Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Педагогическое эхо

Педагогическое эхо №4 2006 (5,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID265258
АннотацияГазета работников образования Новосибирской области издается 1994 года. На ее страницах вы можете поделиться интересным профессиональным опытом, впечатлениями о проведенном мероприятии или рассказать о достижениях своих коллег. Мы продолжаем выпуск методической вкладки, где публикуем сценарии праздников, викторин, тематических вечеров, классных часов. Газета выходит один раз в месяц
Педагогическое эхо : Газета работников образования Новосибирской области .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2006 .— №4 .— 12 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/265258 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Среди них: стенды учреждений дополнительного обраВ номере: |Психотерапия неуспеваемости С. <...> Мелькали дети в зования, оздоровительно-образовательных центров, школ и детских садов, институтов и колледжей, районных управлений образования и т. д. <...> Некоторые учебные заведения были отмечены специальными дипломами департамента образования Новосибирской области. <...> «За результативность в образовательной и выставочной деятельности» • Ново-Воскресенская общеобразовательная школа Черепановского района + Решетовская средняя общеобразовательная школа Кочковского района • Чумаковская школа-интернат Куйбышевского района (Окончание на с. <...> Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем ваши материалы по адресу: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2. <...> sekisova@nipkipro.ru апрель 2006 Родительское ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭХО собрание Психотерапия неуспеваемости Школьные трудности Наша педагогика, направленная на ликвидацию незнания, неумения, недоразвития, слишком похожа на лечение без обезболивания: пока рана незнания не затянулась, ее посыпают солью нелестных оценок, искалывают замечаниями и неодобрениями. <...> И коль скоро учить детей безупречно, так, чтобы все были отличниками, мы еще не умеем, нам необходима психотерапия неуспеваемости, нацеленная на эмоциональное преодоление травматической ситуации, на то, чтобы уменьшить болезненность неудач, на изменение отношения ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям. <...> Помните, что ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭХО достоинства у ребенка есть сейчас (а не возникнут в результате систематических занятий и работы над собой), и это должно быть сегодня отражено в вашей оценке. <...> Об этом трактует восьмое правило психотерапии неуспеваемости: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. <...> Для того чтобы все названные правила психотерапии неуспеваемости оказались действенными, необходимо объединить их в последний — девятый принцип: ребенок должен <...>
Педагогическое_эхо_№4_2006.pdf
Газета работнике! образования Новосибирском абласти ТТ № 4 (137) АПРЕЛЬ 2006 г. праздник выдумки, идей и находок Три дня, с 10 по 12 марта, рабо«УчСиб-2006»: тала выставка «УчСиб-2006» - XIV Международная образовательная выставка обучающих средств, оборудования, материалов, инновационных идей и опыта. График мероприятий выставки был очень плотным: мастер-классы, видеоконференции, научно-практические семинары, круглые столы, презентанемыслимых костюмах и со сказочной красоты татуажем. Все три дня ярмарки были праздником выдумки, идей и находок. Для обмена опытом на выставку приехали и наши соседи: томичи, кемеровчане, омичи, красноярцы. Каждый стенд поражал своей непохожестью. Среди них: стенды учреждений дополнительного обраВ номере: |Психотерапия неуспеваемости С.2 | Время выбирать! С.4 Воспоминания юного лесовода С.5 Ассамблея: от Петровской до Педагогической... С. 6 «Учитель года» Маслянинского района С.8 ! «Необучаемые» дети. Абилитация Где водятся волшебники? В фантазиях твоих! ции, творческие конкурсы. Огромный информационный поток обрушился на участников и посетителей Сибирской ярмарки. В первый же день работы выставки её посетил Виктор Александрович Толоконский. Многие участники с нетерпением ждали, когда губернатор пройдёт по их «улице», чтобы невзначай сфотографировать его около своего стенда. Ярмарочную суматоху дополняли раздающиеся то с одной, то с другой «улицы» речёвки студентов, в которых они приглашали посетителей поступать именно в их вуз. Со стенда Новосибирского техникума железнодорожного транспорта доносилось девичье пение. Звучала музыка. Мелькали дети в зования, оздоровительно-образовательных центров, школ и детских садов, институтов и колледжей, районных управлений образования и т. д. Некоторые учебные заведения были отмечены специальными дипломами департамента образования Новосибирской области. «За результативность в образовательной и выставочной деятельности» • Ново-Воскресенская общеобразовательная школа Черепановского района + Решетовская средняя общеобразовательная школа Кочковского района • Чумаковская школа-интернат Куйбышевского района (Окончание на с. 9) • «Школа здоровья 2006» С.10 ЕСКОЕ ЭХО С.11 С.12 Уважаемые читатели! Мы продолжаем выпуск специального тематического приложении для подписчиков "Методические материалы для учителей". На вкладке этого номера — материалы для проведения праздника «Последний звонок в школе». Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем ваши материалы по адресу: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2. Редакция газеты «Педагогическое эхо» Гел. 223-13-81. E-mail:rusanova(Vi> nipkipro.ru. sekisova@nipkipro.ru
