ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2010. № 4
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ГОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте Уральского государственного
педагогического университета:
www.journal.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной
научной электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом
почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты
диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата
наук, Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования и науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
доктор педагогических наук, профессор А. С. БЕЛКИН
заместители главного редактора
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
доктор педагогических наук, профессор А. П. УСОЛЬЦЕВ
научный редактор
кандидат филологических наук Д. О. МОРОЗОВ
технический редактор
И. С. ПОЛЯКОВА
доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор философии, профессор
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор
заведующий отделом перевода
В. Г. БОЧАРОВА
ДЖ. ДАНН
Э. Ф. ЗЕЕР
(Москва, Россия)
(Глазго, Великобритания)
(Екатеринбург, Россия)
Е. В. КОРОТАЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
доктор философии, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
Э. ЛАССАН
Л. Я. РУБИНА
О. САНТА АНА
П. СЕРИО
Л. СТЕЙНОВ
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии, профессор
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Вильнюс, Литва)
(Екатеринбург, Россия)
(Лос-Анджелес, США)
(Лозанна, Швейцария)
(Копенгаген, Дания)
(Екатеринбург, Россия)
П. ЧЕРВИНЬСКИ (Катовице, Польша)
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
3
Содержание
ЮБИЛЕЙ
Зуев П. В., Усольцев А. П.
РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Т. Н. ШАМАЛО ______________________ 7
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Слинкина И. Н.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ____________________________9
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Булыгина М. В.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ШКОЛАХ ЮЖНОГО
ЗАУРАЛЬЯ _________________________________________________ 15
Елисафенко М. К.
К ВОПРОСУ О ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
УРАЛЬСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. __________________ 23
Сокурова Н. И.
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
(ОПЫТ КРИПТОЭВРИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНХИРИДИЯ
МИХАИЛА ПСЕЛЛА «ОБОЗРЕНИЕ ЗАКОНОВ» НА ОСНОВЕ
ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА) _______________________________ 31
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Капралов А. И.
ИСТОРИКО-НАУЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ _______ 37
Лозинская А. М., Шамало Т. Н.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОДУЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ______________________________ 45
Усольцев А. П., Храмко В. В.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ _______________________ 53
Бабина С. Н., Шарипова Э. Ф.
РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ ________________________________________________60
Педагогическое образование в России. 2010. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.3
4
Оспенникова Е. В., Шестакова Е. С.
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ И МОДЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ________ 67
Левченко Е. Ю., Мехнин А. М.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ________________ 76
Потапова М. В., Никитина Т. В.
ПРОПЕДЕВТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПЕДВУЗА К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _______________ 85
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Брюхов Е. Н., Моисеева Л. В.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ_________ 93
Ли Минь
ТИПОВЫЕ ОШИБКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ
ЯЗЫК, И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ: ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ __ 98
Мокроусова О. А.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ПО
НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ РИСКОВ _____________________________ 106
Плаксий А. Н.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ
ЖЕНЩИН В ВУЗЕ __________________________________________ 113
Кетова Л. М.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» _______________________________ 119
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Парамонова А. Е.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
КУЛЬТУРОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МОДУЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» _________________ 125
Порошина Е. А.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕНСОМОТОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
СОМАТОГЕННОЙ ФОРМОЙ ЗПР _______________________________ 132
СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическое образование в России. 2010. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.4
5
Земцова В. И., Леонтьева Е. А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ___ 137
Игошев Б. М.
ПЕРЕХОД К ИННОВАЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ — СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
ЗАДАЧА УРГПУ ____________________________________________ 145
Коуров А. В.
СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ____________________ 150
Зуев П. В., Колясникова Н. Н.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ ____________________________________________ 155
Прямикова Е. В.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И
ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЕЙ ______________________________________ 161
Щербакова В. Б.
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ___________________________ 170
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Даммер М. Д.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ ________________________________________ 173
Шефер О. Р.
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ
ЗАДАНИЯ АСТРОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЯ
СООТВЕТСТВИЯ____________________________________________ 180
Сведения об авторах _______________________________________ 184
Information about the authors_________________________________ 189
Педагогическое образование в России. 2010. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.5
193
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к публикации статьи, соответствующие
тематике журнала. Все статьи рецензируются независимыми экспертами. Окончательное
решение о публикации принимает редколлегия журнала. В случае отказа в публикации редакция направляет
автору мотивированный отказ.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть выполнен
в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста — 8-12
страниц; формат страницы — А4; гарнитура — Times New Roman; размер кегля — 14; межстрочный
интервал — 1,5. Допустимые выделения — курсив, полужирный.
Также принимаются материалы аспирантов и соискателей объемом 2-4 страницы.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных форматах
— AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с исходным
файлом, содержащим данные.
Для публикации статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, то есть помимо основного текста
содержать следующие сведения, представленные на русском и английском языках.
1.
Сведения об авторах:
Фамилия, имя, отчество автора полностью (если авторов больше чем один, указываются все авторы);
Ученая степень, звание, должность;
Полное и точное место работы автора;
Подразделение организации;
Контактная информация (e-mail, почтовый адрес)
2. Название статьи
3. Аннотация
4.
Ключевые слова (5-10 слов)
5. Наличие обязательной тематической рубрики; УДК, ББК, ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки на работы
заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании (например: «Текст цитаты…»
[24. С. 56]).
Списки литературы оформлять по ГОСТ 7.0.5.-2008… . Образцы оформления представлены на сайте:
www.journal.uspu.ru
(343) 235-76-03
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Стр.193
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2010. № 4
Подписано в печать 19.10.10. Формат 70×108/16.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 12,1. Тираж 500 экз. Заказ № 3422.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.194