Газет а работника в образаваии в
Шахматы — любовь моя
нером,
Мы побеседовали
светлой
обаятельной
свой юбилей.
доровне
с талантливым
личностью,
женщиной,
ба «Гардэ•> Лома детского
сёлка
Краснообск
Вабковой
прекрасным
недавно
5 июня руководителю
творчества
Новосибирской
исполнилось
70
области
лет.
педагогом-тречеловеком.
шахматного
«Мастер»
отпраздновавшей
клупоФёНине
В
номере:
• Информатизация
школы глазами
директора
С. 3, 8
• Здравствуй,
юный фотограф!
С. 4-5
• Опыт, проблемы,
решения...
С. 5-6
Нина Федоровна
Она воплощаете себе уходящие
из нашей жизни качества — великодушие,
внутреннее благородство.
Величие её — в необыкновенной
скромности, преданности своему
делу, трудолюбии. Она располагает
к себе теплой улыбкой, мягким голосом.
Через год объединению, в
котором всегда много мальчишек и
девочек, склонившихся над шахматной
доской, исполнится 25 лет.
— Наши судьбы связывают невидимые
нити. Не случайность то,
что Вы пришли в сферу образования,
к детям, много лет
проработав инженером-проектировщиком.
Мы узнали, что в Вашей
семье есть выдающийся
Учитель — старший брат.
— Н. Ф.: Да, мой брат всю жизнь
отдал школе, делу образования и
воспитания детей. Его слова о доле
Бчбкоаа
учителя памятны и звучат как завещание:
«учить и воспитывать —
высший удел», «чтоб мудро и с
пользой кого-то учить — сам должен
учиться и честно сам жить».
— Как началось Ваше знакомство
с шахматами? Как Вы пришли
в шахматы?
— Н. Ф.: Помню: в послевоенное
время никаких кружков не было,
я — пятая в семье. В Троицке, на
Урале, вернувшийся из армии старший
брат привез «Книгу для начинающих»
и шахматы. В 6-ом классе
я прочитала эту книжку, и ... шахматы
стали неотъемлемой частью моей
жизни. На старших курсах института
играла любительские партии, выступала
в команде за Новосибирский
сельский район. Играю до сих пор в
командных и личных турнирах, в пер(Окончание
на с. 2)
•Родителям
первоклассников...
С. 7
• Каи стать
самостоятельным?
С. 8
Уважаемые читатели!
.Мы продолжаем выпуск специального тематического
приложения для подписчиков
"Методические материалы для учителей".
На вкладке этого номера — материалы
для проведения досуговыу мероприятий в
школе.
Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем
ваши материалы по адресу:
050007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2.
Редакция газеты «Педагогическое эхо*
Тел. 225-13-81.
E-mail: iioU!)@mail.ru
redaklor_vido@ngs.ru
Стр.1
октябрь 2010
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
Шахматы — любовь моя
(Окончание. Начало на с. 1}
венствах посёлка Краснообск, в первенствах
Сибирского федерального
округа. Один из секретов этой вечно
молодой игры, я думаю, заключается
в том, что многие оттенки поведения
человека, отношений между
людьми как бы материализуются в
шахматах.
— Шахматы — это вид спорта?
— Н. Ф.: Шахматы — это сплав науки,
искусства и спорта. Приведу определение
чемпиона мира Т. Петросяна:
«Шахматы — это по форме
игра, по содержанию — искусство, а
по трудности овладения игрой — это
наука». Это — вид интеллектуального
творчества, который живет более
полутора тысяч лет. Язык этой
великой игры понятен во всем мире.
— Какие черты характера, по
Вашему мнению, формируют
шахматы?
— Н. Ф.: Уникальны возможности
шахмат для обучения, развития и
воспитания детей разного возраста.
Шахматы воспитывают стойкость
и твердость характера. Шахматы
развивают объективное отношение
к себе. Шахматная партия проходит
в обстановке острой взаимной критики
(ход — ответ — опровержение).
Каждый игрок стремится обнаружить
и использовать ошибки в
действиях противника. Проигрыш —
следствие собственного промаха. А
формирование объективного отношения
к себе неразрывно связано с
верной оценкой соперника и других
людей.
Шахматы учат уважать чужое
мнение. Воспитывают уважение
друг к другу — маленькие и большие
ребята на равных. Только в
шахматах первоклассник может
обыграть десятиклассника. Вспомним
девиз ФИДЕ (Международной
шахматной федерации): «Мы все —
одна семья!» Шахматы отражают
жизнь, здесь, как в жизни, — надо
выбирать варианты. Есть правило:
не научившись проигрывать, не на,/1есть
в слове >
и
" , L
— Какие имена на шахматном небосклоне
вызывают у Вас наибольшее
уважение, наибольший
интерес?
— Н. Ф.: Михаил Таль — блистательный
мастер комбинаций.
У М. Ботвинника учимся мы позиционной
игре.
t Г
— Что означает название шахматного
клуба «Гардэ»?
— Н. Ф.: Это слово переводится с
французского как защита. В давние
рыцарские времена в XVII—XVIII веках
игроки в шахматы соблюдали рыцарские
правила: нападая на ферзя
(самая сильная фигура), предупреж3X0
Юныс
шахматисты
— Как Вы считаете, влияет игра в
шахматы на развитие математических
способностей?
— Н. Ф.: Безусловно, шахматы имеют
отношение к математике. Рассуждая,
игрок строит мысленно доказательства.
Логика и математика тесно
связаны. В математике, если понимаешь
сущность формулы — выведешь
формулу. Шахматы учат анализировать
ситуацию и оперативно
принимать решение.
I A BtiMewfln^a^^Kpgti^^^^^ ^
| Содержится
I >
I
\
'
'
— Какие главные цели Вы ставите
в процессе работы?
