Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №8 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268291
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №8 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268291 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 8 (425) 29 февраля – 6 марта 2012 года выходит по средам даЛЬНеЙШая СудЬБа Сирии ПредреШеНа о скором свержении башара Асада Экс-премьер Иордании – ТЕМА КАК И СбЕРЕЧЬ, Николай МИХАЙЛОВ, доктор экономических наук, профессор, действительный государственный советник первого класса И ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИВАТЬСЯ ОПК и ЭКСтреННЫе МерЫ ПриНиМатЬ СиСтеМНЫе реШеНия НужНО ДВухМИЛЛИОННАЯ СОСТАВЛЯЮщАЯ НАРОДНОГО ФРОНТА Создаваемое общественное движение в поддержку Вооруженных Сил и оборонной промышленности будет представлять интересы около двух миллионов человек, занятых в сфере ОПК, сообщил вицепремьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. <...> «Мы предполагаем создать общественное движение в рамках Народного фронта, которое будет называться Добровольческое движение в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса», – заявил Рого02 ЧИНОВНИК ВАЖНЕЕ ЗАщИТНИКА РОДИНЫ Судя по документам, это действительно так 05 СуБМариНа Без Оружия Чем будут топить корабли противника АПЛ «Ясень» 08 зин на прошедшем в Москве форуме среднего класса. <...> В учредительном съезде, который состоялся 26 февраля, приняли участие несколько тысяч человек, представляющих ведущие трудовые коллективы обороннопромышленных предприятий, конструкторских бюро и других организаций. <...> Дмитрий Рогозин сообщил также, что будет создан ситуационный центр для оперативной связи с представителями обороннопромышленного комплекса в любой точке России. <...> Шансы России на победу в индийском тендере на ВОеННЫЙ удар еСЛи тегераН Не ОтСтуПит ПОд даВЛеНиеМ БОЛее жеСтКих СаНКциЙ еженедельник «Военнопромышленный курьер» публикует еще ряд выступлений, прозвучавших на «круглом столе» Клуба мировой экономики и мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики Ниу ВШЭ и Совета по внешней и оборонной политике. тема – «Будет ли новая война в Персидском заливе?». закупку 197 легких вертолетов, на который представлен многоцелевой Ка-226Т <...>
Военно-промышленный_курьер_№8_2012.pdf
№ 8 (425) 29 февраля – 6 марта 2012 года выходит по средам даЛЬНеЙШая СудЬБа Сирии ПредреШеНа о скором свержении башара Асада Экс-премьер Иордании – ТЕМА КАК И СбЕРЕЧЬ, Николай МИХАЙЛОВ, доктор экономических наук, профессор, действительный государственный советник первого класса И ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИВАТЬСЯ ОПК и ЭКСтреННЫе МерЫ ПриНиМатЬ СиСтеМНЫе реШеНия НужНО ДВухМИЛЛИОННАЯ СОСТАВЛЯЮщАЯ НАРОДНОГО ФРОНТА Создаваемое общественное движение в поддержку Вооруженных Сил и оборонной промышленности будет представлять интересы около двух миллионов человек, занятых в сфере ОПК, сообщил вицепремьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. «Мы предполагаем создать общественное движение в рамках Народного фронта, которое будет называться Добровольческое движение в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса», – заявил Рого02 ЧИНОВНИК ВАЖНЕЕ ЗАщИТНИКА РОДИНЫ Судя по документам, это действительно так 05 СуБМариНа Без Оружия Чем будут топить корабли противника АПЛ «Ясень» 08 зин на прошедшем в Москве форуме среднего класса. В учредительном съезде, который состоялся 26 февраля, приняли участие несколько тысяч человек, представляющих ведущие трудовые коллективы обороннопромышленных предприятий, конструкторских бюро и других организаций. Дмитрий Рогозин сообщил также, что будет создан ситуационный центр для оперативной связи с представителями обороннопромышленного комплекса в любой точке России. На СМеНу «грачу» Продолжение на стр. 09 ТЕНДЕНЦИИ КартиНа ВтС В цифрах российского оружия в 40 миллиардов долларов преобладает, как и ранее, авиационная техника, в том числе самолеты марки Су, вертолеты марок Ми и Ка (более 40 процентов). Весьма востребована иностранными заказчиками техника ПВО, в том числе зенитные ракетные системы С-300, зенитные ракетные комплексы «Бук», зенитные ракетнопушечные комплексы «Панцирь-С1». Имеющиеся обязательства по технике ПВО составНа сегодня в структуре экспортного портфеля ляют пятую часть. Примерно на этом же уровне находятся запросы военно-морских сил и сухопутных войск. Потери России от приостановки военно-технического сотрудничества с Ливией оцениваются в два миллиарда долларов, но при этом эксперты не исключают возможности возврата на этот рынок. Одной из объективных предпосылок для этого является большое количество сохранившихся в Ливии с советских времен вооружения и военной техники, требующих обслуживания, ремонта и модернизации. Готовится контракт на поставку в Индию еще 42 многофункциональных истребителей Су-30МКИ. В декабре прошлого года подписан протокол к межправительственному соглашению об увеличении лицензионного производства самолетов на это количество. Заключение соглашения предполагается во второй половине 2012 года. Шансы России на победу в индийском тендере на ВОеННЫЙ удар еСЛи тегераН Не ОтСтуПит ПОд даВЛеНиеМ БОЛее жеСтКих СаНКциЙ еженедельник «Военнопромышленный курьер» публикует еще ряд выступлений, прозвучавших на «круглом столе» Клуба мировой экономики и мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики Ниу ВШЭ и Совета по внешней и оборонной политике. тема – «Будет ли новая война в Персидском заливе?». закупку 197 легких вертолетов, на который представлен многоцелевой Ка-226Т, остаются весьма высокими. Отечественная машина успешно прошла все этапы оценочных испытаний, о чем подписаны соответствующие акты. В настоящее время Минобороны Индии завершает техническую оценку испытаний, после чего будет принято решение о вскрытии коммерческих предложений. По имеющейся информации, российский вертолет имеет неплохие шансы на победу. Скорее всего победитель тендера будет объявлен весной текущего года. Завершить выполнение соглашения ОАО «РосЧитайте материал на стр. 02 ского вооружения. Самолет будет малозаметным, способным приземляться на любые взлетно-посадочные полосы, обладать современным связным, радиолокационным и навигационным оборудованием. К 2020 году данный ПСШ постепенно заменит очень авиационных конструкторов искать новые способы адекватного реагирования на возможные угрозы. ПСШ должен применять всю номенклатуру тактичеПерспективный самолет-штурмовик (ПСШ) начнет поступать в части ВВС к 2020 году. Современные требования к ведению боевых действий вынуждают надежный Су-25СМ – вариант глубокой модернизации базовой «25-й» машины. Усовершенствование коснулось комплексов связи радиолокационного оборудования, прицельно-навигационного комплекса. В результате живучесть самолета и его систем возросла в два раза, эффективность применения – в четыре. На сегодня в частях ВВС РФ модернизировано свыше 30 боевых машин Су-25. До 2020 года пройдут доработку около 80 самолетов этого типа. ЛЕТОМ – В СТРОй Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» летом 2012 года будут приняты на вооружение ВМФ, заявил первый замминистра обороны РФ Александр Сухоруков. «В настоящее время также готовится приказ президента России о приеме на вооружение Российской армии ракетного комплекса «Булава», – добавил Сухоруков. Первая АПЛ серии НеизБежеН ПРИОбРЕТЕМ ЕВРОПЕйСКИЕ ВИНТОКРЫЛЫ. А ЗАЧЕМ? МО рф намерено закупить крупную партию вертолетов иностранного производства, считает эксперт в области вертолетной техники полковник запаса евгений Матвеев. оборонэкспорт» с МО США на поставку в Афганистан 21 военно-транспортного вертолета Ми-17-В5 в интересах афганской национальной армии планируется в первой половине этого года. По состоянию на 29 декабря 2011-го в Афганистан поставлены девять вертолетов этой модели. В течение первого полугодия 2012 года ожидается поставка оставшихся 12 машин Ми-17-В5 и имущества к ним. