Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №46 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268329
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №46 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268329 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОКЕАНСКИЙ ФЛОТ ОКЕАНСКИЙ ФЛОТ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОЗЫРЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОЗЫРЬ не хватает российских кораблей ТЕМА Василий ВОРОБЬЕВ, генерал-полковник, Василий ВОРОБЬЕВ, генерал-полковник, начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (1991–1995), начальник Военно-экономического университета (2001–2006), доктор экономических наук начальник Военно-экономического университета (2001–2006), доктор экономических наук ОБ УТРАТЕ ДОВЕРИЯ начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (1991–1995), Утрата доверия к военнослужащему может стать основанием для его увольнения из Вооруженных Сил РФ. <...> «МРИЯ» ВЗЛЕТИТ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА Генеральный конструктор – генеральный директор госпредприятия «Антонов» Дмитрий Кива допускает, что второй транспортный самолет Ан-225 «Мрия» будет готов к эксплуатации через два-три года. <...> «Собственными средствами строительство «Мрии» мы не потянем, но сейчас идут переговоры с заказчиками и есть желающие ее купить. <...> Поэтому не исключено, что через дватри года в небо взлетит вторая «Мрия», – сказал Дмитрий Кива. <...> Как сообщалось, в мае 2011 года исполнительный директор авиакомпании «Авиалинии Антонова» Константин Лушаков заявил, что достройка второго Ан-225 «Мрия» требует не менее 300 миллионов долларов и при обеспечении финансирования эксплуатация второго супертранспортника может быть начата через три года. <...> Он имеет уникальные характеристики по своей взлетной массе (600 тонн), массе перевозимого груза (до 250 тонн), габаритным размерам, дальности полета (более 14 тысяч километров). <...> ДА 57% НЕТ 36% ДА 57% НЕТ 36% ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ НАСТУПАЕТ Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока НОВЫЙ ВИТОК ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА МОЖЕТ ПЕРЕКИНУТЬСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА Состояние дел на театре военных действий Ближнего и Среднего Востока (БСВ), как обычно, не внушает оптимизма. <...> ПРЕДПРИЯТИЯ <...>
Военно-промышленный_курьер_№46_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОКЕАНСКИЙ ФЛОТ ОКЕАНСКИЙ ФЛОТ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОЗЫРЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОЗЫРЬ не хватает российских кораблей ТЕМА Василий ВОРОБЬЕВ, генерал-полковник, Василий ВОРОБЬЕВ, генерал-полковник, начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (1991–1995), начальник Военно-экономического университета (2001–2006), доктор экономических наук начальник Военно-экономического университета (2001–2006), доктор экономических наук ОБ УТРАТЕ ДОВЕРИЯ начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (1991–1995), Утрата доверия к военнослужащему может стать основанием для его увольнения из Вооруженных Сил РФ. Такое положение содержится в указе президента России. В соответствии с изменениями, внесенными в Положение о порядке прохождения военной службы, военнослужащий может быть уволен в связи с утратой доверия к нему со стороны его начальства, непредставлением сведений о своих доходах и имуществе или предоставлением заведомо недостоверных или неполных сведений по этой части. Кроме того, основанием для увольнения могут служить участие военнослужащих в коммерческой деятельности, вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих организаций, действующих на территории России, сокрытие сведений о доходах и капиталах родственников. В ходе реформирования Вооруженных Сил РФ существенно изменилась В ходе реформирования Вооруженных Сил РФ существенно изменилась система материально-технического обеспечения. Одним из способов система материально-технического обеспечения. Одним из способов ее организации с 2008 года стал выступать аутсорсинг, под которым В МИРНОЕ ВРЕМЯ НЕЭФФЕКТИВЕН, В ВОЕННОЕ ОПАСЕН В МИРНОЕ ВРЕМЯ НЕЭФФЕКТИВЕН, В ВОЕННОЕ ОПАСЕН АУТСОРСИНГ БЕЗ ПРИКРАС Продолжение на стр. 04 Продолжение на стр. 04 ТЕНДЕНЦИИ Су-35 С ДВИГАТЕЛЯМИ 117С До конца этого года в войска поступят шесть самолетов Су-35 с двигателями 117С, сообщил на открытии 11-й международной конференции «Авиация и космонавтика-2012» генеральный конструктор – директор научно-технического центра им. А. Люльки «Сатурн» Евгений Марчуков. «Пока двигатель 117С ставится на Су-35 с литерой «О» и находится в режиме опытной эксплуатации, – отметил он. – Но самолет уже в этом году пойдет в войска, где начнется обучение летного персонала». По словам генерального конструктора, двигатель отвечает всем необходимым требованиям. «80 процентов деталей на этом двигателе новые: новый вентилятор, новые камеры сгорания, новая турбина и модернизированное поворотное сопло», – пояснил Марчуков. В настоящее время Су-35 завершает государственные летные испытания. «МРИЯ» ВЗЛЕТИТ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА Генеральный конструктор – генеральный директор госпредприятия «Антонов» Дмитрий Кива допускает, что второй транспортный самолет Ан-225 «Мрия» будет готов к эксплуатации через два-три года. «Собственными средствами строительство «Мрии» мы не потянем, но сейчас идут переговоры с заказчиками и есть желающие ее купить. Поэтому не исключено, что через дватри года в небо взлетит вторая «Мрия», – сказал Дмитрий Кива. Говоря о проектах, над реализацией которых работает предприятие, гендиректор заметил, что на сегодня проводятся испытания модернизированного Ан-70. Кива подчеркнул, что производство авиатехники может быть прибыльным при условии одновременного производства как минимум 20 самолетов. «При сегодняшних условиях мы не можем взять такой кредит. Максимум – на пять самолетов. Это очень затратное дело и в нем тяжело выйти на прибыль сразу. Только на материалы и комплектующие для создания одного самолета необходимо до 12 миллионов долларов», – отметил он. Как сообщалось, в мае 2011 года исполнительный директор авиакомпании «Авиалинии Антонова» Константин Лушаков заявил, что достройка второго Ан-225 «Мрия» требует не менее 300 миллионов долларов и при обеспечении финансирования эксплуатация второго супертранспортника может быть начата через три года. Ан-225 «Мрия» создан в 1988 году для транспортировки с заводов-изготовителей и запасных аэродромов орбитального космического корабля «Буран», а также ракетных блоков «Энергия» на космодром Байконур (Казахстан). Кроме того, самолет планировался для использования в качестве воздушной стартовой платформы для космических запусков. Программа по его строительству была свернута в связи с распадом СССР. Транспортник Ан-225 «Мрия» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самолет, поднявшийся в воздух с максимальным весом и на котором установлено наибольшее число авиарекордов. Он имеет уникальные характеристики по своей взлетной массе (600 тонн), массе перевозимого груза (до 250 тонн), габаритным размерам, дальности полета (более 14 тысяч километров). Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с приостановкой ряда реформ, начатых прежним главой Минобороны Анатолием Сердюковым? ДА 57% НЕТ 36% ДА 57% НЕТ 36% ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ НАСТУПАЕТ Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока НОВЫЙ ВИТОК ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА МОЖЕТ ПЕРЕКИНУТЬСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА Состояние дел на театре военных действий Ближнего и Среднего Востока (БСВ), как обычно, не внушает оптимизма. Однако политический оптимизм в отношении региона, переживающего в начале второго десятилетия ХХI века перемены столь же стремительные и масштабные, как происходившие в Европе в конце второго десятилетия века ХХ, – категория неуместная. ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК ХОТЯТ ВСТРЕЧИ С НОВЫМ МИНИСТРОМ Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по промышленности, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, курирующий в Комитете по промышленности высокотехнологическую промышленность и ОПК, от лица оборонных предприятий обратился с депутатским запросом к министру обороны РФ Сергею Шойгу с просьбой о личной встрече. Поводом для обращения стала необходимость в принципиально новом этапе развития отношений между военным ведомством и предприятиями отечественного ОПК в рамках недавнего назначения Сергея Шойгу на пост министра обороны. НЕ ЗНАЮ 7% НЕ ЗНАЮ 7% «Эффективное взаимодействие Министерства обороны с обороннопромышленным комплексом, прежде всего по вопросам выполнения гособоронзаказа, имеет принципиально важное значение для успешного решения задачи обеспечения Вооруженных Сил РФ современными вооружениями и боевой техникой», – говорится в сообщении. По словам Владимира Гутенева, новый министр обороны уже сделал важные шаги по направлению установления качественно иных партнерских отношений между Минобороны и предприятиями обороннопромышленного комплекса. А именно – член президиума Лиги содействия оборонным предприятиям, ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 Кроме того, Владимир Гутенев планирует обсудить основные проблемы ускоренной модернизации ОПК, в том числе вопросы подготовки кадров и реформы образования, а также сформулировать идеологию взаимодействия Министерства обороны с оборонно-промышленным комплексом. По мнению Гутенева, нового министра отличает широкий государственный подход к проблематике безопасности. «Я уверен, что те слова, которые не единожды произносил с самых разных трибун президент РФ Владимир Путин о необходимости использования переоснащения Вооруженных Сил России для модернизации оборонно-промышленного комплекса, оборонной науки и всей российской экономики, в данный момент будут реализованы. Я уверен, что будут сделаны правильные выводы исходя из новых серьезных вызовов и угроз, перед которыми находится наша страна в спектре мировой экономической конъюнктуры и существующего геополитического ландшафта», – отметил он. первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Юрий Борисов назначен заместителем министра обороны РФ, курирующим вопросы вооружения. «Этот шаг, несомненно, радует, поскольку Юрий Борисов – высокий профессионал, способный помочь новому министру найти правильный баланс между заказчиком и исполнителями», – пояснил парламентарий. ее организации с 2008 года стал выступать аутсорсинг, под которым в ВС понимается передача функций внешним исполнителям (сторонним в ВС понимается передача функций внешним исполнителям (сторонним специализированным организациям) на договорной основе. РЕФОРМУ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ НУЖНО ОСТАНОВИТЬ Концепцию развития Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в СанктПетербурге (ВМА) необходимо отменить, считает сопредседатель РОО «Общество сохранения наследия ВМедА» Олег Старостин. сед сох Оле «Новый министр обороны должен признать ошибочной и официально отменить концепцию развития академии от 15 июля 2010 года, утвержденную экс-министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, а также приостановить реформирование всей военной медицины», – сказал Старостин. По его мнению, новый министр должен поручить ученым академии, специалистам Главного военно-медицинского управледол и о цеп це 15 и ную РФ ата ния с привлечением широкого круга экспертов представить свои предложения по развитию академии на исторических территориях, строительству многофункционального медицинского центра, а также по возрождению всей военномедицинской службы. Олег Старостин считает, что необходимо уволить главу Департамента военного образования Министерства обороны Екатерину Приезжеву, провести расследование деятельности данного департамента, наложить мораторий на решения о кадровых сокращениях, отменить выявленные ошибочные решения, в частности восстановить сокращенные в последние годы кафедры академии. НА Бе-200 ВЫСТРОИЛАСЬ ОЧЕРЕДЬ Самолеты-амфибии Бе-200 имеют хороший экспортный потенциал, считает начальник Департамента ВВС Рособоронэкспорта Сергей Корнев. «Мы оцениваем запросы на информацию по этому самолету, которые к нам поступают. Заявок достаточное количество – за 40–50», – сказал Корнев. Он напомнил, что на авиасалоне в Фарнборо подписан контракт с итальянским заказчиком на партию машин Бе-200. В Китае проходят консультации с представителями Министерства лесного хозяйства, в ходе которых обсуждается возможность закупки Бе-200 в противопожарном варианте. Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 разрабоЧитайте материал на стр. 02 Читайте материал на стр. 02 тан ТАНТК имени Бериева, имеет полностью герметичный фюзеляж, что значительно расширяет круг выполняемых им задач. Базовая модификация амфибии предназначена для тушения лесных пожаров огнегасящими жидкостями или водой. Кроме того, он может выполнять грузопассажирские перевозки, поисковоспасательные работы, экологический мониторинг, патрулирование морской экономической зоны и морских границ. Бе-200 способен за одну заправку топливом сбросить на очаг пожара до 320 тонн воды, производя ее забор как на аэродроме, так и на водоеме в режиме глиссирования. «ГРЕМЯЩИЙ» ВОЙДЕТ В СОСТАВ ВМФ В 2015-м Корабли ближней морской зоны типа «корвет» с улучшенными тактико-техническими данными, мореходными свойствами и более эффективным вооружением войдут в состав ВМФ РФ в 2015 году. Уже построены три корвета типа «Стерегущий» проекта 20380, еще один – «Стойкий» в 2012 году был спущен на воду. А уже пятый корабль, получивший имя «Гремящий», строится по усовершенствованному проекту 20385. «Стойкий» войдет в состав флота в 2013-м, «Гремящий» – в 2015-м. Корветы разработаны по технологии обеспечения малозаметности «Стелс», что обеспечивает им скрытность от электронных систем обнаружения противника. В новом проекте предусмотрено наличие более эффективных радиоэлектронных систем, систем ракетного и противолодочного вооружения, интегрированной навигационной аппаратуры, автоматизированных комплексов связи. Одновременно разработан проект корабля, предназначенного на экспорт. В различной стадии работ находится ряд проектов, в том числе малых корветов, кораблей