Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психолого-педагогические основы социализации личности (150,00 руб.)

0   0
Первый авторБояркина М. В.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц121
ID211606
АннотацияУчебно-методическое пособие состоит из теоретической и практической части. В теоретической части проблема социализации личности рассматривается в гендерно-ролевом аспекте, обосновывается роль гендерно-ролевой социализации в воспитании обучающихся и педагогов, определяются психолого-педагогические условия социализации мальчика и девочки / юноши и девушки в образовательном процессе. Задания практической части направлены на осознание и анализ особенностей социализации личности мужчины и женщины с целью дальнейшего личностного и профессионального самосовершенствования.
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам-бакалаврам, магистрантам и работающим с ними преподавателям вузов. Может быть полезно учёным, интересующимся проблемами социокультурного становления и воспитания качественных характеристик личности мужчины и женщины (мальчика и девочки / юноши и девушки), и учителям-практикам, стремящимся повысить свою квалификацию.
ISBN978-5-85158-853-2
УДК37.013.77+316.614(075.8)
ББКЧ 31.35я73+Ю937я73
Бояркина, М. В. Психолого-педагогические основы социализации личности : учеб.-метод. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; М. В. Бояркина .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2012 .— 121 с. — ISBN 978-5-85158-853-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/211606 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М. В. Бояркина ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Учебно-методическое пособие Чита ЗабГГПУ 2012 УДК 37.013.77+316.614(075.8) ББК Ч 31.35я73+Ю937я73 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> ЗабГГПУ Бояркина, М. В. Психолого-педагогические основы социализации личности : учеб.-метод. пособие / М. В. Бояркина ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> В теоретической части проблема социализации личности рассматривается в гендерно-ролевом аспекте, обосновывается роль гендерно-ролевой социализации в воспитании обучающихся и педагогов, определяются психолого-педагогические условия социализации мальчика и девочки / юноши и девушки в образовательном процессе. <...> Учебная программа курса «Психолого-педагогические основы социализации личности». <...> Гендерно-ролевая социализация личности как проблема современной теории и практики. <...> Осознание человеком себя представителем определённого пола называется полоролевой идентификацией. <...> Половое воспитание ориентирует человека на конкретный биологический пол (мужской или женский), не учитывая категорию индивидуального. <...> Гендер представлен качествами мужественности и женственности в каждом человеке (и в мужчине, и в женщине). <...> Учёными доказано, что однозначный упор на мужественность (маскулинность) и женственность (фемининность) в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуально-нравственное развитие как мужчин, так и женщин. <...> Вопросы о том, как люди становятся «мужчинами» и «женщинами» и что это означает в разных культурах, должны рассматриваться в разделе, посвящённом конкретному аспекту социализации мужчины и женщины – гендерно-ролевой социализации. <...> Под гендерно-ролевой социализацией понимается усвоение и изменение различий в представлениях о статусах, нормах, ролях и ценностях, соответствующих биологическому полу индивида. <...> Гендерный подход в социальной психологии <...>
Психолого-педагогические_основы_социализации_личности.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского М. В. Бояркина ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Учебно-методическое пособие Чита ЗабГГПУ 2012
Стр.2
УДК 37.013.77+316.614(075.8) ББК Ч 31.35я73+Ю937я73 Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: С. Е. Старостина, д-р пед. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГГПУ Рецензенты: А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф., ЗабГГПУ; С. А. Калашникова, канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики ЗабГГПУ; А. А. Судакова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ЗабКИПКРО Научный редактор: Е. Ю. Ольховская, д-р пед. наук, проф. ЗабГГПУ Бояркина, М. В. Психолого-педагогические основы социализации личности : учеб.-метод. пособие / М. В. Бояркина ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2012. – 120 с. ISBN 978-5-85158-853-2 Учебно-методическое пособие состоит из теоретической и практической части. В теоретической части проблема социализации личности рассматривается в гендерно-ролевом аспекте, обосновывается роль гендерно-ролевой социализации в воспитании обучающихся и педагогов, определяются психолого-педагогические условия социализации мальчика и девочки / юноши и девушки в образовательном процессе. Задания практической части направлены на осознание и анализ особенностей социализации личности мужчины и женщины с целью дальнейшего личностного и профессионального самосовершенствования. Пособие адресовано студентам-бакалаврам, магистрантам и работающим с ними преподавателям вузов. Может быть полезно учёным, интересующимся проблемами социокультурного становления и воспитания качественных характеристик личности мужчины и женщины (мальчика и девочки / юноши и девушки), и учителям-практикам, стремящимся повысить свою квалификацию. УДК 37.013.77+316.614(075.8) ББК Ч 31.35я73+Ю937я73 ISBN 978-5-85158-853-2 © ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
Содержание Введение .................................................... 5 Часть I. Учебная программа курса «Психолого-педагогические основы социализации личности» ....................................... 8 Часть II. Тематика и содержание лекционных и семинарских занятий . .21 Часть III. Методические рекомендации по изучению разделов и тем курса .................................................. 28 Раздел I. Гендерно-ролевая социализация личности как проблема современной теории и практики .............................. 28 Раздел II. Социализация личности как социокультурная проблема . 43 Раздел III. Социализация личности как психологопедагоги чес кая проблема .................................... 67 Раздел IV. Педагогические условия гендерно-ролевой социализации личности ..................................... 86 Библиографический список ................................... 105 Приложение ................................................ 109 3
Стр.4
Введение Несколько десятилетий назад в России наступило время обращения к проблемам половой дифференциации. Интерес к ним связан не только с тем, что категория пола – сложнейшая историко-культурная, социальная и клиническая проблема, но и с тем, что современные требования воспитания здорового в самом широком понимании человека и индивидуального подхода к развитию его личности не могут быть выполнены без учёта психологической специфики пола. В настоящее время проблема пола рассматривается ещё и в силу актуальности вопросов гуманизации и духовного становления личности. Психическое развитие (становление внутреннего духовного мира личности) связано с воспитанием (целенаправленным освоением воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя), и эти процессы взаимообусловлены: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности. Анализ имеющейся литературы показывает, что проблема пола рассматривается в трудах учёных различных научных направлений (философов, культурологов, социологов, валеологов, физиологов, психологов, педагогов). Следует отметить, что в педагогике вопросы пола рассматриваются в одном из направлений воспитания, называемого половым. Целью полового воспитания является психосексуальное и нравственное развитие детей и подростков, создание у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов, формирование правильного отношения к вопросам пола, овладение ими нравственной культурой во взаимоотношениях полов. Формирующая сила культурных ожиданий проявляется в представлениях людей о том, как в идеале должны вести себя мужчины и женщины. Осознание человеком себя представителем определённого пола называется полоролевой идентификацией. Если программа развития человека заложена в генах, то реализация генетического потенциала зависит от культуры. Генетически обусловленные особенности индивидуальности могут определять отдельные аспекты поведения человека. Половое воспитание ориентирует человека на конкретный биологический пол (мужской или женский), не учитывая категорию индивидуального. Однако в настоящее время в науке под понятиями «мужчина» и «женщина» понимается их биосоциокультурная характеристика, называемая гендером. Гендер представлен качествами мужественности и женственности в каждом человеке (и в мужчине, и в женщине). Учёными доказано, что однозначный упор на мужественность (маскулинность) и женственность (фемининность) в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуально-нравственное развитие как мужчин, так и женщин. 5
Стр.6