К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2015 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки)
Ярославль
2015
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. <...> К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник. <...> Психолого-педагогические науки = Yaroslavl pedagogical
bulletin : научный журнал. <...> Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор; Н. Х. Розов, доктор физико-математических
наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского
государственного университета им. <...> К. Д. Ушинского», 2015
© Авторы статей, 2015
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
Том II (Психолого-педагогические
науки)
№ 1–2015
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. <...> Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов ________ 47
Чистяков В. В., Смирнов Е. И. <...> Об опыте использования продукта Maple 15
в учебном исследовании в области теории динамических систем __________________________ 53
Никулина О. Ю. <...> Содержание подготовки будущих педагогов
к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования ______ 69
Казанов Я. В., Толмачев С. О., Шелия А. В. <...> Апробация новых модулей
основной образовательной программы бакалавриата «Образование и педагогика»____________ 78
3
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. <...> Методологические проблемы исследований в истории психологии ______________ 91
Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. <...> Особенности генезиса антимотивации в учебной деятельности ____ 111
Нижегородцева Н. В., Жукова Т. В. <...> Устойчивость мотивационных субсистем научной деятельности
к воздействиям широкой социальной и узкой научной среды ____________________________ 129
Морозников Р. С. <...> Approbation of New Modules
of the Main Educational Bachelor’s Degree Programme "Education and Pedagogics"______________ 78
5
PSYCHOLOGY
Mazilov V. <...> Features of Genesis of Anti-Motivation in the Educational Activity ___ 111
Nizhegorodtseva N. <...> Parenting Styles in the Families of Students Studying in Niš _______________ 146
CHRONICLE AND INFORMATION
Mazilov V. <...> Коммуникативный <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№2._Психолого-педагогические_науки_2015.pdf
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
Том II (Психолого-педагогические
науки)
№ 1–2015
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Белкина В. Н., Криулева М. Г. Структура коммуникативного потенциала детей
предшкольного возраста _____________________________________________________________ 7
Жильцова Е. С. Формирование готовности замещающих родителей к реализации воспитательной
функции __________________________________________________________________________ 12
Кириченко Е. Б., Важнова О. Г. Профессиональная позиция педагога
во взаимодействии с детьми-сиротами ________________________________________________ 16
Данилова Л. Н. Язык реформ___________________________________________________________ 22
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Филонова Ю. А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся:
принципы планирования системы уроков в основной школе ______________________________ 25
Сулейманян Е. А. Методический аспект формирования учебных компетенций школьников
при решении физических задач ______________________________________________________ 31
Вавилов Ю. П., Горбунова Л. Г. Анализ результатов эмпирического исследования
предпрофессиональной подготовки кадетов ____________________________________________ 37
Кузнецова О. В. Этапы формирования регулятивных учебных действий младших школьников ___ 42
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Байбородова Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов ________ 47
Чистяков В. В., Смирнов Е. И. Об опыте использования продукта Maple 15
в учебном исследовании в области теории динамических систем __________________________ 53
Никулина О. Ю. Методика исследования дискурсивно-проективной компетентности
будущих учителей _________________________________________________________________ 58
Тихомирова Л. Ф. Формирование готовности студентов педагогического вуза
к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности _____________ 62
Смирнова И. В. Содержание подготовки будущих педагогов
к профессиональной деятельности в условиях дошкольного инклюзивного образования ______ 69
Казанов Я. В., Толмачев С. О., Шелия А. В. Проект содержания образовательной программы
аспирантуры для педагогических специальностей _______________________________________ 73
Васекин С. В., Тихомиров С. А., Монахов В. М., Кузнецова И. В. Апробация новых модулей
основной образовательной программы бакалавриата «Образование и педагогика» ____________ 78
3
Стр.3
ПСИХОЛОГИЯ
Мазилов В. А. Методологические проблемы исследований в истории психологии ______________ 91
Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Система требований участников образовательного процесса
к особенностям личности и способностям учителя ______________________________________ 98
Корнеева Е. Н., Коротаева А. И. Содержание учебно-методических комплексов как средство
конструирования гендерной идентичности младших школьников _________________________ 106
Карпова Е. В., Рябова А. Ю. Особенности генезиса антимотивации в учебной деятельности ____ 111
Нижегородцева Н. В., Жукова Т. В. Методика комплексной диагностики психологической
структуры учебной деятельности студентов и готовности к обучению в вузе _______________ 119
Мехтиханова Н. Н., Смульсон М. Л. О взаимосвязи мудрости и успешности _________________ 124
Разина Т. В. Устойчивость мотивационных субсистем научной деятельности
к воздействиям широкой социальной и узкой научной среды ____________________________ 129
Морозников Р. С. Модель профессионального развития социального работника _______________ 134
Быстров А. Н. Интернет-развитие в образовании _________________________________________ 140
Тодорович Елизавета А. Стили воспитания в семьях студентов,
обучающихся в Нишском университете ____________________ Ошибка! Закладка не определена.
ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ
Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Психология деятельности: итоги и перспективы ________________ 150
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ __________________________________________________________ 156
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей ____________________________________________ 162
4
Стр.4
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
Volume II (Psychological
and Pedagogical Sciences)
№ 1–2015
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Belkina V. N., Kriuleva M. G. The communicative potential of the preschool child ___________________ 7
Zhiltsova E. S Formation of Foster Parents’ Readiness to Upbringing
under Conditions of the Educational Institution ____________________________________________ 12
Kirichenko Е. B., Vazhnova О. G. The Teacher's Professional Position in Interaction with Orphans ____ 16
Danilova L. N. Language of Reforms ______________________________________________________ 22
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Filonova Ju. A. Formation of the Students' Communicative Competence:
Principles in Planning the Lesson System in Main School ___________________________________ 25
Suleimanyan E. A. Methodical Aspect of Formation of Educational Competences
of Schoolchildren in Solving Physics Problems ____________________________________________ 31
Vavilov Ju. P., Gorbunova L. G. The Analysis of Results of the Empirical Research
of Preprofessional Training of Cadets ___________________________________________________ 37
Kuznetsova O. V. Formation Stages of Junior Schoolchildren's Regulatory Educational Operations _____ 42
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Baiborodova L. V. A Practice Oriented Approach to Future Teachers’ Training _____________________ 47
Chistyakov V. V., Smirnov E. I. About Experience in Use of the Maple 15 Product
in the Educational Research in the Field of the Theory of Dynamic Systems _____________________ 53
Nikulina O. Ju. Technique Research of the Discursive and Projective Competence of Future Teachers __ 58
Tikhomirova L. F. Formation of Readiness of Pedagogical University Students
to Implement a Health Saving and Health Forming Activity __________________________________ 62
Smirnova I. V. Content of Future Teachers’ Training to Professional Work in Conditions
of Preschool Inclusive Education ______________________________________________________ 69
Kazanov Ya. V., Tolmachev S. O., Sheliya A. V. The Project of the Educational Programme
for Postgraduate Course in Pedagogics __________________________________________________ 73
Vasekin S. V., Tikhomirov S. A., Monakhov V. M., Kuznetsova I. V. Approbation of New Modules
of the Main Educational Bachelor’s Degree Programme "Education and Pedagogics"______________ 78
5
Стр.5
PSYCHOLOGY
Mazilov V. A. Methodological Problems of Researches in Psychology History _____________________ 91
Povarionkov Ju. P., Slepko Ju. N. The System of Requirement
of Educational Process Participants to the Personality’s Features and to the Teacher’s Abilities ______ 98
Korneeva E. N., Korotaeva A. I. Content of Teaching Materials as a Means of Constructing
Gender Identity of Junior Schoolchildren _______________________________________________ 106
Karpova E. V., Ryabova A. Yu. Features of Genesis of Anti-Motivation in the Educational Activity ___ 111
Nizhegorodtseva N. V., Zhukova T. V. Complex Diagnostics Methodology of the Psychological Structure
of Students’ Learning Activities and Readiness to Study in Higher School _____________________ 119
Mekhtikhanova N. N., Smulson M. L. About Interrelation of Wisdom and Success ________________ 124
Razina T. V. Motivational Subsystems Stability of Scientific Activities to Wide Social Environment and
Narrow Scientific Environment _______________________________________________________ 129
Moroznikov R. S. The Professional Development Model of the Social Worker ____________________ 134
Bystrov А. N. The Internet-Development in Education _______________________________________ 140
Todorović Jelisaveta A. Parenting Styles in the Families of Students Studying in Niš _______________ 146
CHRONICLE AND INFORMATION
Mazilov V. A., Slepko Ju. N. Psychology Activities: Results and Prospects ____________________ 150
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS ______________________________________________ 159
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine "Yaroslavl Pedagogical Bulletin"
and Requirements to Typography of Manuscripts ______________________________________ 163
6
Стр.6