№ 4 (24), 2012 УДК 370:947.1 (470.40) О. А. Логинова КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX в. <...> Рассматривается проблема построения образовательного пространства средних и высших учебных заведений России в XIX – начале XX в. <...> Новизна заключается в применении современных подходов к определению образовательного пространства и интеграции их в историко-педагогическую плоскость. <...> Целью современной системы высшего профессионального образования, наряду с подготовкой выпускника, обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного ориентироваться и добиваться высоких показателей работы в условиях быстрой смены инновационных технологий, является формирование самостоятельной, социально адаптированной личности, готовой к сотрудничеству и профессиональному росту, отличающейся высокой нравственностью и культурой, развитым чувством ответственности и патриотизма. <...> В этой связи особая роль в достижении целей приоритетных направлений национальной образовательной политики, отраженных в ФГОС средней и высшей школы, принадлежит, на наш взгляд, образовательному пространству учебного заведения. <...> Сейчас образование рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, некий системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, и как итог его социокультурной модернизации. <...> Заметим, что студент и учащийся как субъекты, включенные в процесс получения образования в вузе и школе, автоматически становятся субъектами образовательного пространства соответствующего учебного заведения. <...> Эффектность функционирования последнего будет отражать динамику и достижение целей национальной образовательной политики государства. <...> По сути, образовательное пространство учебного заведения, как система управления развитием личности учащегося, определяет качественные <...>