
Страниц28
ID270452
АннотацияОсновная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путём передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Поэтому самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, она должна стать его основой, чтобы студент, будущий специалист, научился самостоятельно добывать знания и стремился к самообразованию. Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь преподавателям организовать самостоятельную работу студентов, показать ее разнообразные виды и формы, повысить мотивацию студентов к самостоятельной деятельности и повлиять на её эффективность.
Мелехова, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: метод. рекомендации для преподавателей / Н.Н. Ростова; Л.И. Мелехова .— Кемерово : КемГМА, 2010 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/270452 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. И. Мелехова, Н. Н. Ростова Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе Методические рекомендации для преподавателей Кемерово КемГМА 2010 2 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию <...> Л. И. Мелехова, Н. Н. Ростова Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе Методические рекомендации для преподавателей Кемерово КемГМА 2010 Мелехова Л. И., Ростова Н. Н. <...> Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: Методические рекомендации для преподавателей. <...> Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. <...> Решение этой задачи вряд ли возможно только путём передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. <...> Поэтому самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, она должна стать его основой, чтобы студент, будущий специалист, научился самостоятельно добывать знания и стремился к самообразованию. <...> Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь преподавателям организовать самостоятельную работу студентов, показать ее разнообразные виды и формы, повысить мотивацию студентов к самостоятельной деятельности и повлиять на её эффективность. <...> Рецензенты: Банных С. В. – канд. мед. наук, доц. кафедры патологической физиологии ГОУ ВПО КемГМА Росздрава; Порхачев В. Н. – канд. филос. наук, и. о. зав. кафедрой гуманитарных наук ГОУ ВПО КемГСХИ. <...> 2 СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 4 5 О МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 5 ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ 7 ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ 8 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 9 ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 11 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ <...>
Организация_самостоятельной_работы_студентов_в_медицинском_вузе_метод._рекомендации_для_преподавателей.pdf
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Л. И. Мелехова, Н. Н. Ростова Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе Методические рекомендации для преподавателей Кемерово КемГМА 2010
Стр.3
Мелехова Л. И., Ростова Н. Н. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: Методические рекомендации для преподавателей. – Кемерово: КемГМА, 2010. – 23 с. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путём передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Поэтому самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, она должна стать его основой, чтобы студент, будущий специалист, научился самостоятельно добывать знания и стремился к самообразованию. Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь преподавателям организовать самостоятельную работу студентов, показать ее разнообразные виды и формы, повысить мотивацию студентов к самостоятельной деятельности и повлиять на её эффективность. Рецензенты: Банных С. В. – канд. мед. наук, доц. кафедры патологической физиологии ГОУ ВПО КемГМА Росздрава; Порхачев В. Н. – канд. филос. наук, и. о. зав. кафедрой гуманитарных наук ГОУ ВПО КемГСХИ. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2010. 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ О МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛИТЕРАТУРА 4 5 5 7 8 9 11 21 21 23 3
Стр.5
СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Состояние и перспективы развития учебных заведений, в том числе вузов, в плане подготовки высококвалифицированных специалистов подразумевают и сознательную, целенаправленную, самостоятельную, познавательную деятельность каждого студента. Научная информированность, компетентность специалиста – это также его интеллектуальный потенциал, ориентированный на познавательную активность, систему определенных исследовательских умений, без которых невозможна творческая деятельность в рамках его специальности. Специалист – не склад научной информации, а создатель на ее основе новых знаний, творческих технологий обучения и воспитания. Самостоятельная работа студентов (СРС) – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведённое для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которого требует активной мыслительной деятельности. Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, предполагающий ориентацию целей обучения на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, то есть на реальные ситуации, в которых студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. Под самостоятельной работой студентов также следует понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений. Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу. Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателей. СРС должна 4
Стр.6
7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление. 8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. 9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ В ходе самостоятельной работы, планируемой по каждой учебной дисциплине, студент может: – освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также освоение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельных положений и т. д.); – закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путём (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); – применить полученные знания и практические умения для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.); – применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной дипломной работы, научно-исследовательская работа студента). 7
Стр.9
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа студентов складывается из: – самостоятельной работы в учебное время, – самостоятельной работы во внеурочное время, – самостоятельной работы в Интернете. Формы самостоятельной работы студентов в учебное время 1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции. Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. 2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. «Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого 11
Стр.13
Таблица 1 Новые информационные технологии Возможности НИТ Формы организации учебных занятий – написание реферата-обзора – рецензия на сайт по теме – анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание 1. Поиск и обработка информации – написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента – составление библиографического списка – подготовка фрагмента практического занятия – подготовка доклада по теме – подготовка дискуссии по теме – работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети – обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы 2. Диалог в сети – общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему – обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции – консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию – размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме 3. Создание webстраниц и webквестов – публикация библиографий по теме – создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах – создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса 18
Стр.20
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА – Уровень освоения студентом учебного материала. – Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач. – Сформированность общеучебных умений. – Обоснованность и чёткость изложения ответа. – Владение терминологией и грамотной устной/письменной речью. – Оформление материала в соответствии с требованиями. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов необходимо оптимально структурировать учебный план не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоёмкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьёзное изучение бюджета времени студента, оснащённости методической литературой. Кроме того, необходимо постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего – ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна формироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должно учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, то есть процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной 21
Стр.23
Мелехова Любовь Ивановна Ростова Наталья Николаевна Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: Методические рекомендации для преподавателей Корректор, технический редактор – Аносова К. М. Художественный редактор – Сапова Т. А. Ответственный редактор – Мелехова Л. И. Подписано в печать 21.01.2010. Тираж 100 экз. Формат 2130½. Условных печатных листов 1,3. Печать трафаретная. 24
Стр.26