Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Сибирский учитель

Сибирский учитель №5 2013 (45,00 руб.)

0   0
Страниц78
ID265397
АннотацияНаучно-методический журнал. Обсуждаются проблемы образования, описываются новейшие педагогические технологии и методики. В Сибирском учителе Вы познакомитесь с опытом учителей-новаторов и их коллег за рубежом.
Сибирский учитель .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2013 .— №5 .— 78 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/265397 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Журнал «Сибирский учитель» включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года Выходит один раз в два месяца Учредители: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) Главный редактор Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель РФ Заместитель главного редактора Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО, кандидат географических наук, доцент Литературные редакторы Е. В. Кадырова, Е. В. Талалаева редакционный совет: Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО О. К. <...> Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО В. С. <...> Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической работе НИПКиПРО Т. И. <...> Боргено, проректор по профессиональному образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ Н. Е. <...> Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в Международном регистрационном каталоге. <...> 223-56-96 © Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013 Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии НИПКиПРО О. В. <...> Усовой в общую педагогику и дидактику физики трудно переоценить: теория межпредметных связей, формирование научных понятий, система самостоятельных работ учащихся, комплекс обобщенных планов действий учащихся при овладении тем или иным аспектом учебного предмета и т. д. <...> В-третьих, решительно перенести центр тяжести приоритетов в системе образования с материально-технической стороны образования <...>
Сибирский_учитель_№5_2013.pdf
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года Выходит один раз в два месяца Учредители: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) Главный редактор Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель РФ Заместитель главного редактора Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО, кандидат географических наук, доцент Литературные редакторы Е. В. Кадырова, Е. В. Талалаева редакционный совет: Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника отдела министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика», г. Москва И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической работе НИПКиПРО Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор МПГУ Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., действительный член РАО, зав. каф. педагогики Педагогического института Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного образования НИПКиПРО Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник научно-методического отдела коррекционно-развивающего обучения НИПКиПРО Корректор Любовь Сивирина Компьютерная верстка Галины Ястребовой адрес редакции и издательства: 630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим изданиям. Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года. За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в Международном регистрационном каталоге. Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print) Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online) При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 31.10.13. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 15,8. Заказ № 56. Тираж 1000 экз. Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96 © Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013 Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии НИПКиПРО О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической культуры и спорта НИПКиПРО А. А. Корольков, д-р филос. наук, действительный член РАО, зав. кафедрой философии РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского регионального ИПКиПРО, г. Кемерово А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального образования, науч. сотрудник научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО В. А. Никонов, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., действительный член РАО, зав. каф. педагогики АлтГУ Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального образования НИПКиПРО М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10 г. Новосибирска А. И. Таюрский, д-р пед. наук, проф., действительный член РАО, председатель Сибирского отделения РАО, г. Красноярск Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент РАО, действительный член РАО, г. Москва Ответственный секретарь Елена Дударко Перевод Любови Сивириной М. П. Пальянов, зав. лабораторией сравнительного анализа систем профессионального образования в России и за рубежом Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Кемерово