эскорта, катеров, которые являются неотъемлемой частью современных концепций ведения боевых действий на море. ЮГО-ВОСТОК И СЕВЕР ЗАЩИТЯТ РЛС должны полностью закрыть зоны ответственности на юго-востоке и севере страны. Об этом заявил в ходе До 2018 года российские московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации» генеральный директор ОАО «РТИ» Сергей Боев. «Перед нами поставлены жесткие сроки по воссозданию Системы предупреждения о ракетном нападении. Мы до 2018 года должны поставить целый ряд радиолокационных станций высокой заводской готовности, которые закроют целиком зоны ответственности на юго-востоке и севере страны», – сказал он. Сергей Боев не указал конкретные места дислокации новых РЛС и отметил, что в настоящее время идут рекогносцировочные работы. Он сообщил, что такие станции будут установлены в Оренбургской области, в районе города Барнаула и на северном направлении. Наряду с созданием новых станций «РТИ» намерено модернизировать станции предыдущего поколения, остающиеся на боевом дежурстве. По словам генерального директора «РТИ», в рамках реализации воздушно-космической обороны предприятие до 2020 года должно будет ввести в строй и передать в эксплуатацию войскам целый ряд новых станций загоризонтного обнаружения и станций пассивной радиолокации, которые позволят отслеживать различные стратегические и тактические средства. Радиолокационные станне хватает российских кораблей На просторах Мирового океана03 На просторах Мирового океана03 ИСПЫТАНЫ АФГАНИСТАНОМ И ЧЕРНОБЫЛЕМ ИСПЫТАНЫ АФГАНИСТАНОМ И ЧЕРНОБЫЛЕМ Ценный опыт инженерных войск 06 применим и сегодня 06 Ценный опыт инженерных войск применим и сегодня «ПАНЦИРЬ» НА ЭКСПОРТ «ПАНЦИРЬ» НА ЭКСПОРТ конкурентов на зарубежных рынках конкурентов на зарубежных рынках Тульский ЗРПК может потеснить08 Тульский ЗРПК может потеснить08 № 46 (463) 21 – 27 ноября 2012 года выходит по средам № 46 (463) выходит по средам «РЭПТОР»: РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ! США озабочены дороговизной эксплуатации истребителя «РЭПТОР»: РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ! США озабочены дороговизной09эксплуатации истребителя09 ции высокой заводской готовности типа «Воронеж» должны заменить устаревшие РЛС «Днепр», «Волга» и «Дарьял» в Системе предупреждения о ракетном нападении. При радиусе действия шесть тысяч километров РЛС «Воронеж» способна обнаруживать баллистические, космические и аэродинамические объекты, в том числе крылатые ракеты. В метровом рабочем диапазоне РЛС может одновременно контролировать до 500 таких объектов. В настоящее время в России эксплуатируется четыре РЛС типа «Воронеж»: под Калининградом и Санкт-Петербургом они стоят на боевом дежурстве, а под Иркутском и в районе Армавира несут опытно-боевое дежурство. Коллаж Андрея СЕДЫХ оллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 46 (463) 21–27 ноября 2012 года АРМИЯ Начало на стр. 01 ТЕМА Василий ВОРОБЬЕВ, генерал-полковник, начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (1991–1995), начальник Военно-экономического университета (2001–2006), доктор экономических наук низацией для материально-технического обеспечения Вооруженных Сил стало ОАО «Оборонсервис», учредителем которого являлась Российская Федерация, а права учредителя переданы Минобороны. На момент создания данное ОАО объединяло 341 организацию (таблица 1), зарегистрирован уставный капитал в размере 10,5 миллиарда рублей. ОАО «Оборонсервис» подведомственно девять открытых акционерных обществ, в его распоряжении находится 100% минус 1 акция. Основной специализированной оргаПриоритетными направлениями деятельности ОАО «Оборонсервис» и входящих в холдинг организаций являются следующие (таблица 2). В настоящее время ОАО «Оборонсервис» занимает значительную долю на рынке аутсорсинговых услуг для Минобороны РФ (таблица 3). ИДЕЯ ХОРОШАЯ, НО НА ПРАКТИКЕ… Основными задачами введения системы аутсорсинга в материальнотехническое обеспечение Вооруженных Сил являлись исключение отрыва личного состава от занятий по боевой подготовке, освобождение командования от решения несвойственных ему задач, повышение качества предоставляемых услуг, передача аутсорсеру рисков хозяйственной деятельности, снижение затрат, издержек на брак и т. п. Видимо, при правильной организации и государственном подходе по передаче некоторых функций обслуживания и обеспечения частей, соединений и организаций армии и флота на систему аутсорсинга поставленные цели могут достигаться. Однако практика применения в течение трех лет показывает в основном серьезные системные недостатки ее внедрения. циями – ОАО «РЭУ», ОАО «Славянка» и ОАО «Оборонэнерго», предназначенными, по мнению реформаторов, эффективно заменить ликвидированные квартирно-эксплуатационные органы, за все время деятельности не были обеспечены и не проводились надлежащие мероприятия по подготовке многих военных городков, мест компактного проживания семей военнослужащих и других объектов Минобороны к эксплуатации в зимний период, созданию необходимых запасов топлива, качественному ремонту котельного оборудования, теплотрасс, текущему ремонту, содержанию зданий и сооружений. По этим причинам на объектах жилого и служебного фонда, водоканализационного хозяйства происходили многочисленные аварийные ситуации, приводящие к серьезным, а порой чрезвычайным последствиям. Например, в начале 2012 года в населенном пункте Алакуртти (Мурманская область), в котором проживают более шести тысяч жителей, без отопления остались свыше 20 домов разной этажности, 978 человек были эвакуированы и размещены по несколько семей в одну квартиру, оперативно решить проблемы с теплоснабжением аутсорсеры не смогли. В городке Петровское в Ленинском Специализированными организарайоне Московской области (в девяти километрах от МКАД) системы отопления и энергоснабжения работали с перебоями, в аварийном состоянии находились канализационные коммуникации, стоки из них текли по открытым канавам. С декабря 2010 года городок захламлен упавшими во время ледяного дождя ветками деревьев, уличное освещение длительное время отсутствовало, дороги от снега в зимний период не очищались, регулярный вывоз мусора не осуществлялся, капитальный и текущий ремонт домов не проводился. Многочисленные жалобы жителей на состояние жилищно-коммунального хозяйства и качество услуг в ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ», ОАО «28 электрическая сеть», Минобороны и даже президенту РФ ситуацию практически не меняли. Из-за низкой температуры воздуха в казармах в период сильных морозов в частях Ужурского ракетного соединения (Красноярский край) произошли вспышка простудных заболеваний среди военнослужащих по призыву и смерть от пневмонии рядового Ивана Пермитина. По вине ОАО «РЭУ» и ОАО «Славянка» продолжалась практика несвоевременных расчетов с компаниямипартнерами за оказанные услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации жилого фонда, поставку тепловой энергии. Это создавало критические ситуации, когда поставщики отключали от теплоснабжения военные городки, офицерские общежития и другие объекты. Такие факты, причем неоднократно, имели место в конце 2011 – начале 2012 года в частях