Стр.1
апрель 2006 Родительское ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭХО собрание Психотерапия неуспеваемости Школьные трудности Наша педагогика, направленная на ликвидацию незнания, неумения, недоразвития, слишком похожа на лечение без обезболивания: пока рана незнания не затянулась, ее посыпают солью нелестных оценок, искалывают замечаниями и неодобрениями. И коль скоро учить детей безупречно, так, чтобы все были отличниками, мы еще не умеем, нам необходима психотерапия неуспеваемости, нацеленная на эмоциональное преодоление травматической ситуации, на то, чтобы уменьшить болезненность неудач, на изменение отношения ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям. Заметим еще раз, что речь идет о неуспеваемости любой степени тяжести — не только о «двоечниках», но и о «хорошистах». Можно обходиться в школе, а тем более дома без отметок. Но без оценок в принципе нельзя учить детей. Похвала им необходима — это самоочевидно. Равно необходимы и указания на ошибки, недочеты, неточности. Но одинаково вредны и безудержность, и объективность критики. Как же дозировать оценку? Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» (а для кого-то и «четверка») — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, дома от родителей он ждет спокойной помощи. А как часто получает новые и уже несправедливые огорчения и попреки! Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. «Опять грязь в тетради! И помойку опять не вынес! И вещи раскидал! И портфель не сложил! И...» Успокойтесь. Знайте меру. Еще немного, и ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. И педагогическая ситуация окажется неуправляемой. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное либо будет преодолено позже, либо просто окажется несущественным, недостойным замечания. Правило третье: за семью зайцами погонишься... Но как выбрать самое главное? Ведь многие недостатки ребенка - звенья одной цепи. А иногда — просто непонятно, с чего начать: в тетрадях — сплошные ошибки, в знаниях — пробелы, в голове — ветер... А вы посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Но если вы, выбрав стратегию борьбы с орфографическими ошибками, занялись со своим «грамотеем» диктовками, не корите его пока за ошибки в списывании и в изложении. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности пересказа. Правило четвертое и центральное: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. А кому адресована «пятерка» — умнице Насте или идеальной записи в ее тетради? А «двойка» кому адресована — рассеянной Юле или шести пропущенным буквам? Учитель оценивал работу по школьным нормам: в соответствии с количеством ошибок и помарок. А ребенок читает отметку по-своему: «Я — хороший» или «Я — плохой», «Меня похвалили», «Меня не любят». И здесь — начало отчуждения. Очень хорошо, если ваша критика не оскорбляет, если вы избегаете замечаний типа «Надо же быть таким растяпой!» и говорите только о том, что из первой строчки куда-то отлучились три буквы. Тем самым вы избежите самооправдания ребенка «А я рассеянный», которым он очень скоро начнет прикрывать свою безграмотность. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность (и сегодняшнюю работу). В наших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности ребенка надо похвалу: «Молодец, ты уже научился решать задачи в два действия!». Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма «отрицательных» оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к занятиям, на его вере в успех. Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания (как это делает учитель, выставляя отметку) и не с успехами соседского Толика. «Пятёрки» и «двойки» сравнивают всех. И хотя любой педагогический трактат рекомендует оценивать каждого ребенка по его собственным достижениям, но школьная система отметок не способствует этому: «Сидоров, ты сегодня гораздо лучше написал диктант. Уже не 16 ошибок, как в прошлый раз, а 8. Но "тройку" пока поставить не имею права», — едва ли Петьку порадуют и стимулируют на новые труды такие «похвалы» учительницы: ничего себе «лучше»,если в оценке не видна разница между плохой и вдвое (!) более грамотной работой. Но учительница в этой ситуации — невольник далеко не идеальной школьной системы, а вот мама может своему Петьке, который две недели честно писал дополнительные диктовки, испечь пирог и без всякой иронии отпраздновать малую, но зримую победу над безграмотностью. И «двойку» сегодня не поминать. Ведь даже самый малый успех ребенка — это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. А ваша положительная, но не обязательно высокая оценка — это своеобразная точка опоры, без которой немыслимо перевернуть мир неуспеваемости. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Помните, что
Стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭХО достоинства у ребенка есть сейчас (а не возникнут в результате систематических занятий и работы над собой), и это должно быть сегодня отражено в вашей оценке. Седьмое правило техники оценочной безопасности посвящено искусству выделения в море ошибок островка успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка — и правильность вычислений, и умение решать задачи такого типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. Не так уж вам трудно оценить все по отдельности? Например: «Порядок действий при решении задачи ты знаешь хорошо. Молодец. Это самое главное для решения задач. Считать ты тоже научился неплохо. Складываешь без ошибок. А вот вычитание проверь еще раз. А записывать словами ответ задачи надо еще поучиться. Безударные гласные в тетради по математике проверяются так же, как и в тетради по русскому языку». Вообще-то, речь идет о работе «на тройку», но если вы оценку работы начнете с этой отметки, у ребенка едва ли появится стимул продолжить работу и учесть ваши замечания. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу узнать». Но как достичь этого «хочу»? Об этом трактует восьмое правило психотерапии неуспеваемости: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Типичная ошибка мамы шалуна: «Витюша, ты мне обещаешь в школе не драться и не бегать?». Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Для начала возьмите с него слово, что он не подерется прямо сейчас, когда придет в школу, до первого урока. Если он сделал в диктанте 10 ошибок, не берите с него обещания постараться и следующий диктант написать без ошибок. Договоритесь с ним, что ошибок будет не более восьми, и радуйтесь вместе с ним, если это будет достигнуто. Для наглядного сравнения вчерашних и сегодняшних успехов очень удобны различные графики, апрель 2006 лезненного оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы, поможет относиться к отметкам спокойнее (но не безразличнее) и содержательнее. Если ученик сам может различить в учительской «тройке» «четвёрку» за грамотность и «единицу» за почерк; если его научили радоваться тому, что сегодня он решил на один пример больше, чем вчера (хотя снова получил «трояк»); если он умеет сам отличать доброе отношение учительницы к нему лично («Ты мой незаменимый помощник в классе») от ее же рукой поставленных неважных отметок, — если он сам все это может, то он почти гарантирован от стыда и боли человека, не успевающего за своими друзьями. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации . Кстати, для ребенка совершенно естественно отдельно оценивать каждое свое усилие, а их было много: он заставил себя сесть за уроки вовремя, вспоминал, выводил буквы, не думал о футболе... Но как оценить грамотность, если мама помогла найти 6 ошибок? «Мам, шесть ошибок — это очень много или не очень?» А умница-мама предлагает ченапример график ошибок, где красная линия показывает число пропущенных букв (внимание), а синяя — число орфографических ошибок. И в день, когда линии графика начнут опускаться, не грех устроить маленькую семейную пирушку в честь малой победы над неграмотностью. Для того чтобы все названные правила психотерапии неуспеваемости оказались действенными, необходимо объединить их в последний — девятый принцип: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — гласного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает из них. Самооценка ребенка, воспитанного на описанных принципах безбостную арифметику: в тексте 21 безударная гласная (кстати, их совместный поиск — дополнительная орфографическая тренировка), ты ошибся в шести, а пятнадцать написал правильно. «Мам, так я не самый безграмотный?! Я уже что-то могу?!» Ради этого «я могу» и стоит постараться, отказаться от стереотипного отношения к школьной отметке, освоить общедоступные правила психотерапии и профилактики неуспеваемости, принципы действенной, врачующей любви к ребенку, но любви именно к этому, сегодняшнему ребенку, а не к тому, каким вы мечтаете его видеть. Он таким может стать, но еще не завтра. А ваша помощь ему нужна здесь и сейчас. Галина Анатольевна Цукерман, доктор психологических наук Из книги «Школьные трудности благополучных детей»
Стр.3