Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Педагогическое эхо

Педагогическое эхо №6 2006 (5,00 руб.)

0   0
Страниц11
ID265260
АннотацияГазета работников образования Новосибирской области издается 1994 года. На ее страницах вы можете поделиться интересным профессиональным опытом, впечатлениями о проведенном мероприятии или рассказать о достижениях своих коллег. Мы продолжаем выпуск методической вкладки, где публикуем сценарии праздников, викторин, тематических вечеров, классных часов. Газета выходит один раз в месяц
Педагогическое эхо : Газета работников образования Новосибирской области .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2006 .— №6 .— 11 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/265260 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

По итогам конкурса образовательных внедряющих инновационные образовательные программы В последние дни мая в департаменте образования Новосибирской области прошло заседание совета по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования. <...> В соответствии с условиВ номере: учреждений, гий, Искитимская и Куйбышевская общественные организации профсоюзов работников народного образования, АНО «Региональный информационный центр учебного книгоиздания», Ассоциация лицеев и гимназий, Новосибирское отделение Российского детского фонда и др. — всего представители 14 общественных организаций. <...> 7 • «А все-таки французский язык — это красота» I Как помочь ребенку преодолеть стресс С. <...> 11а вкладке этого номера — материалы для проведения игр на свежем воздухе. <...> Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем ваши материалы по адресу: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2. <...> Большое количество детей к моменту поступления в школу имеет нарушения зрительно-пространственного восприятия, звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия. <...> Главным в обучении является развитие фонематического слуха, так как фонематический слух — это основа грамотного письма. <...> Для развития такого слуха применяется фонетический разбор, т. е. разбор слова по звукам. <...> Существуют другие методики для развития фонематического слуха, основанные на членении слова на СГ и звук вне слияния. <...> Но здесь нет связи между обучением фонетике и практическим чтением, где требуется слитность слов. <...> Поэтому в наших коррекционновосстановительных программах мы уделяем особое внимание факультативным урокам или фонетическим минуткам, на которых ставим цели: 1) научить детей через произвольную артикуляцию правильно произносить гласные звуки, которые формируют функцию координации дыхания и развивают фонематический слух на чувственном познании своих речедвижений; 2) выработать умение вычленять артикуляционные единицы для чтения <...>
Педагогическое_эхо_№6_2006.pdf
Газет а работнико в образовани я Пав•сибирско м •Власт и ДАГОГИЧЕСКОЕ № 6 (139) ИЮНЬ 2006 г. Инновации — образованию! По итогам конкурса образовательных внедряющих инновационные образовательные программы В последние дни мая в департаменте образования Новосибирской области прошло заседание совета по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования. Отдельное внимание было уделено конкурсному отбору образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В соответствии с условиВ номере: учреждений, гий, Искитимская и Куйбышевская общественные организации профсоюзов работников народного образования, АНО «Региональный информационный центр учебного книгоиздания», Ассоциация лицеев и гимназий, Новосибирское отделение Российского детского фонда и др. — всего представители 14 общественных организаций. Эксперты, до того как приI Обучение чтению и письму С.2 Конструируем изделия из яичной скорлупы... С.4 | Здравствуй, юный лесовод! С. 6 | Первый раз в первый класс... «Один —три» или «один — четыре»? С.7 • «А все-таки французский язык — это красота» I Как помочь ребенку преодолеть стресс С.10 ями конкурса, одним из существенных критериев участия образовательного учреждения в конкурсе являлось наличие у него статуса методического, ресурсного или опорного центра для других образовательных учреждений муниципалитета или субъекта РФ по одному или нескольким направлениям развития общего образования — пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадки федерального, регионального или муниципального уровня, социокультурного центра для жителей микрорайона (села). Среди экспертов были такие организации, как Сибирский центр инновационных образовательных педагогических технолоступить к своим обязанностям, прошли обучение на базе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также подписали соглашение о конфиденциальности результатов конкурса. Всего было подано 119 заявок. Первый этап технической экспертизы не прошли три общеобразовательных учреждения: школа № 179 города Новосибирска (истёк срок окончания действия лицензии, а документы не были переданы к дальнейшему рассмотрению), школа № 112 города Новосибирска (устав не соответствует требованиям Федерального за(Окончание на с. 5) Слушаем «Голос души» С.11 «Школа здоровья 2006» С.12 Уважаемые читатели! Мы продолжаем выпуск специального тематического приложения для подписчиков "Методические материалы для учителей". 11а вкладке этого номера — материалы для проведения игр на свежем воздухе. Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем ваши материалы по адресу: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2. Редакция гаэеты «Педагогическое >хо» Тел. 223-13-81. E-mail:rusanova(g! nipkipro.ru. sekisova@nipkipro.ru С.8
Стр.1