и объединениях Забайкальского края (Читинский гарнизон), на Черноморском флоте, в Саратовской, Курской областях и других регионах России. В 2010–2011 годах филиалы ОАО «Славянка» и ОАО «РЭУ» грубо нарушали Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ, запрещающий изменять тарифы более одного раза в течение года. Филиал «Карельский» ОАО «Славянка» с октября 2010 по декабрь 2011 года четыре раза увеличивал стоимость холодной воды, которая возросла с 89,93 до 239,38 рубля в месяц, а филиал «Санкт-Петербургский» ОАО «РЭУ» повысил стоимость отопления за один квадратный метр жилой площади с 17 рублей 20 копеек до 54 рублей 46 копеек – на 316,6 процента. НЕТ СОПЕРНИЧЕСТВА – НЕТ КАЧЕСТВА Конкурсный отбор компаний для организации и проведения аутсорсинга в Министерстве обороны должным образом организован не был, федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не соблюдался. При реализации указа президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» Министерством обороны, несмотря на наличие сложившихся и функционирующих открытых рынков, было инициировано принятие ряда распоряжений правительства РФ об определении суб«Авиаремонт» «Спецремонт» «Ремвооружение» «Оборонстрой» «Агропром» «Оборонэнерго» «Военторг» «Красная звезда» «Славянка» Итого 04 04 Таблица 1 Организации, входящие в холдинг «Оборонсервис» Наименование ОАО 39 57 46 32 66 11 64 21 5 341 Количество объединенных организаций на момент создания Таблица 2 Приоритетные направления деятельности организаций, входящих в холдинг «Оборонсервис» Наименование ОАО «Авиаремонт» Приоритетные направления деятельности Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области «Спецремонт» Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация техники в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области «Ремвооружение» Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация вооружения и военной техники в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области «Оборонстрой» Строительство и эксплуатация объектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области «Агропром» Производство и поставка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных «Оборонэнерго» Эксплуатация, обслуживание, ремонт, модернизация энергетических объектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных «Военторг» Торгово-бытовое обслуживание и организация питания в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков «Красная звезда» Производство полиграфической продукции и осуществление деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков «Славянка» Предоставление гостиничных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, выполнение работ по содержанию казарменно-жилищного фонда, уборке помещений, прилегающих территорий воинских частей и организаций АУТСОРСИНГ БЕЗ ПРИКРАС холдингов данного ОАО единственными поставщиками по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг в интересах военного ведомства. В частности, распоряжением правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 2032-р ОАО «Агропром» определено единственным исполнителем до 25 процентов ежегодно размещаемых Минобороны России государственных заказов на поставки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Распоряжением правительства РФ от 2 февраля 2010 года № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 155-р ОАО «Военторг» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, банно-прачечному обслуживанию и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1947-р ОАО «Главное управление обустройства войск» определено единственным исполнителем в части проектирования и строительства в 2011–2012 годах жилья для военнослужащих на земельных участках, предоставленных для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 18 октября 2010 года № 1790-р ОАО «Военторг» определено единственным исполнителем по поставкам продовольственных товаров для нужд Минобороны России на территории Чеченской Республики. Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 643-р ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. Принятие «нужных» для реформирования системы материальнотехнического обеспечения Вооруженных Сил постановлений правительства способствовало устранению добросовестной конкуренции при выборе исполнителей по различным видам деятельности и в итоге привело к существенному повышению цен на оказываемые Минобороны услуги. Рост цен при организации питания по лечебным пайкам в военномедицинских учреждениях Минобороны России с 1 сентября 2010 года по государственному контракту, заключенному с ОАО «Военторг», по отношению к аналогичным ценам, установленным госконтрактом с предыдущим поставщиком услуг со сроком действия по 31 августа 2010 года, составил: в ФГУ ГВКГ имени Н. Н. Бурденко – до 41,2 процента, в ФГУ 2 ЦВКГ имени П. В. Мандрыка – до 98,3, в ФГУ 3 ЦВКГ имени А. А. Вишневского – до 33,9. Увеличение цен по основным пайкам при организации питания военнослужащих по государственным контрактам, заключенным Минобороны России с ОАО «Военторг», продолжилось в 2011 году. По сравнению с 2010-м их рост составил от 11,2 до 24,1 процента, что при ежегодном расширении сферы оказываемых услуг приводило к значительным дополнительным бюджетным расходам на эти цели. Парадоксально, но это происходило в условиях, когда государственные контракты Минобороны с ОАО «Военторг» по своему существу и ранее являлись, мягко выражаясь, очень лояльными. Министерство обороны России на период действия контракта передавало ОАО «Военторг» в безвозмездное пользование объекты имущества продовольственной службы получателя услуг, укомплектованные необходимым оборудованием, столово-кухонной посудой и инвентарем. Объекты должны были соответствовать требованиям, установленным нормативными актами для соответствующей категории имущественных комплексов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и санитарным нормам. Кроме того, военное ведомство брало на себя обязанность производить замену и (или) капитальный ремонт вышедшего из строя оборудования и имущества в соответствии с нормами обеспечения. ОАО «Военторг» в свою очередь взяло на себя обязательство самостоятельно приобретать материальные и иные ресурсы, необходимые ему для оказания услуг, за исключением коммунальных, технологическое, холодильное и немеханическое оборудование, весоизмерительные приборы, столовокухонную посуду и инвентарь, выполнять текущий ремонт оборудования. Из всего объема услуг по организации питания военнослужащих (в рамках заключенных на 2011 год государственных контрактов) дочерними акционерными обществами ОАО «Военторг» оказывалось менее двух процентов указанных услуг. Почти весь их объем (более 98%) выполняли иные соисполнители, привлекаемые ОАО «Военторг» в соответствии с условиями заключенных с Минобороны России государственных контрактов. При этом стоимость сутодач по основным пайкам для соисполнителей в соответствии со спецификацией к заключенным договорам устанавливалась ОАО «Военторг» на один процент ниже стоимости указанных сутодач, определенных государственными контрактами, заключенными с Минобороны (плановая доходность ОАО «Военторг»). Сумма указанной комиссии в 2011 