Впрочем, я не стану полемизировать с теми, кто в настоящее время отрицательно относится к
религиозному началу, я не стану спорить с современными противниками религии, - потому что они
правы. <...> Совершенно
несомненно, что такое всеобъемлющее, центральное значение должно принадлежать религиозному
началу, если вообще признавать его, и столь же несомненно, что в действительности для современного
цивилизованного человечества, даже для тех в среде его, кто признает религиозное начало, религия не
имеет этого всеобъемлющего и центрального значения. <...> Мы видим в самом деле, что и современная западная цивилизация,
отвергнувшая религиозное начало как оказавшееся субъективным и бессильным в данной своей форме, и
эта цивилизация, однако, стремится вне религиозной сферы найти некоторые связующие начала для
жизни и сознания, стремится заменить чем-нибудь отвергнутых богов. <...> Хотя, по господствующему
убеждению, все концы и начала человеческого существования сводятся к наличной действительности, к
данному природному бытию, и вся наша жизнь должна быть замкнута "в тесный круг подлунных
впечатлений", однако и в этом тесном круге современная цивилизация усиливается найти для
человечества единящее и организующее начало. <...> Свободное же подчинение каждого всем, очевидно, возможно только тогда, когда все
эти сами подчинены безусловному нравственному началу, по отношению к которому они равны между
собою, как все конечные величины равны по отношению к бесконечности. <...> По природе люди неравны
между собою, так как обладают неодинаковыми силами, вследствие же неравенства сил они необходимо
оказываются в насильственном подчинении друг у друга, следовательно, по природе они и несвободны;
наконец, по природе люди чужды и враждебны друг другу, природное человечество никак не
представляет собою братства. <...> Так как безусловное начало, по существу своему, не допускает исключительности и насилия, то
это воссоединение частных <...>
Чтения_о_богочеловечестве.pdf
Вл.С.Соловьёв
Чтения о богочеловечестве
Содержание
Чтение первое
Чтение второе
Чтение третье
Чтение четвертое
Чтение пятое
Чтение шестое
Чтение седьмое
Чтение восьмое
Чтение девятое
Чтение десятое
Чтение одиннадцатое и двенадцатое
ЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ
Я буду говорить об истинах положительной религии - о предметах очень далеких и чуждых
современному сознанию, интересам современной цивилизации. Интересы современной цивилизации -
это те, которых не было вчера и не будет завтра. Позволительно предпочитать то, что одинаково важно
во всякое время.
Впрочем, я не стану полемизировать с теми, кто в настоящее время отрицательно относится к
религиозному началу, я не стану спорить с современными противниками религии, - потому что они
правы. Я говорю, что отвергающие религию в настоящее время правы, потому что современное
состояние самой религии вызывает отрицание, потому что религия в действительности является не тем,
чем она должна быть.
Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и
средоточием всего существующего. Очевидно, что если признавать действительность такого
безусловного начала, то им должны определяться все интересы, все содержание человеческой жизни и
сознания, от него должно зависеть и к нему относиться все существенное в том, что человек делает,
познает и производит. Если допускать безусловное средоточие, то все точки жизненного круга должны
соединяться с ним равными лучами. Только тогда является единство, цельность и согласие в жизни и
сознании человека, только тогда все его дела и страдания в большой и малой жизни превращаются из
бесцельных и бессмысленных явлений в разумные, внутренно необходимые события. Совершенно
несомненно, что такое всеобъемлющее, центральное значение должно принадлежать религиозному
началу, если вообще признавать его, и столь же несомненно, что в действительности для современного
цивилизованного человечества, даже для тех в среде его, кто признает религиозное начало, религия не
имеет этого всеобъемлющего и центрального значения. Вместо того чтобы быть всем во всем, она
прячется в очень маленький и очень далекий уголок нашего внутреннего мира, является одним из
множества различных интересов, разделяющих наше внимание.
Современная религия есть вещь очень жалкая - собственно говоря, религии как господствующего
начала, как центра духовного тяготения нет совсем, а есть вместо этого так называемая религиозность
как личное настроение, личный вкус: одни имеют этот вкус, другие нет, как одни любят музыку, другие -
нет.
За отсутствием безусловного средоточия является у нас столько же относительных, временных
центров жизни и сознания, сколько есть у нас различных потребностей и интересов, вкусов и влечений,
мнений и взглядов.
Останавливаться на умственном и нравственном разладе и безначалии, господствующих в
настоящее время не только в обществе, но в голове и сердце каждого отдельного человека, было бы
излишне, - это дело слишком известное для каждого, кто когда-нибудь всматривался в себя и вокруг
себя.
Это безначалие, этот разлад есть несомненный, очевидный факт; но такой же несомненный и
Стр.1