Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 1 Екатеринбург 2002 УДК 371.90 (05) ББК 4430 С 71 Учредители: Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед, ун-т; Ин-т спец. обр-я. <...> НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ «СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Научно-методический журнал Оригинал-макет Е. В. <...> Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета начинает издавать периодический научно-методический журнал «Специальное образование», имеющий научно-исследовательскую и методическую направленность. <...> О теоретических основаниях деятельности ПМПК и образовательных учреждениях………………………. <...> Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией…………………………………………. <...> Принципы организации коррекционно-педагогического процесса в педагогических системах воспитания детей с нарушениями речи…………………………………………………………………………………. <...> 36 Минаева Н. Г. Пространственная ориентировка на микроплоскости дошкольников с косоглазием и амблиопией в сочетании с задержкой психического развития……………………………………………………………………41 Зак Г. Г. <...> Условия необходимости и достаточности должны быть применимы и к свойствам самих элементов, входящих в систему. <...> О теоретических основаниях деятельности ПМПК и образовательных учреждениях Педагогическая деятельность – это теоретическое знание, область педагогической науки, анализирующей и обобщающей указанные выше диагностические процессы. <...> Якиманская, Е. В. Бондаревская, Н. А. Алексеев) появляется новый предмет диагностики: субъекты образовательного процесса, т. е. личность ученика, учителя, родителя и др. <...> На основе этих идей, под их воздействием в 70–80-е годы в образовательной <...>
Специальное_образование_№1_2002.pdf
Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный педагогический университет
Институт специального образования
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
№ 1
Екатеринбург 2002
Стр.1
УДК 371.90 (05)
ББК 4430
С 71
Учредители:
Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования
Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед, ун-т; Ин-т спец. обр-я.
Екатеринбург, 2002. № 1. – 115 с.
Главный редактор д-р пед. наук, профессор О.Л. Алексеев
Редакционная коллегия:
Б. М. Игошев, А. Н. Нигаев, А. П. Ювкина, В. В. Коркунов, З. А. Репина, Ю. С. Чурилов,
Т. В. Васильева.
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Научно-методический журнал
Оригинал-макет Е. В. Шиврина.
Подписано в печать 15.10.2002г. Формат 60x84/16
Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 7,2. Уч.-изд. л. 7,2.
Тираж 300 экз. Заказ 800
ISBN 5-7186-0163-1
© Уральский государственный
педагогический университет, 2002
2
Стр.2
Дорогие коллеги!
Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета
начинает издавать периодический научно-методический журнал «Специальное образование», имеющий
научно-исследовательскую и методическую направленность.
В журнале предполагается публикация новейших достижений в решении теоретических и
практических проблем в области специальной педагогики и специальной психологии, популяризация и
освещение передового педагогического опыта практических работников системы специального
образования, вопросов организации и технического обеспечения учебно-воспитательного процесса в
коррекционных учреждениях для детей с ограниченными возможностями развития. На страницах
журнала будут публиковаться материалы, посвященные проблемам обеспечения доступности высшего
профессионального образования для инвалидов. Будет отражаться хроника наиболее актуальных
событий в области специального образования, региональные проблемы в этой области, а также наиболее
важные нормативно-правовые вопросы специального образования.
Приглашаем всех желающих принять участие в презентации результатов своих научных исследований
и педагогического опыта работы в области специального образования
От учредителей:
Ректор Уральского государственного
педагогического университета
В. Д. Жаворонков
Директор Института специального образования Уральского государственного
педагогического университета
А. Н. Нигаев
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Алексеев О. А., Коркунов В. В.
Системный подход как методологическая основа научного познания……………………………………………5
Карпова Г. А.
О теоретических основаниях деятельности ПМПК и образовательных учреждениях……………………….10
Шиврина В. В.
Организация специального образования детей с ограниченными
иозможностями здоровья в России на рубеже XX-XXI веков………………………………………………………15
Мазалова С. А., Алмазова О. В.
Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической
группы аутизма………………………………………………………………………………………………………………….22
Нугаева О. Г.
Обзор методов изучения половой идентификации у детей с нарушенным и нормативным типом
развития……………………………………………………………………………………………………………………………25
Поливара 3. В.
Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией…………………………………………..30
Филатова И. А.
Принципы организации коррекционно-педагогического процесса в педагогических системах
воспитания детей с нарушениями речи………………………………………………………………………………….34
Соболева Е. А., Волосовец Т. В.
Коррекционно-педагогическое воздействие на детей с врожденными расщелинами верхней
губы и неба……………………………………………………………………………………………………………………….36
Минаева Н. Г.
Пространственная ориентировка на микроплоскости дошкольников с косоглазием и амблиопией
в сочетании с задержкой психического развития……………………………………………………………………41
Зак Г. Г.
Внеклассные формы работы как средство повышения трудовых навыков у детей с нарушением
интеллекта………………………………………………………………………………………………………………………..45
Всероссийская научно-методическая конференция
по проблемам профессионального образования инвалидов
(26-28 июня 2002 г., г. Красноярск)……………………………………………………………………………………….48
4
Стр.4
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предполагаемая периодичность выхода журнала – 2 раза в год.
Материалы принимаются в бумажном варианте и на магнитном носителе; рукописи рецензируются и не
возвращаются.
Авторский гонорар высылается частью тиража.
Автора просим сообщить Ф.И.О. полностью, место работы, должность, ученую степень, ученое звание, адрес и
контактный телефон.
Материалы для публикации и заказы на журналы просим направлять по адресу:
620017, пр. Космонавтов, 26, г. Екатеринбург,
Институт специального образования,
журнал «Специальное образование».
Тел/факс: (3432) 34-33-63
E-mail: nigaev@maiS.ur.ru
Редакционная коллегия
50
Стр.50