году составила около 230 миллионов рублей. Таким образом, только одна явно избыточная посредническая структура – ОАО «Военторг», действующая параллельно центральным органам военного управления, «отнимала» от бюджета военного ведомства почти четверть миллиарда рублей. И не случайно объем бюджетных ассигнований, выделенных Министерству обороны на организацию питания военнослужащих на условиях аутсорсинга в 2010 и 2011 годах (по данным Счетной палаты), характеризуется следующими данными (таблица 4). Из таблицы видно, что рост расходов очевиден и обусловлен он в значительной степени расширением аутсорсинговых услуг по организации питания военнослужащих. А какое же реально при таком увеличении затрат качество питания и продовольственного обеспечения? Вот несколько примеров из жизни. ООО «Кейтеринг-Р», соисполнитель ОАО «Военторг», занимающееся продовольственным обеспечением войск (сил) в Приморье, в декабре 2011 года дважды выдавало в столовую сливочное масло и рыбу с истекшим сроком хранения и покрытые плесенью. Только решительность командования предупредила отравление личного состава. Контрагент ОАО «Военторг» – ООО «ФудКомплекс» для питания отдыхающих в санаториях Кавказских Минеральных Вод приобретало мясо импортное, мороженое, производства США под названием «Оковалок» и производства Бразилии – «Толстый край». Ниже этого «края», видимо, остается только корм для собак. Фрукты и овощи в условиях Кавказа поставлялись импортного производства. Неоднократно закупалась рыба с запахом, хлеб (зачастую непригодный к употреблению) завозился из города Нальчика при наличии в городах размещения санаториев местных хлебозаводов. И такое «снабжение» и «питание» организовано в условиях, когда средняя стоимость путевки с 12 111 рублей в 2008 году возросла в 2011-м до 23 905 (практически в два раза), а в 2012-м – до 26 000 рублей. Предложенная аутсорсерами организация питания в санаториях фактически ликвидировала все хорошее, что было накоплено ранее, когда поставщиками основных продуктов – хлеба, мяса, молока, фруктов и т. д. были, как правило, местные фермеры. На местах производились сезонные заготовки овощей, фруктов, картофеля, а также оптовые заготовки продуктов длительного хранения – макаронные изделия, крупы, сахар, что значительно снижало их стоимость и удешевляло цену пребывания отдыхающих. Если на момент передачи в 2010 году организации питания в санаториях аутсорсеру стоимость сутодачи составляла 220–260 рублей, то позже руководящим этим делом коммерсантам она стала оплачиваться по цене 503 рубля 88 копеек (в том числе цена продуктов – 313 рублей 90 копеек). Если раньше жалобы на питание были редким случаем, то с приходом аутсорсеров они стали постоянными. Организация обеспечения вещевым имуществом, содержания помещений в чистоте, уборки территорий далека от требований времени. По вине ООО «Авеста» (контрагент ОАО «Военторг») на складе Читинского производственного комбината в конце 2011 года скопилось около семи тонн грязного белья, из-за чего остатки чистого белья в частях Читинского гарнизона оказались практически исчерпанными. Там же хранилось около двух тонн белья из инфекционного отделения 324-го окружного военного госпиталя. Серьезные недостатки допускались коммерческими структурами, занимающимися капитальным строительством объектов недвижимости и ремонтом военной техники. Особенно много нарушений было в их деятельности по использованию государственных средств (завышение цен, приписки объемов и стоимости выполненных работ и другие злоупотребления с разбазариванием и расхищением материальных ценностей и денежных средств). О реальном положении дел с расходованием бюджетных средств, выделяемых Минобороны на обеспечение жизнедеятельности войск, сообщал в своем представлении министру обороны 25 января 2012 года заместитель генерального прокурора Российской Федерации – главный военный прокурор Сергей Фридинский (см. документ на стр. 05). ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Решение о введении аутсорсинга для материально-технического обеспечения, видимо, было продиктовано стремлением реформаторов скопировать эту систему в армии США. Однако они должны были знать, что любые реформы на Западе проводятся с учетом критерия «стоимость-эффективность». В циркуляре административно-бюджетного управления А-76 Минобороны США записано, что принятие решения о внедрении коммерческой практики для той или иной деятельности связано прежде всего с получением наиболее высокой отдачи от затрат бюджетных средств, и поэтому частные компании допускаются к конкурсу и способны его выиграть только при стоимости их работ как минимум на 10 процентов ниже, чем у государственных структур. Использование конкурсных контрактов позволяет американскому военному ведомству экономить до 30 процентов средств. При этом, что немаловажно, военное руководство армии США не стремится (как это сделано у нас) заменить гражданских служащих, занятых в воинских структурах, представителями частного сектора, поскольку опыт, уровень квалификации таких служащих в целом выше, чем персонала из структур возможных подрядчиков. Таким образом, анализ применения аутсорсинга в Министерстве обороны убедительно показывает пока неспособность этой системы положительно решать задачи материально-технического и других видов обеспечения Вооруженных Сил. Объективные попытки найти положительные примеры практики работы коммерческих компаний и особенно обеспечения надлежащего качества выполняемых работ и услуг не увенчались успехом. Основными серьезными недостатками в организации деятельности аутсорсинга являлись: – резкий рост расходов бюджетных средств по всем направлениям обеспечения и обслуживания войск (сил) в размерах от трех раз и даже на порядок, в том числе транспортным, коммунальным расходам, оплате электроэнергии, продовольственному, вещевому обеспечению, ремонту вооружения, военной техники и др; – качество выполняемых работ, при невозможности реального влияния на их работу со стороны командиров частей, начальников учреждений (кроме права подписания актов о качестве приемки работ) эти структуры предоставлены сами себе. Ответственность по всем направлениям их деятельности размыта до уровня ее отсутствия; – руководителям ОАО и «нужным» людям из числа их подчиненных устанавливается высокая, несоразмерная достигнутым результатам заработная плата, премии выплачиваются по принципу «своя рука владыка». ОАО стремятся выполнять наиболее дорогостоящие виды работ – взять «жирные куски», а малооплачиваемые работы их вообще не интересуют; – из-за ликвидации в воинских частях и учреждениях квартирноэксплуатационных органов надлежащий инженерно-технический контроль за выполненными аутсорсерами работами отсутствует. Командиры воинских частей вынуждены подписывать акты приемки работ без анализа их полноты и качества соответствующими специалистами. В результате возможности приписок неограниченны, в чем, как правило, есть очевидный интерес коммерческих организаций, что, естественно, ведет не просто к росту расходов Минобороны, а их коррумпированной составляющей; – Вооруженные Силы теряют автономность жизнеобеспечения в условиях ведения войны, чрезвычайных и аварийных