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Считаете ли вы, что у НАТО нет ни малейшего желания идти на компромисс с Россией и Запад делает все, чтобы продемонстрировать Москве, что ее считают врагом? ДА 79% НЕ ЗНАЮ 5% НЕТ 16% «Недавно Минобороны обнародовало требования к легким многоцелевым вертолетам, партию которых из 45 единиц оно намерено закупить на открытых электронных торгах. Анализ этих требований показывает, что российское военное ведомство ориентируется на закупку вертолетов конкретного производителя, а именно западноевропейского концерна «Еврокоптер», – отметил эксперт, комментируя информацию отечественного военного ведомства, размещенную на сайте госзакупок. Он пояснил: «Летнотехнические характеристики выбраны так, что определить победителя в обеих категориях не представляет никакой сложности и без проведения тендера – это вертолеты AS350/ AS355 разработки и производства европейского концерна «Еврокоптер». По мнению специалиста, предполагаемый аукцион нельзя назвать конкурсом, поскольку он предполагает полное отсутствие соперничества. «Характеристики списаны с этих вертушек, поэтому другие вертолеты могут даже не беспокоиться. Чего стоит только требование о правом вращении несущего винта?!». По словам Матвеева, складывается впечатление, что вопрос о закупке европейских вертолетов давно решен. «Подведение итогов аукционных торгов – 19 марта, а 25 ноября 2012 года уже предусмотрена поставка вертолетов. Это не просто сжатые, а очень сжатые сроки. Кто из ведущих производителей, загруженных на пару лет вперед, сумеет в такие сроки построить 45 вертолетов?! По неофициальной информации, вертолетостроитель уже приступил к реализации данного контракта. Значит, переговоры прошли в прошлом году», – подчеркнул эксперт. Он отметил, что совокупность изложенных в конкурсных условиях требований демонстрирует низкий уровень самого заказчика: «Нет ни анализа, ни обоснования и даже ответа на вопрос, зачем покупаем вертолеты? Неужели, чтобы в XXI веке фельдъегерскую почту возить? В технических требованиях подробно прописаны только летно-технические характеристики, комплектность и ресурсы, что касается трудоемкости, расходов на эксплуатацию – здесь полный ноль информации. Но мы же не сковородки собираемся покупать». Евгений Матвеев заявил, что если речь идет о покупке вертолетных технологий, на базе которых планируется строить ключевой элемент системы армейской авиации, включающий кроме машин обучение, техническое обслуживание и ремонт, сервисное обслуживание, поставку запасных частей и так далее, то надо смотреть вперед на 20 лет. «В условиях конкурса нет ни слова о производстве вертолетов и услуг. При таком крупном заказе нужно настаивать на производстве внутри страны. По существу на бюджетные деньги мы финансируем рабоПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 чие места в Европе», – добавил специалист. По его словам, ясно: такой аукцион – очередное подтверждение, что у нас нет вразумительной вертолетной политики ни гражданской, ни государственной авиации. Ранее сообщалось, что Минобороны РФ планирует закупить на 6,606 миллиарда бюджетных рублей 45 легких многоцелевых вертолетов (15 однодвигательных и 30 двухдвигательных). Напомним: очевидный конкурент европейского концерна – наше ОАО «Вертолеты России» – российский вертолетостроительный холдинг, объединяющий все вертолетостроительные предприятия страны. Организация является дочерней компанией ОАО ОПК «Оборонпром» из состава ГК «Ростехнологии». К концу 2010 года холдинг консолидировал контрольные пакеты всех отечественных вертолетостроительных заводов. Участвует в индийском тендере на закупку 197 легких вертолетов. ПО ираНу К-535 «Юрий Долгорукий» в мае прошлого года была выведена из эллинга завода «Севмаш», где она проходила подготовку к завершающим этапам государственных ходовых испытаний, а в середине июня морские тесты завершились. В октябре 2011 года АПЛ К-550 «Александр Невский» приступила к ходовым испытаниям. Ранее сообщалось, что принятие второго РПКСН типа «Борей» на вооружение планируется этим летом. треВОжиМСя, НО НадееМСя альной существование военной угрозы для России, то в 2012-м доля таких увеличилась до 55, сообщили социологи Левада-центра по результатам январского всероссийского опроса. По его данным, не видят такой угрозы сейчас 36 процентов респондентов против 42 два года назад. Между тем 60 процентов опрошенных уверены, что сиян, при этом граждане по-прежнему уверены, что наша армия способна их защитить. Если в 2010 году 47 процентов граждан считали реВоенная угроза для рф беспокоит еще многих росармия способна защитить Россию в случае реальной военной угрозы, хотя сторонников данного мнения за два года стало меньше на три процентных пункта. Соответственно возросло число скептиков (с 22 до 27 процентов). На вопрос, хотели бы они, чтобы их близкие служили в армии, 53 процента респондентов ответили отрицательно, не возражают – 37. Нежелание армейской службы для своих близких опрашиваемые в первую очередь связывают с неуставными отношениями (37 процентов). При этом дедовщину и насилие большинство из них по-прежнему называют главными проблемами наших Вооруженных Сил. Среди других причин такой позиции 21 процент назвали опасность гибели или ранения своих близких, 15 – унижения военнослужащих со стороны офицерского состава, 14 – тяжелые условия службы, по 10 процентов говорят о развале армии, ее моральном разложении. Еще 8 считают годы, проведенные в армии, потерянным временем, а 7 процентов обращают внимание на криминал в армии, сообщили в Левада-центре. По мнению 40 процентов россиян, сейчас дедовщина и век, в настоящее время среди россиян больше тех, кто отдает предпочтение переводу армии на контрактную основу (51 процент), чем тех, кто предлагает сохранить всеобщую воинскую обязанность (43). По данным социологов, в 2008 году 48 процентов отдавали предпочтение контракту, 45 – набору в армию по призыву. издевательства офицеров и старослужащих над молодыми солдатами распространены в большинстве воинских частей. Каждый пятый (19 процентов) считает, что повсеместно. Как показал опрос, в котором участвовали 1600 челоЛеонид ЯКУТИН
Стр.1