— Н. Ф.: Научить играть в шахматы,
привить культуру шахмат, учиться
бороться. По большому счету, обучение
шахматной игре —
воспитание способности
самостоятельно мыслить.
Шахматная игра — это
испытание ума. Здесь
уместно привести авторитетное
мнение В. А. Су3-1
I
|
аУ,
.,
'
у и хомлинского: «Шахмау
ты — превосходная школа
последовательного
учишься выигрывать. Здесь ты ин- логического мышления... Игра в шахтеллигентно,
красиво показываешь маты дисциплинирует мышление,
свою силу, доказываешь свое пре- воспитывает сосредоточенность, развосходство.
вивает
память».
дали: «гардэ» — защищайся. В наше
время уже никто никого не предупреждает,
а название клуба подразумевает
рыцарское отношение игроков
друг к другу.
— Расскажите о достижениях Ваших
воспитанников
— Н. Ф.: Дмитрий Кочан — I место
в XVIII Международном шахматном
фестивале «Отважная пешка», Андрей
Луговин — I место в XI шахматном
фестивале «Спутник-2009», Артем
Малыгин — I место в открытом
первенстве Центра молодёжного
досуга «Левобережье» по шахматам
в 2009 году, Максим Умрихин —
I место в открытом первенстве Центра
дополнительного образования
«Факел» в апреле 2010 года, Максим
Ларин — II место в открытом
первенстве Центра дополнительного
образования «Факел».
Пожелаем Нине Федоровне, королеве
шахмат, успехов в педагогической
деятельности, благополучия,
отличного настроения, а ее воспитанникам
— громких побед!
£ А. Привалова,
методист ДДТ «Мастер»,
пос. Краснообск
Новосибирская область
Стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 5X0
Т~е>чкл зргшля
4J?
г л
f t
Я
в в
п
всероссийский конкурс
д
директор школы
2010
доставив им прекрасную
более важные вопросы,
конкурса
/[нфорАатисВацж* школы
глазаАп директора
2010 год, объявленный
ем: в нашей стране появился
образовательных
нил руководителей
учреждений
на официальном
в России Годом учителя,
первый Всероссийский
общеобразовательных
возможность
При проведении оценки эссе участников
конкурса организаторы обнаружили,
что во всех материалах в той или иной
степени затрагиваются проблемы информатизации
школы. Большинство конкурсантов
понимают информатизацию, в основном,
как появление в школе нового
оборудования, которое позволяет разнообразить
труд учителя и заинтересовать
детей. На школьных уроках появляются
презентации Power Point, вводятся просмотры
видеосюжетов и прочие новшества.
Техника, конечно, не «простаивает»,
но остается «просто» техникой, влияние
которой на процесс обучения ограничивается
повышением наглядности.
Но есть среди участников конкурса руководители
(их немного, но они есть), которым
с помощью информатизации удается
изменить весь учебный процесс, «перестроить
мозги» учеников и педагогов.
«При таком подходе меняется роль преподавателя:
вместо источника информации
он становится консультантом, направляющим
звеном. Дети получают возможность
учиться анализировать, мыслить,
искать информацию. Меняются и общечеловеческие отношения
в школе: от патернализма — в сторону сотрудничества»,
— рассказывает председатель жюри конкурса,
главный редактор журнала «Директор школы» Константин
Михайлович Ушаков.
По его мнению, не существует единого рецепта для
проведения информатизации в школе, потому что нет
двух одинаковых школ, единых контекстов. Одним из
важнейших факторов успеха является подготовка педагогического
коллектива к работе в новых условиях.
«Некоторые школы осознали, что поставка государством
техники не означает информатизацию процесса. Информатизация
начинается в «головах» педагогов, — объясняет
он. — Те, кто это поняли, смогли воспользоваться
ситуацией в целях развития своих коллективов и сделали
определенный рывок».
Среди участников конкурса есть руководители, которые
начали процесс компьютеризации не с учебного
процесса, а с организации жизни самой школы, ожидая,
что создание правильной среды приведет к структурным
сдвигам. Интересный пример в этом отношении —
школа, в которой осуществляется внедрение компьютеров
даже в школьной столовой. Столкнувшись с тем,
что школьная еда перестала нравиться детям и педсоставу,
директор школы решил полностью изменить сисучаствовать
а
также получать
сайте
ознаменовался
конкурс
в дискуссиях,
подробную
1vu4v.kor1hurs.direktor.ru.
важным
для
из 81 региона
информацию
<•Лиректор школы — 2010». Этот проект
учреждений
обсуждать
о
событиРоссии,
руководителей
объедипренаипроведении
октябрь
2010
3
Учгники пс/мтги класса экономического лицея г. Новосибирска
тему работы школьной столовой. «Какую радость я
испытал, когда увидел, что мои девчонки-повара в Интернете
участвуют в форумах, начали поиск различных
рецептов, более того, стали их осваивать, — пишет
он. — А уже в этом году Интернет придет к рабочим
местам всех поваров, основной заказ питания будет идти
дистанционно».
В работах участников нашли отражение такие положительные
стороны процесса компьютеризации, как, например,
использование электронных дневников. По мнению
директоров, это приводит к большей открытости
школы, большей вовлеченности родителей в учебный
процесс.
Еще один важный аспект: в 400 из 600 школ, в которых
работают участники конкурса, благодаря компьютеризации
и появлению Интернета дети получили возможность
участия в олимпиадах и конкурсах онлайн. Руководители
сельских школ пользуются этим преимуществом
наиболее активно.
Многие директора воспользовались информатизацией
для создания дистанционной системы обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению,
этот процесс активно идет пока только в городских
школах.
(Окончание на с. 8)
Стр.3