ситуациях. Затруднено или невозможно использование аутсорсинга вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных малонаселенных местностях, в которых отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры. Приведенный перечень проблемных вопросов внедрения аутсорсинга далеко не исчерпывающий. Практика передачи ряда функций гражданским или коммерческим организациям должна тщательно и всесторонне исследоваться. Полагаться в этом деле только на «креативных» реформаторов – значит нанести серьезный урон Вооруженным Силам. услуг при росте расходов значительно ухудшилось. Увеличилось количество отравлений личного состава продуктами питания, текущий ремонт, содержание зданий и территорий, коммунальное обеспечение во многих случаях находятся в запущенном состоянии; – зачастую работы по различным видам обслуживания и обеспечения вообще не проводились, для их выполнения так и отвлекаются военнослужащие; – наносился значительный вред социальной защите личного состава. Цены практически на все услуги, оказываемые коммерческими предприятиями военнослужащим, членам их семей и лицам гражданского персонала, повышались. Например, значительно увеличились цены на парикмахерские услуги, за питание в столовых, проживание в гостиницах, лечение и отдых в санаториях и домах отдыха. Возрастали тарифы на жилищно-коммунальные услуги и др.; – организация контроля со стороны ОАО «Оборонсервис» за входящими в его состав ОАО «Славянка», «Военторг», «РЭУ» и другими из-за отсутствия продуманных и тщательно проработанных рычагов не соответствует важности решаемых задач в области обороны. При нахождении их филиалов и контрагентов акционерных обществ на территории от Калининграда до Камчатки и ЕСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ Обратимся вновь к опыту армии США. Там четко определены функции, в осуществлении которых могут принимать участие частные структуры. Это, к примеру, оплата труда гражданского персонала (около 800 тысяч человек), выплаты военным пенсионерам (примерно 2,2 миллиона человек), оказание услуг служащим Минобороны (обучение и подготовка военного и гражданского персонала, подготовка к службе в армии), сбыт излишков собственности и национальных запасов, управление сдаваемой внаем собственностью, работы по содержанию складов. Только за счет этих работ в течение 1997–2014 финансовых годов планируется сэкономить около 2,6 миллиарда долларов. Противники передачи части вспомогательных функций частному или гражданскому государственному сектору опасаются, что это приведет к снижению боевой готовности ВС из-за отсутствия у возможных подрядчиков заинтересованности в ее поддержании на необходимом уровне и по причине утраты контроля за этим направлением деятельности со стороны Министерства обороны США. А самый главный проблемный вопрос в организации и осуществлении системы аутсорсинга, который всегда следует учитывать руководству Минобороны России, заключается в том, что все PHOTOXPRESS
Стр.4
05 05 Таблица 3 Доля ОАО «Оборонсервис» Направления удовлетворения потребностей Обслуживание, текущий ремонт зданий, жилого фонда Минобороны Питание военнослужащих Пошив обмундирования Обслуживание линий электропередачи Сервисные и ремонтные работы по ВВТ Доля (%) 100 Около 70 100 100 до 50 Таблица 4 Расходы Министерства обороны на оплату питания военнослужащих на условиях аутсорсинга в 2010 –2011 годах (млн руб.) Показатели 2010 2011 Доведено объемов бюджетных ассигнований на 1 января 1097,6 Лимиты бюджетных обязательств на 31 декабря 8674,1 коммерческие структуры не заинтересованы в улучшении дел в обслуживаемых ими воинских частях, организациях и учреждениях и, конечно, в обеспечении боевой готовности войск (сил). Главная их задача – извлечение прибыли и снижение своих затрат путем поставки продукции для потребителей услуг, купленных по самым низким (зачастую бросовым) ценам. Привлекая, как правило, к выполнению работ неподготовленную профессионально иностранную рабочую силу, они неспособны обеспечить их качество, даже если бы пытались к этому стремиться. Все это привело к неэкономным, нередко бесцельным расходам бюджетных средств, в том числе и злоупотреблениям, которые составили огромные суммы, чем нанесен значительный материальный ущерб государству. Вот почему можно с уверенностью констатировать, что задача качественного реформирования материальноЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР пер. Хользунова, 14, Москва, Россия, К-160 25. 01. 2012 № 2/4 – 2151/11/935 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений закона Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что вследствие нарушений должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации и ОАО «Оборонсервис» требований федерального законодательства допущены факты неправомерного и неэффективного расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение жизнедеятельности войск. Согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 № 2032-р и от 06.02.2010 № 155-р акционерные общества «Агропром» и «Военторг» определены единственными исполнителями ежегодно размещаемых заказов на поставки продовольственных товаров и оказание услуг по организации питания военнослужащих. В представленных заместителем министра обороны Российской Федерации генералом армии Булгаковым Д. В. в Правительство Российской Федерации обоснованиях к проектам вышеупомянутых распоряжений (от 23 ноября 2009 г. исх. № 205/16434 и от 21 января 2010 г. № 205/313) указано, что их реализация позволит обеспечить потребности войск в продовольствии и услугах по ценам ниже рыночных силами предприятий, 100% акций которых принадлежат государству, а также сохранить и развивать их продовольственный потенциал. Установлено, что эти обоснования не соответствуют действительности, поскольку государству принадлежит лишь по одной акции каждого из указанных предприятий. При этом своих функций они не выполняют, а фактически являются посредниками, так как более 98% закупаемых продовольствия и оказываемых услуг поставляют сторонние организации, собственное же производство приведено в упадок. Так, для исполнения заключенных в ноябре-декабре 2010 года с Министерством обороны Российской Федерации государственных контрактов на поставку консервированных овощей общей стоимостью 483,23 миллиона рублей ОАО «Агропром» привлекло свое дочернее общество – ОАО «Ростовское», которое ввиду отсутствия собственного производства закупило продукцию через посредническую организацию у ОАО «Консервсушпрод», ОАО «Торговый дом «Солнечный» и других производителей по ценам, почти в два раза ниже предусмотренных государственными контрактами. Полученная прибыль перечислена на счета фирм-однодневок и похищена. Ущерб составил более 100 миллионов рублей (расследуется уголовное дело). Подобные нарушения допущены и в 2011 году при заключении с ОАО «Агропром» государственных контрактов на поставку крупы гречневой стоимостью 513 миллионов рублей. В целях их исполнения это акционерное общество заключило договор с тремя посредническими структурами на общую сумму 441 миллион рублей, получив прибыль в размере 72 миллионов рублей. Посредники приобрели это продовольствие еще более чем на 70 миллионов рублей дешевле. В целом