№ 8 (425) 29 февраля –6 марта 2012 года АРМИЯ РЕАЛИИ ПРОсТРАНсТВЕ УЧАТсЯ ВМЕсТЕ ЗАЩИЩАТЬсЯ И ВМЕсТЕ РАЗВИВАТЬсЯ ОТ ЗАВЕРЕНИЙ В ДРУЖБЕ К КОНКРЕТНЫМ ДЕЛАМ ЕсТЬ ПРОБЛЕМЫ В ходе мероприятий оперативной подго«Военно-промышленный курьер» продолжает публикацию выступлений участников общего собрания (военно-научной конференции) Академии военных наук (№№ 3, 6). КТО НЫНЕ сМОЖЕТ ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ? объединить силы и средства Сухопутных войск, ВВС, ВМФ в единую систему на стратегическом направлении под единым управлением командующего войсками. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 2010 года сегодня действуют четыре военных округа на своих стратегических направлениях: Западный, Юго-Западный, Центрально-Азиатский, Дальневосточный. Под единым руководством на стратегических направлениях объединены все силы и средства вооруженной борьбы, разновидовые группировки сил. Для организации управления военными округами в новом облике создан новый орган управления военным округом – объединенное стратегическое командование (ОСК). На командование военным округом возложен ряд задач, среди которых можно выделить главные: – прогнозирование и оценка военных Аркадий БАХИН, командующий войсками Западного военного округа, генерал-полковник НОВЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ Анализ военных конфликтов различного масштаба начала ХХI века свидетельствует, что одним из важнейших факторов достижения успеха в бою, операции и войне в целом является устойчивость и оперативность управления войсками. Развитие ВВТ, расширение масштабов вооруженной борьбы, ведение боевых действий практически одновременно во всех сферах – на суше и море, в воздухе и космосе, а также появление новых элементов в структуре вооруженных сил еще более усилит зависимость хода и исхода вооруженного противоборства от уровня управления войсками. Опыт войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия показывает, что создание эффективной системы управления повышает боевые возможности войск на порядок и сокращает цикл разведки, принятия решения, подготовки задач поражения примерно в пять-восемь раз. Так, по мнению американских экспертов в области трансатлантической безопасности и реформирования НАТО, военное превосходство в операции ХХI века определяется уже не столько количеством танков и ракет, состоящих на вооружении, сколько достоверным знанием ситуации в боевом пространстве и способностью согласованных действий всех участников операции – как военных, так и гражданских. Это в значительной мере обусловливается уровнем возможностей по предоставлению услуг устойчивой и надежной связи, наличием структуры управления на основе анализа разведданных в реальном масштабе времени. Таким образом, широкое развитие новых технологий, в том числе в вооруженной борьбе, определило потребность НОВОСТИ ОПК РЕГИОНА НА ПОДЪЕМЕ На Ульяновском механическом заводе объем производства в прошлом году составил 153,4 процента по отношению к уровню 2010 года, сообщил губернатор области Сергей Морозов. «На предприятии запущены в серийное производство высокоэффективные радиолокационные системы и ракетные комплексы ПВО – «Шилка», «Квадрат», «Куб», «Бук», «Тунгуска», «Панцирь». В войска поступают новейшие радиотехнические системы – «Орион», «Охота», – проинформировал Морозов. Зенитные комплексы «Шилка» и «Квадрат» на протяжении многих десятилетий доминировали на мировом рынке оружия и экспортировались более чем в 40 стран, где продолжают эксплуатироваться. Благодаря широким возможностям по защите объектов новое поколение средств противовоздушной обороны – «Тунгуска-М» и «Бук-М1» – по ряду параметров превосходит лучшие мировые образцы аналогичных видов вооружения. Ульяновский мехзавод стабильно выполняет государственный оборонный заказ и является активным участником международных выставок вооружения и военной техники. Ульяновский патронный завод освоил выпуск автоматных, пистолетных и пулеметных патронов – от мелких калибров (5,45-миллиметровых) до крупных (12,7 и 14,5), от холостых до обладающих трассирующими, зажигательными и бронебойными свойствами. «В объединении «Завод Искра» выпуск продукции вырос за прошлый год на 148,9 процента, здесь делают для нужд обоПРИВЛЕКАЕТ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ роны элементную базу радиоэлектронной аппаратуры, вычислительной техники, средств связи и аппаратуры специального назначения. Наращивают выпуск продукции другие оборонные предприятия области», – отметил губернатор. Самолет-амфибия Бе-200 имеет перспективы для продвижения на рынок стран Юго-Восточной Азии. Об этом заявил президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров. По его словам, нынешняя демонстрация Бе-200 в Сингапуре должна была привлечь внимание потенциальных покупателей стран региона к этой машине, принятой в эксплуатацию и эффективно применяемой Министерством по чрезвычайным ситуациям России. В настоящее время в составе авиапарка МЧС имеется шесть Бе-200ЧС. Четыре самолета получены до 2010-го. В том же году правительство РФ приняло решение закупить для МЧС России еще восемь Бе-200ЧС, два из которых поставлены заказчику в 2011-м. Остальные шесть Бе-200ЧС будут переданы министерству в течение 2013–2014 годов. Еще один самолет в 2008-м был поставлен МЧС Азербайджана. «В настоящее время ведутся переговоры о поставке Бе-200 ряду зарубежных стран. Иркутский авиационный завод передает производство Бе-200 в Таганрогский авиационный научнотехнический комплекс (ТАНТК) имени Г. М. Бериева. Это же предприятие, входящее в корпорацию «Иркут», занимается маркетингом самолета», – пояснил Федоров. Как ранее сообщил вице-президент по международному развитию и маркетингу европейского концерна ЕАДС Лионель Шампо, который в настоящее время возглавляет представительство ЕАДС в России, после получения в сентябре 2010 года сертификата типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) концерн в сотрудничестве с российскими специалистами предпринимает дополнительные усилия по продвижению самолета на мировой рынок. На салоне в Сингапуре корпорация «Иркут» продемонстрировала Бе-200ЧС на статической экспозиции рядом с павильоном, где был представлен натурный макет кабины перспективного пассажирского самолета МС-21. Многофункциональный самолет-амфибия Бе-200 предназначен для тушения пожаров, выполнения поисково-спасательных операций, патрулирования морских акваторий, экологического мониторинга, а также грузопассажирских перевозок. ИТОГО – 17 ВЫМПЕЛОВ Федеральная служба по оборонному заказу продлила ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» лицензию на разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники. В сентябре правительство РФ предоставило Северной верфи гарантии по кредитам на общую сумму 22 миллиарда 112,1 миллиона рублей для выполнения государственного оборонного заказа. Сегодня на этом СЗ находятся в процессе строительства три корвета проекта 20380 и два фрегата проекта 22350. Согласно допсоглашению, подписанному в конце декабря 2010 года, Северная верфь построит еще четыре фрегата и восемь корветов. Срок поставки серии из шести фрегатов – 2018-й, 11 корветов – 2020 год. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», угроз безопасности Российской Федерации в границах ответственности; – своевременное вскрытие непосредственной подготовки агрессии против России и союзников, ее отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами; – проведение мероприятий стратегического сдерживания, в том числе выполнение задач боевой службы и боевого дежурства силами флотов. Главная особенность организации управления для ОСК – управление не только сухопутной группировкой, но и флотами, ВВС, ПВО, коалиционной группировкой войск. Так, на Западном стратегическом направлении в ее состав входят общевойсковые армии, региональная группировка войск Республики Беларусь, командование ВВС и ПВО, Северный и Балтийский флоты. Для более эффективной организации управления межвидовыми группировками войск на стратегическом направлении пришлось изменить структуру окружного командного пункта (КП). В его состав включен Центр административно-территориального управления, который ранее выполнял задачи в округах (округ военного времени). В состав группы боевого управления КП теперь включены дополнительно пункт управления силами флота, командный пункт ПВО и авиации, пункт управления материально-техническим обеспечением. Оперативному стратегическому командованию военного округа пришлось освоить новые функции в области управления прежде всего для руководства округом как в мирное, так и в военное время. Если брать морскую составляющую, то это реализовано следующим образом. Управление силами флота осуществляется через командующего флотом как в ближней, так и в дальней морской зоне напрямую. Также напрямую ОСК может управлять отдельной оперативной группировкой разнородных сил при решении конкретных оперативно-стратегических задач и отдельными элементами оперативного построения оперативных группировок разнородных сил. Еженедельник товки Западный военный округ уже приобрел определенные навыки управления войсками в новом облике. Примером тому могут служить командно-штабные тренировки и учения с управлением ЗВО в системе оперативной подготовки, учения по управлению авиацией и войсками ПВО на западном стратегическом направлении с боевой стрельбой, совместные учения с Республикой Беларусь. В частности, на «Щите Союза-2011» отрабатывались вопросы управления межвидовыми группировками войск на Западном стратегическом направлении, управления корабельной авиационной группой в операционной зоне Северного и Балтийского флотов по выполнению задач боевой службы в соответствии с планами мероприятий стратегического сдерживания ЗВО 2001–2012 годов (корабельная авиационная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» выходила в Средиземное море), взаимодействия с другими войсками и воинскими формированиями в существующих границах округа. Организация деятельности административно-территориального управления лежит на заместителе начальника штаба. Структура в целом обеспечивает выполнение поставленных задач. Ранее они возлагались на службы, создаваемые для периода военного времени, комплектование осуществлялось по остаточному принципу. Говорить о высоком качестве работы не приходилось. В настоящее время задачи выполняет постоянно действующий Центр административнотерриториального управления в составе командования флота и под единым руководством командующего. Управление межвидовой группировкой войск командующим ЗВО осуществляется через командующих объединений с защищенных подвижных пунктов управления. Но уровень развития вооруженных сил иностранных государств, научно-технический прогресс требуют создания перспективных ПУ, прежде всего подвижных, развития систем автоматизации управленческого процесса. Мы в этом не стоим на месте. На сегодня создан подвижный ПУ, который апробируется, в частности, в 20-й армии. Он прошел испытания и работает в ходе оперативной подготовки к реальным учениям. Однако есть проблемы, решение которых, на наш взгляд, могла бы помочь ускорить военная наука. Это в первую очередь проблема сопряжения различных систем автоматизированного управления войсками. Работа в этой сфере тоже ведется. Причем не только в оперативных звеньях ВВС, ПВО, ВМФ, Сухопутных войск, но и в тактическом звене, в частности в 25-й бригаде. Для нас сегодня очень важно овладеть новыми системами управления, чтобы наиболее полно использовать боевой потенциал межвидовых группировок войск на стратегических направлениях. Причем в едином информационном пространстве органов управления, средств разведки и поражения. Это позволит сократить время для принятия решения, постановки задач в бою и операции, повысит внезапность, живучесть и боеспособность наших сил. А главное – эффективно применить весь комплекс стратегического, оперативного и тактического вооружения на межвидовом уровне, на всю глубину территории противника. А стало быть, достигнуть военно-политических целей войны. Таким образом, создание системы управления разновидовыми группировками сил на стратегическом направлении – жизненная необходимость. По нашему глубокому убеждению, в войне будущего победит не тот, кто имеет самый совершенный танк или самый быстрый и маневренный истребитель, мощную ракету, а тот, кто наиболее эффективно и скоординированно может управлять всем комплексом своих, пусть даже не самых передовых наземных, воздушных, морских, космических информационных вооружений. Сергей ГЛАЗЬЕВ, директор Института новой экономики Государственного университета управления, академик РАН РОЖДЕНИЕ ЕЭс Каковы результаты работы по формированию Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии, Казахстана, а также в чем наше видение единого экономического пространства? Это, как вы понимаете, имеет прямое отношение к вопросам экономической безопасности Российской Федерации и особенно актуально в условиях углубляющегося сегодня глобального экономического кризиса. В настоящее время на пространствах трех стран создана единая таможенная территория. На внутренних межгосударственных границах снят таможенный контроль, упразднены все его виды, в частности санитарный, ветеринарный, транспортный. Для того чтобы это сделать, пришлось провести массу мероприятий. Принят Таможенный кодекс союза, основанный на международной конвенции об организации упрощения таможенных процедур. Разработаны единые перечни продукции, которая должна отслеживаться в сфере санитарного, ветеринарного и карантинного контроля. Достигнуты соглашения и подписаны соответствующие договоры, которые унифицировали нормы, обеспечили взаимное признание всех разрешительных документов. Система управления единой таможенной территорией нормализовала торговую политику внешнеэкономической деятельности, связанную с движением товаров. Единственное, что не удалось завершить пока, – создание единой системы экспортного контроля в связи с тем, что в Республике Казахстан эта система не только связана с общепринятыми в мире процедурами контроля по экспорту продукции военного и двойного назначения, но еще и отягощена процедурой контроля импорта. Поэтому принято рамочное соглашение, в соответствии с которым подготовВ ближайшее время надо сосредоточить усилия стратегического командования войск ЗВО на дальнейшем внедрении уже разработанных документов, которые сейчас проходят апробацию, на приведении численности и органов управления, самих войск под конкретно поставленные задачи, на совершенствовании системы управления флотами и дальнейшей ее автоматизации, на развитии профессиональной подготовки руководящего состава. ПРИДЕТсЯ ЖИТЬ В УсЛОВИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕсКОЙ ТУРБУЛЕНТНОсТИ МОсКВА И ЕЕ сОЮЗНИКИ НА ПОсТсОВЕТсКОМ лены общие списки товаров, прежде всего военного и двойного назначения, подлежащие экспортному контролю. Но любое государство вправе применять и дополнительные механизмы контроля. В результате совместной работы комиссии ТС у нас сегодня на наднациональном уровне действуют единая система