ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2009. № 4
ISSN 1999-2610
1
Журнал издается с 2007 года
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
доктор педагогических наук, профессор А. С. БЕЛКИН
заместители главного редактора
кандидат педагогических наук, доцент Т. А. СУТЫРИНА
ответственный редактор
Л. Н. ЛЕКСИНА
доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор философии, профессор
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
доктор педагогических наук, профессор
выпускающий редактор
В. Г. БОЧАРОВА
ДЖ. ДАНН
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
доктор философии, профессор
Э. ЛАССАН
(Москва, Россия)
(Глазго, Великобритания)
(Екатеринбург, Россия)
Е. В. КОРОТАЕВА (Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Вильнюс, Литва)
Л. Я. РУБИНА
О. САНТА АНА
П. СЕРИО
Л. СТЕЙНОВ
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Лос-Анджелес, США)
(Лозанна, Швейцария)
(Копенгаген, Дания)
(Екатеринбург, Россия)
П. ЧЕРВИНЬСКИ (Катовице, Польша)
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
Научное издание
ГОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Педагогическое образование. 2009. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.1
2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ 5
Радзивилова М. А.
5
СТРУКТУРА ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ------------------------------------- 5
Елькова Л. С.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВУЗОВ РОССИИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОГРАММ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ-----------------------------------11
Паначев В. Д.
ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ -------------------------------------------------------18
Подгорных Е. М.
РОЛЬ ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА------------------------------------------26
Мурзина Н. П.
СОДЕРЖАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
В ФОРМИРОВАНИИ ИХ ГОТОВНОСТИ
К ОСВОЕНИЮ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ …………………………………. 33
Жемчугова Н. А.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ-----------------------------------------------------------------42
Зайцева Н. Е.
БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ
ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ---------------------------------------------------------47
Польщикова Л. А.
ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО»
В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ------------------------------------------53
Нестерова Т. В.
КОНТРАСТ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЦВЕТА ПРЕДМЕТОВ
В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ-------------------------------60
Педагогическое образование. 2009. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ
3
Москалькова С. Н., Нестерова Т. В.
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА--------------------------------67
Сокурова Н. И.
СЕМИОТИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
СРЕДНЕВЕКОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
(ОПЫТ КРИПТОЭВРИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭНХИРИДИЯ МИХАИЛА ПСЕЛЛА «ОБОЗРЕНИЕ ЗАКОНОВ») ----------------------------------75
Зиньковская С. М.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКОВ
К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ--------------------------------------------------------------83
Слепухин А. В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
И ГОТОВНОСТЕЙ К УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ--------------------------------------------------------------------91
Новикова И. А.
СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
И СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ------------------------------------- 100
Фомина Н. А., Гришенина Ю. А.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ---------------------------- 108
Фролова С. Л.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИДЕАЛООРИЕНТИРОВАННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ---------------------------------------------------------- 116
Затулий А. И., Бурнаева Е. М.
ИНФОРМАТИКА И WEB-ОБРАЗОВАНИЕ:
НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ---------------------------------------------------- 124
Захаров А. В.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА АВИАКОМПАНИИ
В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА----------------------------------------------------------- 132
Педагогическое образование. 2009. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.3
4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Мокаева М. А.
РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНАЛЬНЫХ ИПК И ПРО
В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА---------- 139
Карева А. В.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА------------------------------------------- 145
Из опыта работы школ
Панфилова Л. С.
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ --------------------------------------------------------------- 153
Зарубежный опыт
Ван Цзиньлин
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАНЧУНЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КИТАЯ----------- 157
Ушева М. Н.
УПРАВЛЕНИЕ В СТИЛЕ ПОЗИТИВНОГО ЛИДЕРСТВА В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ
БОЛГАРИИ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ---------------------------------------- 162
Информационный раздел
О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»------------------------------------- 170
Сведения об авторах………………………………………………………………………………………… 172
Information about the author……………………………………………………………………………..176
Педагогическое образование. 2009. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Информация для авторов
179
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к публикации статьи, соответствующие
тематике журнала (концепцию формирования и функционирования журнала см. №1 за
2007 г.). Все статьи рецензируются независимыми экспертами. Полученные рецензии высылаются авторам
статей. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия журнала. В случае отказа в
публикации редакция направляет автору мотивированный отказ. Плата за публикацию рукописей не взимается.
Издание
предполагается включить в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в
которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой
степени доктора и кандидата наук.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть выполнен
в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста — не более
12 страниц; формат страницы — А4; гарнитура — Times New Roman; размер кегля — 14; межстрочный
интервал — 1,5.
Допустимые выделения — курсив, полужирный.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки на работы
заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании (например: «Текст цитаты…»
[24. С. 56]).
Библиографические описания в списке литературы составляются по стандартам:
ГОСТ 7.1—2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
— М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.
ГОСТ 7.80—2000. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. — М. : ИПК Издательство
стандартов, 2001.
На первой странице перед названием статьи указывается индекс УДК. Текст статьи предваряется списком
ключевых слов и аннотацией (объемом не более 500 печатных знаков).
На отдельной странице прилагаются сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое
звание, место работы и должность, электронный адрес для переписки, контактные телефоны, домашний
адрес.
Аннотация, ключевые слова, информация об авторе и пристатейный список литературы даются также в
переводе на английский язык.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных форматах
— AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с исходным
файлом, содержащим данные.
(343) 336-14-13
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 401
Журнал «Педагогическое образование в России» включен в Каталог ОАО «Роспечать».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Педагогическое образование. 2009. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.179
180
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2009. № 4
Редакторы Т. В. Васильева, Н. А. Майер
Компьютерная верстка Л. Н. Лексиной
Подписано в печать 15.12.09. Формат 70×108/16.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 12,6. Уч.-изд. л. 12,0. Тираж 500 экз. Заказ № 2994.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Педагогическое образование. 2009. № 4
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.180