Политика и право ПОЛИТИКА И ПРАВО УДК 321.17 А. В. Петухов ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ1 Аннотация. <...> Анализируя развитие федеративных отношений в Российской Федерации, можно сделать вывод, что конституционная модель федерализма не является окончательным вариантом политических отношений между центром и субъектами. <...> Это позволяет охарактеризовать современное состояние федеративных отношений как этап продолжающегося реформирования в направлении оптимизации механизма взаимодействия различных уровней власти. <...> На отношения центра и субъектов оказывают влияние два процесса – централизация и децентрализация, причем в условиях России они находят свое выражение в весьма крайних формах – дезинтеграции и унитаризации. <...> В зависимости от преобладания того или иного принципа в отношениях между центром и субъектами многими исследователями выделяется два основных этапа развития федеративных отношений. <...> Так, Н. М. Добрынин характеризует первый этап как «деэволюционный федерализм», в целом завершившийся к 2000 г., а второй – как переход к «федеративной модели инте1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ (МК-3675.2008.6) 3 Известия высших учебных заведений. <...> Поволжский регион грационного типа» с весьма жестким централистским содержанием [1]. <...> М. В. Глигич-Золотарева считает, что, начиная с 1990 г. и по настоящее время, четко просматриваются четыре этапа развития федеративных отношений: период с 1990 по 1993 г. – так называемый «парад суверенитетов»; период с 1993 по 2000 г. – «парад заключения договоров»; период начальной стабилизации – с 2000 по 2003 г. и период относительной стабилизации – с 2003 г. по настоящее время [2]. <...> Нам кажется возможным провести более детальную периодизацию развития взаимоотношений центра и субъектов РФ и выделить следующие этапы. <...> Первый этап – с начала 1990 г. по август 1991 г. – начальный этап определения и регулирования отношений центра и субъектов <...>