таможенного регулирования и торговли (в части таможенного тарифа), а также нетарифных мер ее ограничения, единая система санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Все решения комиссии Таможенного союза (около 900) показали, что наши государства в сфере экономики и торговли объединяет намного больше интересов, чем проблем, которые были связаны с экономическими противоречиями, в частности поставкой энергоносителей. Но мы их успешно преодолели, и сегодня фактически действует общий рынок товаров. С 1 января 2012 года появился общий рынок услуг, капитала и труда. Это связано с введением в действие пакета соглашений о формировании единого экономического пространства. Оно предусматривает нормы конкуренции на рынках. В перспективе (до 2015 года) планируем унифицировать режим госзакупок, которые будут вестись по единым правилам. Общий рынок услуг фактически уже работает в основной части услуг на принципе национального режима. Предусмотрена недопустимость дискриминации на рынке вне зависимости от происхождения предприятия или товара. До 2015 года в рамках общих услуг унифицируем железнодорожные тарифы, тарифы по прокачке энергоносителей по трубопроводному транспорту. Таким образом будет образовано единое транспортное и энергетическое пространство, обеспечено единство правил ценообразования и регулирование всех естественных монополий. Комиссия, которая создается, получила полномочия контролировать тарифы как на железной дороге, так и на других видах магистрального транспорта. В части движения капиталов также уже практически отсутствуют барьеры. Белоруссия даже признает рубль в качестве резервной валюты. Но тем не менее сохраняются некоторые ограничения на привлечение инвестиций, которые к 2015 году будут устранены. В отношении трудовой миграции мы приняли два соглашения. Они уравнивают права трудящихся мигрантов в части социальных гарантий, норм безопасности труда и всех необходимых процедур, которые будут открыты для граждан трех государств. В декабре 2011 года главы государств приняли решение об углублении экономической интеграции, в частности о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС). В настоящее время ЕЭС – это Таможенный союз плюс единое экономическое пространство. В рамках дальнейших шагов с 1 февраля заработает новая структура управления ЕЭС. Комиссия Таможенного союза преобразована в Евразийскую экономическую комиссию. Она наделена сегодня примерно 180 функциями государственного управления и регулирования и будет выполнять их как наднациональный орган. То есть все прежние и новые решения ее обязательны для трех государств. Комиссия будет работать в составе двух органов управления. Это Совет комиссии, который состоит из трех вице-премьеров и все решения принимает на основе консенсуса, а также Коллегия Евразийской экономической комиссии из девяти чиновников (по три от каждого государства). Они работают как международные служащие на общее дело и не принимают предложений со стороны делегировавших их правительств. В компетенции коллегии – вопросы таможенного регулирования и реагирования. НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ПАРТНЕР – УКРАИНА В Таможенный союз могут войти государства – члены Евразийского экономического сообщества, которое было образовано более 10 лет назад в целях создания ТС. Сегодня эта цель достигнута: Таможенный союз функционирует в полном объеме. Но есть еще два государства, которые пока вне его, – Киргизия и Таджикистан. В отношении их сейчас ведется работа по определению формата участия в ЕЭС и выполнения необходимых предварительных условий. Заявление от Киргизии уже поступило, от Таджикистана пока нет, хотя отчасти это связано с тем, что у нас нет общей границы с РТ. Считаем, что в течение двухтрех лет Таджикистан полностью сможет выполнить условия для вступления в союз. В ближайшие несколько лет Евразийский экономический союз заработает в полном объеме. Что касается Украины, то она для нас наиболее важный партнер, с которым Россию связывают тысячи кооперационных связей, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе. Примерно 200 украинских предприятий работают в тесной кооперации с нашим ОПК. Считаю, единое экономическое пространство без Украины будет незавершенным. Поэтому прилагаем максимум усилий, чтобы убедить руководство этой страны вернуться в переговорный процесс. Пока же украинские коллеги участвуют в качестве наблюдателей в ЕврАзЭС. Не скрою, мы рассчитывали, что после ухода «оранжевых» новое украинское руководство предпримет шаги для возвращения в общий интеграционный процесс с Россией, Белоруссией и Казахстаном. К сожалению, этого пока не происходит, хотя Украина на грани экономической катастрофы. Это единственное государство в СНГ, которое до сих пор не достигло даже советского уровня производства и выпускает товаров примерно на 1/3 меньше, чем Украинская ССР. Повторю: Украина находится в состоянии экономического бедствия, ее экономическое положение ухудшается. Единственный способ для страны выйти на нормальную траекторию развития – восстановить единое экономическое пространство с нами, получить газ и нефть на условиях равного ценообразования, устранить барьеры, которые мешают кооперации и сотрудничеству. По нашим оценкам, участие Украины в Таможенном союзе позволит ей улучшить условия торговли на 10 миллиардов долларов. Это фактически тот дефицит платежного баланса, из-за которого она погружается все больше и больше в долговую яму. Треть ведущей отрасли украинского машиностроения, химико-металлургический комплекс и агропромышленность теснейшим образом связаны с Россией. Мы недавно сделали расчеты экономического эффекта интеграции. Для всех четырех государств с участием Украины этот прирост составит примерно 15–17 процентов ВВП в десятилетней перспективе. Совокупная экономическая оценка дополнительного производства за счет устранения барьеров – 700 миллиардов долларов. Россия, Белоруссия и Казахстан этот эффект наблюдают уже сегодня. За один год работы в рамках ТС (после снятия таможенных барьеров) мы получили прирост взаимной торговли в 1,5 раза. При этом и общий рост внешней торговли увеличился примерно на 30 процентов. Но все же взаимная торговля растет почти в два раза быстрее. Особенно взрывной рост наблюдается в приграничных зонах, а также в области машиностроения. Например, рост оборота между Казахстаном и Белоруссией увеличился в пять раз всего за один год. То есть эффект единого таможенного пространства в плане восстановления сложившихся десятилетиями кооперационных связей очевиден. Дальнейшее во многом будет зависеть от того, как три государства (может, и шесть) смогут не только скоординировать свои действия, но и выйти на общую стратегию развития. Она позволит оптимизировать рост производства, сконцентрировать усилия на ключевых приоритетах, связанных со структурной перестройкой и диверсификацией экономики, выйти на темпы роста не менее семи процентов в год. В условиях глобального экономического кризиса, который продолжает углубляться, мы видим, что всевозможные встречи на высших уровнях, включая экономический форум в Давосе, не дают никаких позитивных эффектов для новой мировой валютно-финансовой и экономической архитектуры. Ведущие страны, которые сегодня получают монопольную ренту, эмитируя мировые валюты (США, Европа