июнь 2006 Точка зрения Как избежать нарушений письменной речи и чтения Сегодня очень актуальной является проблема школьной неуспеваемости, увеличения числа детей, которые не справляются с программой в начале обучения и попадают в разряд неуспевающих. Трудности в обучении могут зависеть от многих обстоятельств, в большинстве случаев затруднения обусловлены недостаточной (или несвоевременной) сформированностью отдельных функциональных систем психики ребенка. Можно выделить основные причины, ведущие к такой несформированности: 1. Неблагоприятная среда, в которой происходит формирование ребенка. Отставание в развитии является следствием негативных влияний (конфликты в семье, плохие жилищные условия, низкая материальная база и т. д.), экологических воздействий. 2. Специфика созревания мозга ребенка, формирования нервно-психического и личностного статуса. Индивидуальные проявления неравномерного развития определенных областей мозга, незначительные отклонения в работе мозга могут отрицательно повлиять на формирование функциональных систем психики (внимание, память, мышление, речь). Это, в свою очередь, ведет к возникновению трудностей в учебной деятельности. Несоответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе и на уровне функционирования нервной системы; несоответствие методик функциональным возможностям детей, высокая интенсивность преподавания; отсутствие методик в массовых школах для детей с различными задержками в развитии психофизиологических функций, от которых зависит успешность обучения, — анализ этих причин привел к серьезным изменениям самого подхода к обучению, в основу которого будет положена нейропсихология. В силу многозвенности своего внутреннего строения, ни одна психическая функция при заболеваниях нервной системы никогда не нарушается полностью, всегда остаются многие сохранные составляющие. Вместе с тем, никогда не нарушаются все психические процессы одновременно. На этом основании разработаны подходы к коррекции, при которых психические функции, пострадавшие в одном из своих компонентов, подлежат переструктурированию за счет опоры на полноценно работающие звенья как внутри поломанной функции, так и за ее пределами, в других психических процессах. Центральное место в ряду таких ситуаций, создающих повышенную нагрузку на нервную систему и психическую сферу, занимает начальный этап обучения ребенка в школе. Хорошо известно, что к началу школьного обучения готовность ребенка определяется уровнем развития речи, памяти, внимания и мышления. А еще одна из важнейших сторон развития ребенка — это сформированность физических процессов, на что не обращается внимания. К физическому развитию с точки зрения обучения относится умение координировать процесс дыхания, достаточное развитие мышц-артикуляторов, наличие координационного центра между зрением и мелкой моторикой. С этой же точки зрения психическим развитием является наличие нейродинамической связи между правым и левым полушариями и абстрактного логического мышления. Большое количество детей к моменту поступления в школу имеет нарушения зрительно-пространственного восприятия, звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия. А применяемые в школе методики опираются на сформировавшиеся у детей психические функции, не влияя на те функции, которые находятся в стадии созревания. Используемая нами методика «Обучение чтению и письму на основе естественных психофизиологических функций организма» ориентирована на индивидуальные особенности развития, а не на работу созревающих функций детского мышления. При этом учитывается, каким видом нарушения страдает ребенок. Главным в обучении является развитие фонематического слуха, так как фонематический слух — это основа грамотного письма. Для развития такого слуха применяется фонетический разбор, т. е. разбор слова по звукам. С помощью этого разбора выявляется отношение между произношением и написанием слова, что приводит к осознанной грамотности. В школе традиционно разбор ведется по следующему плану: 1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) ударный? 2. Сколько звуков и сколько букв? 3. Сколько гласных, согласных? 4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме? Весь разбор ведется с опорой на букву, а не на звук, больше количественная, а не качественная характеристика соотношения звуков и букв, что развивает не фонематический слух, а внимание, основанное на зрительном восприятии. Методика Эльконина основана на последовательном вычленении звуков из слова, но она не подходит детям с нарушением звукопроизношения и нарушением восприятия, так как вычленяемый звук может быть искажен, из мягкой фонемы может перейти в твердую и т. д. Существуют другие методики для развития фонематического слуха, основанные на членении слова на СГ и звук вне слияния. Но здесь нет связи между обучением фонетике и практическим чтением, где требуется слитность слов. Есть готовые схемы — карточки для определения фонетического строя слова, но они не подходят, так как ребятам сложно соотнести их со словами, они не имеют конкретного смысла для детей из-за сложности абстракции. Поэтому в наших коррекционновосстановительных программах мы уделяем особое внимание факультативным урокам или фонетическим минуткам, на которых ставим цели: 1) научить детей через произвольную артикуляцию правильно произносить гласные звуки, которые формируют функцию координации дыхания и развивают фонематический слух на чувственном познании своих речедвижений; 2) выработать умение вычленять артикуляционные единицы для чтения и письма; 3) сформировать навыки применения практических операций чтения и письма. Методика с опорой на физиологические ощущения основана на праПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭХО
Стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЭХО Точка зрения вильной артикуляции и произношении фонем. Обычно дети умеют произносить гласные звуки, но в потоке речи они произносят их невнятно. Очень важно исправить артикуляционные искажения гласных фонем, так как правильная артикуляция гласных приводит к правильной артикуляции предыдущих согласных. С этой точки зрения очень важно разграничение между речевыми звуками согласными и гласными. А именно, при образовании согласных ведущей мышцей является грудно-подъязычная, а при образовании гласных ведущую роль играют лицевые мышцы. И согласные и гласные образуются в результате сокращения мышц-антагонистов (губ, языка, гортани), поэтому фонема рассматривается как артикуляционная единица. Слияние гласных и согласных звуков дает одну артикуляторную единицу, которая произносится одним выдыхательным толчком. Разрыв выдыхательного толчка может привести к нарушению координации артикуляции и зрения при чтении, а при письме — зрения и мелкой моторики. Значит, добавляется или выпадает звук и буква. Если ребенок научится выдерживать паузу после произнесения слога, за это время изменить положение артикуляционного аппарата для произнесения следующего, — у него выработается определенный ритм, который позволит координировать дыхание, артикуляцию, зрение, моторику, слух для правильного чтения и письма. Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В процессе чтения и письма участвуют зрение, артикуляция, мелкая моторика руки. Во время записи слова или чтения контроль и регуляция должны быть возложены на артикуляцию. Она будет «удерживать» наиболее быстрый по времени процесс зрения и «подгонять» моторику (наиболее медленный). При соблюдении этого правила произойдет гармонизация процессов чтения и письма, что приведет к общей стабилизации психических процессов и позволит избежать нарушений письменной речи и чтения. Н. А. Елизарова, логопед высшей квалификационной категории. Областной центр диагностики и консультирования, г. Новосибирск Опыт сельской июнь 2006 школы OS организации профильного обучения я ОДНИМ ИЗ важнейших направлений модернизации отечественного школьного образования является введение в старших классах средней школы профильного обучения. Профильное обучение направлено главным образом на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, расширение возможностей выстраивания учеником собственной, индивидуальной траектории. Вместе с тем профильное обучение сможет сыграть большую роль в обеспечении преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования. В «Концепции профильного обучения» отмечается, что один из возможных вариантов реализации профильного обучения основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и на привлечении дополнительных образовательных ресурсов. Мы пошли по пути сотрудничества с вузом, заключив договор с центром довузовской подготовки «Школьный университет» при Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). В 2004/2005 учебном году школа перешла на предпрофильное и профильное обучение, которое преследует следующие основные цели: создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени, расширение возможностей учащихся, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, обеспечение углубленного изучения информатики, а также преемственности между общим и профессиональным образованием. В ходе предпрофильной подготовки в 9 «А» классе нашей школы наряду с общеобразовательными предметами изучаются «Информатика», «Офисные технологии» и «Компьютерная графика». В учебном плане 10 «А» класса наряду с базовыми общеобразовательными дисциплинами, направленными на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, > школе обозначены профильные — «Информатика» и «Математика». В профильном классе изучаются следующие предметы: «Информационные технологии», «Офисные технологии» и «Программирование и основы алгоритмизации». По каждой дисциплине Томским университетом систем управления и радиоэлектроники разработаны рабочая программа, методическое пособие, комплект контрольных работ, комплект тестовых заданий, включенных в автоматизированную систему контроля знаний. Особенностью обучения школьников является использование электронных учебников, в которых реализован методический прием «от практики к теории», многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. Обучение в предпрофильном и профильном классах проводится по семестрам, в конце каждого семестра выставляется оценка по каждому предмету на основании сданного во время сессии экзамена или дифференцированного зачета. Все учащиеся при обучении в профильном классе получают: постоянную бесплатную методическую интернет-поддержку; возможность участвовать в научных конференциях и праздниках, экскурсиях, организованных ТУ СУ Ром; профессиональные навыки по информационным технологиям и программированию; дипломы ТУСУРа «Оператор ПК», «Программист» по окончании профильных классов; преимущества при поступлении в Высший колледж информатики, электроники и менеджемента; преимущества при зачислении в ТУ СУР, возможность обучаться по индивидуальному учебному плану с учетом способностей, что помогает определить свой дальнейший выбор не только среди технических специальностей, но и специальностей других направлений: дизайн, архитектура, полиграфия, реклама и т. д. Г. В. Чернова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МОУ СОШ № 47 г. Барабинска. руководитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ Новосибирская область
Стр.3