по заключенным в 2010–2011 годах с акционерным обществом «Агропром» контрактам только по установленным фактам нарушений неэффективное использование бюджетных средств превысило 1,5 миллиарда рублей, цены на отдельные продовольственные товары превысили рыночные на 150 миллионов рублей, недопоставлено продукции на 1,5 миллиарда рублей, заменено свыше 400 тонн некачественного продовольствия, вследствие чего данному обществу предъявлены претензии на общую сумму, превышающую 10 миллиардов рублей. Его экономическая деятельность и контрольно-управленческие функции в отношении находящихся в его ведении сельскохозяйственных предприятий осуществлялись неэффективно (бывшие генеральные директора Липницкий Т. В. и Дынькова Н. Н.), что ухудшило их финансовое состояние, привело к нерентабельности, в связи с чем производится реализация их активов. О необходимости принятия мер по устранению нарушений законодательства руководству Министерства обороны Российской Федерации и ОАО «Оборонсервис» указывалось во внесенных в октябре 2011 года представлениях, однако положение дел не меняется, а решение о прекращении полномочий Дыньковой Н. Н. принято лишь в декабре этого года. Привлечение акционерным обществом «Военторг», не имеющим собственных производственных мощностей, посредников к организации питания военнослужащих привело к тому, что только по выявленным фактам завышение стоимости оказанных услуг составило более 500 миллионов рублей. Такая организация работы привела и к снижению качества питания военнослужащих. Привлеченные ОАО «Военторг» хозяйственные общества «Ресторан Сервис Плюс», «Митком», «Централ-Кайтеринг», «Дарс-рбп», «Мегаполис», «Астроград» и другие допускали нарушения правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологических требований, что повлекло более 60 фактов массовых заболеваний военнослужащих и материальные претензии заказчика на сумму, превышающую 20 миллионов рублей. В Западном, Центральном и других военных округах (флотах) выявлены и иные нарушения законодательства, в том числе связанные с незаконной постановкой военнослужащих на довольствие и привлечением их к работам, отнесенным государственными контрактами к обязанностям ОАО «Военторг». Такому положению дел способствуют упущения на этапе планирования и размещения заказов со стороны должностных лиц Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (полковник Кузьменков А. М.) и Департамента Министерства обороны Российской Федерации по ценообразованию продукции военного назначения (Яшина А. В.), а также отсутствие контроля со стороны Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (Козлова Е. В.). По результатам прокурорских проверок внесено свыше 130 представлений об устранении нарушений закона, к административной ответственности привлечены более 60 работников – поставщиков товаров и услуг, возбуждено 14 уголовных дел, однако положение к лучшему не меняется. Системный характер выявляемых нарушений требует Вашего вмешательства. Руководствуясь статьями 22 и 24 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», П Р Е Д Л А Г А Ю: 1. Принять меры по устранению нарушений закона, указанных в представлении, а также обстоятельств, им способствующих. 2. В целях обеспечения законного и рационального использования бюджетных средств разработать и реализовать меры организационного и нормативно-правового характера, исключающие участие посреднических структур в системе продовольственного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе внести установленным порядком в правительство Российской Федерации предложения о пересмотре решений об определении акционерных обществ «Агропром» и «Военторг» единственными поставщиками. 3. С привлечением Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации проверить в первом полугодии 2012 года финансово-экономическую и хозяйственную деятельность органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации и входящих в структуру ОАО «Оборонсервис» организаций при планировании, размещении и исполнении в 2011 году государственного оборонного заказа на продовольственное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. Принять меры к возмещению причиненного материального ущерба. 4. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц, допустивших вышеназванные нарушения законодательства. О принятых мерах прошу сообщить. Государственный советник юстиции 1-го класса С. Фридинский 13 001,9 31 316,4 технического обеспечения армии и флота оказалась невыполненной. Командира (руководителя) не освободили от несвойственных функций, а наоборот, создали ситуацию, когда он не в состоянии нормально руководить подчиненными коллективами, так как прежде чем их воспитывать, учить воевать, им нужно для этого создать соответствующие условия жизни и быта. Если раньше, до этих реформ командир мог решать вопросы обеспечения личного состава, обладая властью, материальными и денежными средствами, то сегодня он выступает в роли просителя, наблюдателя, но продолжает за все отвечать. Этим, к большому сожалению, подорван принцип единоначалия, который всегда был основополагающим принципом строительства Вооруженных Сил. В то же время есть немало хороших примеров в практике организации материально-технического обеспечения армий Турции, Великобритании и др. Например, в турецких ВС эта система была построена на привлечении к ней военнослужащих, по той или иной причине негодных к строевой службе. Для этого в Министерстве обороны осуществлялась их подготовка по гражданским специальностям (курсы от трех до шести месяцев и др.). После получения специальности они направлялись в соответствующие структуры обеспечения армии, где содержались как военнослужащие по призыву и под руководством должностных лиц, занимающихся материально-техническим обеспечением, проходили службу, обеспечивая высокое качество работ, услуг и с минимальными затратами государству. Там же в свое время на основании ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – НЕ ЛУЧШАЯ ГРАФА ДЛЯ ЭКОНОМИИ НЕ ЛУЧШАЯ ГРАФА ДЛЯ ЭКОНОМИИ АРМИЯ соответствующих правительственных решений обслуживанием контрактников занимались структуры страховой организации «Ояк», которой в качестве преференции была делегирована функция по реализации вышедших из строя техники и вооружения, излишествующего и ненужного движимого и недвижимого имущества Минобороны. Поэтому реализация военнослужащим товаров и услуг осуществлялась по ценам существенно ниже государственных и качество услуг не вызывало сомнения (организация питания, проживание в гостиницах, санаториях, профилакториях, предоставление транспорта, покупка товаров и многое другое). К примеру, система турецкого военторга имела право устанавливать торговую наценку только 10 процентов, при этом исправно существовала за счет большого оборота товаров. Такое обеспечение личного состава армии иначе как настоящей заботой государства о военнослужащих назвать нельзя. Видимо, подобную систему вполне можно создать в Российской армии. После отставки министра обороны Анатолия Сердюкова число критиков его реформы в одночасье подскочило до заоблачных высот. «ВПК» напоминает, что основные тезисы этого материала были изложены генералом Василием Воробьевым еще полгода назад в книге «Реформы по кругу или деньги на ветер». ОТ РЕДАКЦИИ «ВПК» Министру обороны Российской Федерации А. Э. СЕРДЮКОВУ Для российских предприятий до недавних пор была характерна одна специфическая особенность: все проверки надзорных и контролирующих органов воспринимались как досадная помеха основной деятельности. Поэтому и относились к ним соответственно – приступали за устранение замечаний спустя рукава, лишь бы были соблюдены все формальности. Однако в последние три года произошел ряд событий, которые заставили руководителей организаций и предприятий пересмотреть свой подход к организации пожарной безопасности. Во-первых, это череда громких пожаров во главе с печально известными событиями в Перми, а во-вторых, следующее за ними ужесточение действующего законодательства. Увеличились в десятки раз суммы штрафов, за повторные нарушения стали применяться и более жесткие меры вплоть до длительного приостановления деятельности юридического лица и уголовной ответственности его руководителей. Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности. Данное направление деятельности прокуратуры считается одним из приоритетных. Так, в 2010–2012 годах в ОАО «НПП «Радий», ФГУП «НИМИ», ФГУП «ЦЭНКИ» – «КБТХМ», ОАО «ВИЛС» и на многих других предприятиях прокуратурой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Из часто повторяющихся нарушений следует отметить отсутствие автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, световых указателей «Выход (запасной выход)», эвакуационные пути и выходы захламлены посторонними горючими предметами, планов (схем) эвакуации людей на случай возникновения пожара либо нет, либо они выполнены не в соответствии с требованиями, учет первичных средств пожаротушения не ведется, сотрудники организации допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа, ответственные лица не прошли обучение по пожарному минимуму и т. д. При выявлении данных нарушений закона принимались меры прокурорского реагирования. Только за истекший период 2012 года по результатам проведенных проверок выявлено более 200 нарушений закона. Прокуратурой внесено 27 представлений об устранении нарушений ВНЕДРЯЮТСЯ НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ Почти каждое пятое изобретение военных новаторов России внедрено за последний год в практику Вооруженных Сил. Об этом было заявлено на ежегодном сборе по повышению квалификации должностных лиц, ответственных за проведение изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы в воинских частях и организациях армии и флота. Встреча прошла на базе Военной академии РВСН имени Петра Великого. В дискуссии об инновационных путях развития рационализаторской науки участвовали представители центральных органов военного управления, видов и родов войск ВС РФ, военных округов и воинских частей, научноисследовательских организаций, военных вузов, а также руководители Всероссийской организации изобретателей и рационализаторов. По данным начальника Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России полковника Олега Ващенко, в последний год в изобретательскую и рационализаторскую работу вовлечены 10 тысяч новаторов, которые стали авторами ВМФ ПОПОЛНИТСЯ СУДАМИ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Корабелы Северной верфи в течение 2014–2016 годов передадут Военноморскому флоту России три судна тылового обеспечения типа «Эльбрус» проекта 23120. Головное судно войдет в состав Северного флота, заявил командующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков. Он участвовал 15 ноября в церемонии, посвященной закладке в эллинге Северной верфи судна «Эльбрус» – головного в серии. По словам главкома, суда такого типа будут базироваться на Северном, Черноморском, Тихоокеанском флотах. С их помощью станут осуществляться погрузка, хранение, транспортировка и передача сухих грузов на берег и на различные корабли, они будут использоваться при буксировке, оказании помощи кораблям и судам, терпящим бедствие. Как сообщил генеральный директор Северной верфи Александр Ушаков, в плане предприятия строительство шести фрегатов ближней и дальней морской зоны типа «Ад895 изобретений и подали 7840 рационализаторских предложений. В практику войск внедрено 197 изобретений и семь тысяч рационализаторских предложений. «C 2011 года наше управление организовало рассмотрение более 100 заявок на изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, поступивших от научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности. По результатам проведенных экспертиз выдано более 20 патентов РФ», – сообщил Ващенко. По его словам, ежегодно Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России обеспечивает участие организаций военного ведомства в международных салонах, выставках, конгрессах и форумах. Только на XV московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2012» организации Министерства обороны РФ представили 222 экспоната, из которых 153 отмечены решением международного жюри, в том числе 13 золотыми, 44 серебряными и 86 бронзовыми медалями лауреатов. законодательства о пожарной безопасности, по постановлениям прокурора к административной ответственности по ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ привлечены пять должностных и три юридических лица, 18 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, по результатам проверки ОАО «ВНИИНМ», проведенной в декабре 2005 года, сотрудниками отдела пожарного надзора выдавалось предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Сроки истекли, однако до настоящего времени нарушения еще имеются. В целях их устранения в Хорошевский районный суд города Москвы направлено исковое заявление в порядке ст. 45 ГПК РФ о понуждении ОАО «ВНИИНМ» к выполнению правил пожарной безопасности, иск рассмотрен и удовлетворен. Аналогичные нарушения выявлялись в ФГУП «Акустический институт имени академика Н. Н. Андреева», ФГУП «НИМИ», ОАО «НПП «Радий». Неукоснительное выполнение на предприятии правил и требований пожарной безопасности позволяет не только создать систему обеспечения пожарной безопасности, но и предотвратить возникновение пожара и защитить от него людей и имущество. мирал Флота Советского Союза Горшков» (проект 22350) и шести корветов ближней морской зоны типа «Стерегущий» (проекты 20380 и 20385), а также судна связи проекта 18280 «Юрий Иванов» для ВМФ РФ. Все эти корабли войдут в состав ВМФ РФ до 2020 года, отметил руководитель верфи. Северная верфь берет свое начало от Путиловской верфи, которая была основана 14 ноября 1912 года в составе акционерного общества «Путиловские заводы» с целью строительства кораблей для Военно-морского флота Российской империи. В советское время – завод имени А. А. Жданова. В 1998 году он одним из первых в Российской Федерации получил лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей и судов. Северная верфь неоднократно подвергалась широкомасштабной реконструкции, в ходе которой создан целый комплекс уникальных сооружений и производств. За многолетнюю историю на заводе построено около 400 кораблей и судов различного назначения. Среди них около 170 кораблей для ВМФ России и СССР, ряд экспортных заказов. ИТАР-ТАСС
Стр.5