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА О востребованности фундаментальных психолого-педагогических исследований Шквал реформ в системе нынешнего общего образования явно отодвинул на задний план фундаментальные, основополагающие идеи психолого-педагогических наук. Идеи, на которых строилось советское (считайте российское) образование до конца восьмидесятых годов XX века, на практике охватывали практически все стороны учебно-воспитательного процесса. Автор, учитывая общепринятую терминологию, будет использовать такие термины, как «психолого-педагогические науки», «педагогика, психология и дидактика» (хотя известно, что дидактика есть раздел педагогической науки). Если говорить о педагогике, то это прежде всего знаменитые труды С. Т. Шацкого, заложившего идеи детских дошкольных учреждений, организации детского труда и отдыха, приемов работы со «способными учениками». Именно С. Т. Шацкий системно рассмотрел методы педагогического исследования и систему курсового повышения квалификации учителей. М. Н. Скаткину прежде всего принадлежат разработанные методологические аспекты педагогической науки, идеи организации активного процесса мышления учащихся под руководством учителя. М. Н. Скаткин привел в систему фундаментальные идеи дидактики, идеи политехнического образования, разработал одну из ведущих классификаций методов обучения (совместно с И. Я. Лернером), сформулировал основные положения теории конструирования учебных программ. И. Я. Лернер наряду с классификацией методов обучения совместно с М. Н. Скаткиным построил теорию построения школьного учебника. Г. И. Щукина является ведущим разработчиком теории формирования познавательного интереса у учащихся. Теория получила серьезное дальнейшее развитие. Несомненно, большой вклад в развитие педагогической науки внес Ю. К. Бабанский, рассмотревший теорию оптимизации учебного процесса. Н. Ф. Талызина в сотрудничестве с П. Я. Гальпериным, рассматривая теорию учения, глубоко исследовала деятельностный подход к психодиагностике познавательной деятельности учащихся, разработала как подходы к управлению процессом усвоения знаний, так и теорию обучающих программ. Вклад А. В. Усовой в общую педагогику и дидактику физики трудно переоценить: теория межпредметных связей, формирование научных понятий, система самостоятельных работ учащихся, комплекс обобщенных планов действий учащихся при овладении тем или иным аспектом учебного предмета и т. д. В. Г. Разумовский в области обучения естественнонаучным дисциплинам (особенно физике) разработал уникальную теорию цикличности, благодаря которой появилась возможность кардинально улучшить обучение этим предметам и создать условия для работы и развития творческих способностей детей. Я не стремился рассказать обо всех ведущих ученых в области педагогики (что в принципе невозможно в данной ситуации), и приведенные имена — это только попытка слегка прикоснуться к тем направлениям, которые показывают, что даже незначительные масштабы такого рассмотрения говорят о фундаментальности, охватывающей все
Стр.2
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА стороны педагогической деятельности. Можно было бы привести имена еще многих десятков (даже сотен) отечественных, не менее значимых педагогов, внесших и вносящих серьезный вклад в развитие педагогической науки и образования. Если к ним прибавить труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л. С. Выготский, С. А. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская и т. д.), то становится ясно, что теоретическая психолого-педагогическая составляющая образования представлена очень полно, глубоко и всесторонне. Почему же мы, имея такую мощную научную и методическую базу, не достигаем в образовании желаемых результатов? Причина заключается в том, что научные психолого-педагогические и дидактические идеи часто игнорируются, оставаясь в стороне от учебно-воспитательного процесса. Повсеместно укоренившаяся система работы с детьми (учитель авторитарен и транслирует содержание учебников, а дети пассивно воспринимают монолог учителя) практически не оставляет шансов для использования (внедрения) научных психолого-педагогических и дидактических идей. Эта укоренившаяся система, имея почти четырехсотлетнюю историю, является организационной формой с наиболее меньшими затратами сил. А учитывая нынешний способ увеличения заработной платы учителей (путем пропорционального увеличения нагрузки), состояние проблемы становится очевидным. Кроме этого, срабатывают стереотипы в образовании, подверженность его к инертности. Как же снять назревшее противоречие между реально существующей системой психолого-педагогических наук и состоянием их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса? Во-первых, необходима мощная, непрерывная и всесторонняя актуализация психолого-педагогических и дидактических идей на уровне практики каждого учителя, каждого работника образования. Это и постоянные семинары, и специально созданные творческие группы, и индивидуальные проекты учителей по внедрению психолого-педагогических идей в школьную практику с последующей их защитой, и мастер-классы ученых-педагогов и психологов и т. д. Важно, чтобы вся деятельность учителей была «пропитана» этими идеями, чтобы они стали востребованными. Индивидуальность и опыт учителя как раз и будет заключаться в особенностях использования науки (при собственных практических наработках). Во-вторых, управлять различными системами образования должны специалисты, имеющие высокий уровень компетенций в образовательном менеджменте и, непременно, глубоко просвещенные в психолого-педагогической и дидактической составляющей образования. Только такие управленцы будут адекватно восприняты учителями, только они будут объективно услышаны и приняты образовательным сообществом. В-третьих, решительно перенести центр тяжести приоритетов в системе образования с материально-технической стороны образования на психолого-педагогическую и дидактическую сторону, которая и позволит освоить и внедрить передовые, новаторские технологии. Это не значит, что к материально-технической стороне надо ослабить внимание. Наоборот, этими вопросами следует заниматься еще масштабнее, продуктивнее, но материально-техническая сторона не должна «закрывать» собой то, ради чего дети приходят в школу. Дети приходят в школу для того, чтобы произошло их становление в общечеловеческой культуре, что и является предметом психолого-педагогической и дидактической науки.
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.