Поволжский регион УДК 370:947.1(470.40) О. А. Логинова СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX в. <...> В статье анализируются особенности семейного и общественного воспитания в России в XIX – начале XX в., обозначаются его основные традиции, рассматриваются специфические черты культуры провинциального воспитания, очерчивается система факторов, влияющих на воспитательные особенности семьи как социального института. <...> В России показательным в отношении становления общих основ воспитания явился период формирования устойчивой государственной системы образования, начавшийся в 1801 г. Далее весь XIX в. становится веком активных дискуссий образовательновоспитательного характера, в которых обсуждалась проблема семейного и общественного воспитания русских детей, отмечалась связь отечественного государственного образования и российских семейно-воспитательных традиций. <...> Именно в этот период происходит выделение семейного и общественного воспитания в отдельные педагогические направления, которые впоследствии будут иметь свое продолжение в ином виде уже после 1917 г. Так что же такое воспитание и какое оно – семейное и общественное? <...> В «Вестнике воспитания» Российской империи за 1894 г. указано, что «воспитание – это есть руководство детей взрослыми по определенному плану к наибольшему, возможному при данных обстоятельствах совершенству» [1, c. <...> У того же автора находим высказывание о том, что одна из самых важных составляющих общества есть «человеческая община – семья», которая уже «сама собой воспитывает ребенка». <...> Семья по своей сути является индикатором происходящих в обществе изменений, межличностных отношений и в то же время моделирует основу социальных, политических, экономических отношений каждого человека в обществе и его воспитательного потенциала. <...> Таким образом, происходит взаимовлияние общества и семьи, что находит отражение в воспитательных <...>