и Япония), не заинтересованы в том, чтобы что-либо менять. Мы должны исходить из того, что никаких существенных изменений в регулировании мировой экономики и мировых финансов в обозримом будущем не произойдет. Нам надо научиться жить в условиях мировой экономической турбулентности, экономического хаоса. Отсюда важны расширение и углубление собственного экономического пространства. Наши расчеты показывают: для того чтобы России пройти модернизацию, структурно перестроить экономику, осуществить намеченные планы, необходимо выйти на темпы развития в два раза больше тех, которые сегодня зарегистрированы в прогнозах. Нам надо поднять нормы инвестиций не меньше, чем на 25 процентов ВВП. Очень важно для этого иметь большое экономическое пространство. Его расширение наряду с ТС и ЕЭП – серьезная задача. У нас зона свободной торговли также с СНГ, Сербией, Черногорией. Ведутся переговоры о свободной торговле с Вьетнамом и Сирией. То есть расширение географии и углубление интеграции, восстановление технологических связей и создание общей стратегии развития – необходимые условия для того, чтобы Россия успешно развивалась в условиях нарастающей глобальной нестабильности. Подготовил Олег ФАЛИЧЕВ 04 Леонид ЯКУТИН
Стр.4
05 ГОсУДАРЕВЫ ЛЮДИ В конце 2011-го после непродолжительных и недоступных для общества дебатов Государственная дума приняла законы о денежном довольствии военнослужащих. Опубликованы и подзаконные акты. Новые выплаты многих обрадовали. Порадуемся этому и мы. Но насколько изменившаяся правовая база соответствует представлениям о социальной справедливости и Конституции? Виталий ЦЫМБАЛ, вице-президент Академии проблем военной экономики и финансов, доктор технических наук, действительный член Академии военных наук Андрей ПРИВЕТКИН, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, кандидат экономических наук УГРОЗА ДЛЯ ОБЩЕСТВА Вопрос об укреплении или разрушении единой системы государственной службы в России (см. федеральный закон 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ») уже поднимался нами в СМИ. Отмахиваться от него нельзя, поскольку покушение на единство норм социальных гарантий всех категорий госслужащих, если оно не обусловлено понятными гражданам мотивами, таит в себе существенную угрозу и для государства, и для общества. Не секрет, что межведомственная гармония нарушалась и прежде. Но то, что содержание некоторых законов не было сбалансировано с Конституцией Российской Федерации, а также нормами, установленными в других законодательных актах, – нонсенс даже для отечественной законодательной практики. Противоречивыми с точки зрения правоприменения являются различия в одном слове – «контракту» и «призыву» – пунктов 5 и 6 статьи 2 закона «О денежном довольствии…» и исключение фразы «денежное довольствие» из закона 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в отношении людей в погонах, захваченных в плен или в качестве заложника, интернированных в нейтральную страну либо безвестно отсутствующих. Это повлекло необходимость введения отдельного пункта в закон «О денежном довольствии…» В последнем случае произошло разделение целостной правовой категории – социальных гарантий семей этих военных, а также формирование ситуации, когда потребуются два отдельных постановления правительства РФ по одному этому вопросу. Вызывает удивление также и внесение изменений в «совсем свежий» федеральный закон 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который изначально должен был приниматься одновременно с законами о денежном довольствии военнослужащих, поскольку регламентирует сопряженные сферы государственной службы. Наибольший положительнежного довольствия, то, как оказалось, у обычного контрактника и лейтенанта оно не достигает обещанных 25 и 50 тысяч рублей в месяц. Необъяснима и ситуация по денежному довольствию курсантов, для которых предусмотрена разница в первичных окладах. Хотя у курсантов вузов ФСБ и общевойсковых высших учебных заведений вообще-то нет принципиальных различий на начальных курсах обучения. Все это говорит о том, что, инских должностей. Появились одноименные типовые должности с разными окладами для военнослужащих различных ведомств, а также новые «типовые» должности, которые совсем не типичны для большинства служивых. При одновременном исчезновении широко распространенных типовых. Например, в миллионных Вооруженных Силах должность заместителя начальника отдела названа типовой, а у заместителей большинства командиров она таковой не признана. Почему? Если говорить о размерах де«О денежном довольствии...» Так, настораживает разрыв между самым маленьким ОДС и самым большим ОДС (пять раз) при «скромном» различии между полным ОДС лейтенанта и полковника (30%). Бросается в глаза резкий скачок ОВЗ от полковника до генерала (7 тысяч рублей). Парадоксальна и градация воАРМИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ДВУХ сОРТОВ ПО СУТИ ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ НЕ СТОЛЬ ЦЕННЫ ДЛЯ СТРАНЫ, КАК ГРАЖДАНСКИЕ ЧИНОВНИКИ стоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (пункт 2 статьи 19). «В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (пункт 2 статьи 55). Насколько соответствуют им новые законоположения? Увы, продолжают нарушатьк сожалению, произошла и продолжается бюрократизация системы денежного довольствия. Много нареканий вызовет и заявленное сокращение количества надбавок. Почти из 120 повышений, надбавок, увеличений и денежных вознаграждений (в Вооруженных Силах РФ), которые регламентируются другими законами, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ и Совета министров СССР, многие сокращены. Хотя до сих пор остается право на их существование в соответствии с пунктом 34 статьи 2 закона «О денежном довольствии…» – до прямой отмены соответствующими нормативными правовыми актами. Возможно, законодателям ный эффект вызовут, конечно же, новые значения основных компонентов оклада денежного содержания (ОДС): окладов по воинской должности (ОВД) и воинскому званию (ОВЗ). Однако недоуменные вопросы возможны и по ним, а также по их конкретным значениям в подзаконных документах, принятых во исполнение закона НОВОСТИ СЭКОНОМИМ МИЛЛИАРДЫ, ОСВАИВАЯ КОСМОС Российские специалисты из научно-производственного объединения (НПО) «Энергомаш» разработали новое топливо для ракетных двигателей – ацетам, существенно повышающее их эффективность. «В первую очередь это топливо предназначено для разгонных блоков (РБ), в частности для новой ракеты-носителя (РН) «Союз2.1б», – сообщил директор Центра инновационной деятельности (ЦИД) НПО «Энергомаш» Анатолий Лихванцев. Применение ацетама не только существенно повышает энергетику существующих средств выведения, но и дает большую экономию. Баллистические расчеты, проведенные ЦИДом совместно с Центром Келдыша, показали, что для РН «Союз-2.1б» замена кислородно-керосинового двигателя РБ на кислородноацетамовый позволит увеличить массу полезной нагрузки на 30–40 процентов. При сложившейся в последние годы частоте пусков для одной и той же массы спутников можно снизить количество пусков РН в год на три-пять, а это миллиарды рублей экономии, считает директор ЦИДа. Поскольку двигатели на кислородно-ацетамовом топливе близки к кислородно-керосиновым, можно на базе имеющихся российских РН создать