Андрей Белый
Александр Поморский. <...> Пб., 1919
Оригинал здесь -- http://proletcult.ru/?p=209
Пробежав эту малую книжечку, чувствуешь все же удовлетворение: сквозь техническое неумение,
как трава, пробиваются пульсы самовольного капризного ритма; и сквозь рои слов, заимствованных из
брошюр абстрактных, как сквозь скорлупу, проступают ищущие своего выражений образы; мироощущение
пролетария выявляется и в играх ритма, и в самом способе воспринимать природу и город; поэтическое
движение в душе и восприятие мира сквозь примзу поэзии медленно, лишь в годах, прорезается сквозь
прозаический корост нашего обычного словоупотребления, наше слово распалось на корост понятия и на
футуристический перезвон самой материи звука; ритм, как без образное, чисто напевное начало поэзии
обыкновенно слагается ранее поэтической образности, и в поэзии Александра Поморского ритм, что трава,
прорастает наружу, сквозь тротуарные плиты заезженных слов, налагающих печати банальности на
воплощения его мирочувствия в слове; обилие слов как "культ", "гимн", еще не суть образы, а фельетонные
выражения; и строчки, как подобные строчкам: "и новый культ зажгу пред новым алтарем" суть проза,
плакат, платформа, лозунг, что хотите, но не поэтический образ; но в том же стихотворении "Пролетариат",
сплошь обложенном плитами прозаических слов, выбиваясь сквозь них, бьют крылатые ритмы: "Стихия я,
я - смерть, я - ураган, я созидаю, я разрушу... я успокою боль жестоких ран, воспламеню робеющую душу". <...> Вот схема ритма этого стихотворения:
v-|v-|v-|vvv -vv-|v-|v-v
-vv-|v-|v-|v vvv-|v-vv|v Какие изысканные перебои! <...> Поморский; музыка его стихотвореных напевов
здорова и жизненна; мало строк с некрасивыми скоплениями односложных; слова его строк многосложны;
оттого-то и ямб его полон ударов, толчков, перебоев, как то "Но каждый камень твой - наш не оствыший
пот" ("Городу"), или: "Дракон с обезображенным челом" (там же). <...> Не даром поэт говорит <...>
Александр_Поморский._Цветы_восстания._Пб.,_1919.pdf
Андрей Белый
Александр Поморский. Цветы восстания. Пб., 1919
Оригинал здесь -- http://proletcult.ru/?p=209
Пробежав эту малую книжечку, чувствуешь все же удовлетворение: сквозь техническое неумение,
как трава, пробиваются пульсы самовольного капризного ритма; и сквозь рои слов, заимствованных из
брошюр абстрактных, как сквозь скорлупу, проступают ищущие своего выражений образы; мироощущение
пролетария выявляется и в играх ритма, и в самом способе воспринимать природу и город; поэтическое
движение в душе и восприятие мира сквозь примзу поэзии медленно, лишь в годах, прорезается сквозь
прозаический корост нашего обычного словоупотребления, наше слово распалось на корост понятия и на
футуристический перезвон самой материи звука; ритм, как без образное, чисто напевное начало поэзии
обыкновенно слагается ранее поэтической образности, и в поэзии Александра Поморского ритм, что трава,
прорастает наружу, сквозь тротуарные плиты заезженных слов, налагающих печати банальности на
воплощения его мирочувствия в слове; обилие слов как "культ", "гимн", еще не суть образы, а фельетонные
выражения; и строчки, как подобные строчкам: "и новый культ зажгу пред новым алтарем" суть проза,
плакат, платформа, лозунг, что хотите, но не поэтический образ; но в том же стихотворении "Пролетариат",
сплошь обложенном плитами прозаических слов, выбиваясь сквозь них, бьют крылатые ритмы: "Стихия я,
я - смерть, я - ураган, я созидаю, я разрушу... я успокою боль жестоких ран, воспламеню робеющую душу".
Вот схема ритма этого стихотворения:
v-|v-|v-|vvv-vv-|v-|v-v
-vv-|v-|v-|vvvv-|v-vv|vКакие
изысканные перебои! Ямбами владеет т. Поморский; музыка его стихотвореных напевов
здорова и жизненна; мало строк с некрасивыми скоплениями односложных; слова его строк многосложны;
оттого-то и ямб его полон ударов, толчков, перебоев, как то "Но каждый камень твой - наш не оствыший
пот" ("Городу"), или: "Дракон с обезображенным челом" (там же). "Туман, как сон, охватывает
зданье" (стр. 19). Великолепен ритм стихотворения "Колокола". Не даром поэт говорит: "Душа моя взяла
их пламенный напев" (стр. 21). Напев т. Поморского пламенен. Ритм стихотворени "Поезд" передает ритм
движения поезда. Великолепны ритмы стихотворени "Похороны Трибуна".
Рифмы т. Поморского изысканны и смелы: "окраин - спаян" (13), "дамбы - дифирамбы" (17),
"Сомов - переломов" (23) и т. д.
Не то со словами: слова бледны, абстрактны: песни "протеста" (13), новый "культ" (15), "музыка
непоколибимого строя" (29), "рабочий класс", и обилие гимнов; даже ольхи "гимны свои отшумели" (16) и
т. д. Повторяю снова, в средствах изобразительности хромает поэзия т. Поморского; в ритме она
процветает; собственно говоря; вся поэзия его - в безобразной, бессловесной поющей стихии души,
обреченной до времение пользоваться затаскаными словами; и все же: сквозь затасканность слов здесь и
там прорезываются уже яркие образы:
Красив весною город Сомов,
Розливом Волги окружен,
В волне гористых переломов
В лазурь роня перезвон...
Играет солнце... Воздух чистый
Томится в неге ветерка...
К реке сверкает скат гористый
Червонным золотом песка.
Интересны все стихотворения, посвященные городу и, прежде всего, "Похороны Трибуна".
Пожелаем т. Поморского сбросить с души своей груз прозаических слов и ветошь затасканных образов,
дабы ритм его сплел ему новые образы, соответствующие песням души его (85).
ГОРН. Книга первая. 1918.Московский Пролет-Культ.
Стр.1