модернизированные ракеты, обладающие энергетическими возможностями РН с кислородноводородными РБ, но при этом более простые в эксплуатации и значительно менее затратные по стоимости пусковых услуг, убеждены разработчики. В ближайшие полгода-год они планируют провести детализированный анализ возможностей использования нового топлива на первой и второй ступенях РН, а также на разгонных блоках для других российских РН («Протон», «Ангара» и др.). К новому топливу также проявили интерес разработчики гиперзвуковых летательных аппаратов, которым для реализации своих проектов немного не хватает «энергетики». Ацетам, считают создатели нового горючего, может стать решением этой проблемы. В 2011 году ЦИД с проектом «Ацетам» получил статус участника инновационного центра «Сколково». По мнению Лихванцева, этот статус помогает решить очень серьезный вопрос помощи стартапам (самим фирмам и реализуемым проектам) путем предоставления грантов, налоговых и таможенных льгот, оказания консультаций, помощи в поиске инвесторов, венчурных компаний и т. д. К тому же ЦИД получает возможность привлекать креативных молодых специалистов из лучших вузов страны. В настоящее время в ЦИДе на разных стадиях разрабатывается более пяти проектов: помимо топлива ацетам, это добавка в кислородно-керосиновое топливо присадок на основе полиизобутилена, разработка лазерного зажигания, методов проектирования заготовительного производства (что позволит уменьшить количество используемого материала на 20–30%), создание газотурбинной установки в интересах нефтегазовой отрасли и др. ПРИГОДИТСЯ НА ИНОМ ПОПРИЩЕ Научно-производственное предприятие (НПП) «Радар-ММС» в 2012 году продолжит разработку беспилотного комплекса вертолетного типа БПВ-500 массой 500 килограммов. «Проект БЛА БПВ-500 участвовал в конкурсе Минобороны на лучший проект комплекса воздушной разведки вертолетного типа средней дальности, но не стал победителем. Тем не менее разработка комплекса с беспилотным вертолетом БПВ-500 будет продолжена», – сообщил источник в ОПК. При этом он отметил, что скорее всего теперь создаваемый аппарат будет предназначен в первую очередь для гражданских эксплуатантов. «На российском рынке беспилотников вертолетного типа нет модели класса БПВ-500», – подчеркнул источник. По его мнению, австрийский беспилотный вертолет Schiebel Camcopter S-100 несравним с БПВ-500 прежде всего по массе целевой нагрузки. S-100 имеет стартовую массу 200 килограммов и не может быть конкурентом 500-килограммовому БЛА с полезной целевой нагрузкой до 180 килограммов, сказал собеседник агентства. Он напомнил, что НПП «Радар-ММС» был создан и испытан в воздухе беспилотный вертолет – летающая лаборатория – демонстратор технологий массой 500 килограммов. Наличие опробованного в полете демонстратора позволяет сократить сроки создания действующего комплекса с БПВ-500. В 2010 году на выставке «Технологии машиностроения» демонстрировался экспериментальный образец беспилотного вертолета соосной схемы БПВ-500 со следующими характеристиками: диаметр несущего винта – шесть метров, высота – 2,850 метра, длина со сложенными лопастями – 6,100 метра, взлетная масса – 500 килограммов, масса аппаратуры полезной нагрузки – 180 килограммов, дальность ведения разведки – 550 километров, время полета – восемь часов, диапазон высот применения – 50–4000 метров, максимальная скорость полета – 180 километров в час. эти «мелочи» показались несущественными. В таком случае напомним некоторые общие положения Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обся и права военнослужащих по призыву по отношению к военнослужащим по контракту. Одни служат бескорыстно, другие – за деньги. Старый избитый факт. Но оставим его на совести тех, кто считает, что одни военные могут получать достойную оплату за свой ратный труд, другие должны эти функции с такой же степенью риска выполнять задарма. Не говоря уже о том, что их семьи несут не только моральный ущерб, но и материальные издержки. Можно было бы распространить и на срочников, скажем, северную надбавку, районные коэффициенты, потому что служба в Центральной России существенно отличается от службы на Севере. То же можно сказать в отношении оплаты ратного труда контрактников в сопоставлении с содержанием гражданских служащих. Узаконены дисбалансы как в окладах, так и в различных надбавках. Все это говорит о том, что законотворцы (намеренно или случайно) помешали сообществу государственных служащих быть единым организмом. РАЗНОБОЙ В ЦИФРАХ Например, трудно объяснить расхождения между размерами и базой для начисления ежемесячной надбавки за выслугу лет у различных служащих. Военнослужащим она устанавливается в размере до 40 процентов к окладу денежного содержания, а государственным гражданским чиновникам – в размере до 30 процентов к должностному окладу (подпункт 1 пункта 5 статьи 50 закона 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). И начинаются эти выплаты поправия и ухудшает ситуацию ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс). Она устанавливается к окладу по воинской должности в размере от 5 до 30 процентов. Между тем, например, постановлениями правительства РФ 2000 года № 396 и 2000 года № 538 для военнослужащих (а равно и для гражданских специалистов) из числа летного состава, имеющих квалификационную категорию, предусмотрено увеличение оклада по воинской должности от 25 до 55 процентов и от 45 до 120 процентов (соответственно по разным постановлениям). И дело не только в размерах, но и в характере самой выплаты: ежемесячная надбавка отличается от увеличенного оклада, который сохраняется при нахождении военнослужащего в распоряжении, а также при уходе его на заслуженную пенсию. Помимо этого, в новом законе не оговаривается квалификационная категория «Снайпер», которая присваивается летчикам и штурманам. Прослеживаются признаки наразному: после двух лет военной службы и одного года гражданской службы соответственно. Не соблюдает принцип равнорушения Конституции РФ и в надбавке за особые условия военной службы в размере 100 процентов, в то время как за особые условия гражданской службы устанавливается 200 процентов (подпункт 2 пункта 5 статьи 50 закона 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, которая по замыслу разработчиков законопроектов «доводит» предыдущую надбавку до 200 процентов, никак не может по логике вещей заполнить нишу особых условий гражданской службы. Ведь выплата этой надбавки предусмотрена за действия в условиях, грозящих гибелью или увечьем. Подобная опасность, согласитесь, не сопровождает работу большинства гражданских чиновников. Вмесячная надбавка за особые достижения в службе без ограничения максимальных размеров выплат по совокупности с премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, что равноценно премии за выполнение особо важных и сложных заданий у государственных гражданских служащих, максимальный размер которой не ограничивается. Правда, явного нарушения Конституции РФ здесь нет. Однако использована формулировка «имеют право», которая должна была насторожить разработчиков и экспертов, поскольку в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утверждена постановлением правительства РФ 2010 года № 96) эта фраза явно оговаривается (подпункты «б» и «г» пункта 3). Есть правовые проблемы в сте с тем предусмотрена государственная защита ряда должностных лиц (в том числе, кстати, и военнослужащих) в законе 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Вызывает недоумение ежемения прав служивого (и его детей, для которых он является источником средств к существованию) стала следующая норма: «Военнослужащему, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, выплата денежного довольствия приостанавливается со дня заключения его под стражу». Получается так, что невиновного с точки зрения Конституции РФ человека лишают «основного средства материального обеспечения». Между тем в соответствии с Трудовым кодексом РФ при «неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы» (статья 155). По аналогии с военнослужащими ненормируемыми являются оклад денежного содержания и ежемесячная надбавка за выслугу лет, что вполне соответствует действующим нормам обеспечения их денежным довольствием. Помимо этого при отстранении от должности подозреваемому или обвиняемому (что неизбежно при аресте) Уголовно-процессуальным кодексом РФ предусмотрена выплата ежемесячного пособия (пункт 6 статьи 114). Имеет место и правовая колежемесячной надбавке военнослужащим за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 65 процентов. Конкретные величины и правила выплаты в данном случае определяются президентом РФ. Но в отношении других граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите гостайны это регламентируется Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке), утвержденными постановлением правительства РФ 2006 года № 573 в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 4 статьи 4 закона 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне». Абсурдно, но изменения не добавляют ничего принципиально нового. И получилось, что в настоящее время по одному вопросу существуют два отдельных постановления правительства РФ и указ президента РФ. Создана правовая коллизия, уменьшена действовавшая ранее предельная норма – 75 процентов и т. д., что потребовало внесения изменений в вышеуказанный закон. Внесены разногласия и в существующий порядок начислелизия, поскольку в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы (утверждено указом президента РФ 1999 года № 1237) военнослужащий в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела зачисляется в распоряжение (подпункт «в» пункта 1 статьи 13), а в отношении этой категории военных двумя пунктами выше установлены другие нормы. И уж совсем противоречит здравому смыслу то, что при заключении под стражу, повторим, выплата приостанавливается, а при избрании другой меры пресечения (подписка о невыезде, наблюдение командования воинской части, залог и другие) не приостанавливается. Нарушает равноправие всех ния районных коэффициентов и процентных надбавок. Поскольку в базу для их начисления другими нормативными правовыми актами включаются «должностной оклад, оклад по специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет», «заработок без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок», «заработок за исключением надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также персональные надбавки». Для военнослужащих, судя по всему, «забыли» внести в перечень ежегодную материальную помощь и ряд других выплат. Примечательно и то, что правительство РФ саму материальную помощь «забыло» выплачивать военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров (начальников), в то время как ранее это не возбранялось. Серьезным фактом нарушеков законопроектов предполагалось повышение ОДС в 7,5 раза (15/2), чтобы в абсолютных цифрах сумма не уменьшилась. ПРЕСЛОВУТЫЕ 0,54 ПРОЦЕНТА Много уже писалось и о новом порядке начисления военной пенсии. Никак не просматривается конституционноправовая обоснованность включения в расчет суммы пенсии понижающего коэффициента (0,54 с 1 января 2012 года), который не применяется в отношении судей Военной коллегии Верховного суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (включая военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. И совсем неуважительным к пожилым людям (кому за 60 лет) является необходимость «дожития» долгих 23 лет до наступления права на получение полной пенсии (хотя это уже не вопрос Конституции РФ). По смыслу вышеуказанных законов исключается ряд норм, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами без адекватной замены. Важными являются денежные вознаграждения за выполнение специальных работ как военнослужащих, так и других граждан, которые зависят от времени или их объема. Например, за водолазные работы, выполнение прыжков с парашютом, обезвреживание взрывоопасных предметов. Выплата надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, не обеспечивает равенства оплаты труда военнослужащих с разными окладами по воинской должности за выполнение равных по опасности работ. Выход здесь только в сохранении действия нормативных правовых актов, устанавливающих эти выплаты. Хотя теперь это, думается, уже крайне затруднительно: один из актов отменен с 2009 года, другие отсутствуют в общем доступе, поэтому невозможно достоверно сказать – действуют они или нет. Наконец, озадачивает порядок категорий государственных служащих установление пособия при увольнении с военной службы. Гражданским государственным служащим в этом случае выдается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания независимо от выслуги лет (пункт 9 статьи 31 закона 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). У военных прокуроров и военных следователей пособие сохраняется в прежних размерах (закон РФ 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», федеральный закон 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»). А вот военнослужащим выплачивается от двух до семи ОДС в зависимости от общей выслуги лет. Хотя ранее выплачивалось по пять ОДС за каждые полные пять лет, то есть за 15 календарных лет – 15 ОДС. Видимо, по задумкам разработчидит на мысль о росте потенциала их общественной опасности, поскольку они ведут к социальноподоходному расслоению внутри одной социальной группы населения – государственных служащих. Это может быть использовано определенными силами для дестабилизации ситуации в стране. Не исключается и резкий рост обращений в суды, в том числе в Конституционный суд РФ по вопросам, связанным со сферой действия этих законов. Причин для возникновения думанное внесение поправок в законы. На что и следует направить творческий потенциал новых комитетов Государственной думы, прежде всего по обороне, по безопасности, по делам ветеранов. данных «провалов» в новых законах много. Одна из основных – некомпетентность чиновников, готовивших законопроекты, как в вопросах, относящихся к обсуждаемой теме, так и в вопросах сопровождения процесса принятия законопроектов. Необходимо срочное, но провступления в силу закона «О денежном довольствии…» Связанное с приведением к оптимальной численности Вооруженных Сил РФ и реформой органов внутренних дел первоочередное повышение денежного довольствия некоторым категориям военнослужащих нарушает права других военнослужащих, поскольку не «гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… должностного положения… а также других обстоятельств». Анализ новых законов навоинформагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК»,
Стр.5