Поволжский регион УДК 113/119:101.8 В. Г. Мушич-Громыко ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ РАЦИОНАЛИЗМ ЕСТЬ ВОЗВРАЩАЮЩАЯСЯ МЕТАФИЗИКА Аннотация. <...> В статье осуществляется попытка осмысления понятия «рациональность» с гипотетической точки зрения, когда она взяла на вооружение понятие «мировоззренческая стилистика» («типы мировоззренческих стилистик»). <...> В свое время рационализм поставил перед собой задачу объяснить то, как возникают общие идеи; что необходимо понимать под общими идеями; что является первоначалом в познании, а далее и деятельности; в чем заключается «прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума…» [1, с. <...> Мы со своей стороны хотели бы заострить еще внимание и на таких вопросах: что есть естественный свет разума? что есть в целом антиномическая пара «естественный свет разума – естественная тьма разума»? <...> Нерасторжимость сторон языковых антиномий требует, чтобы мы обратили внимание и на понятие «естественная тьма разума». <...> Но развитая теория дедукции учитывала только одну сторону дуальности разума – его направленность только на объяснение функциональных зависимостей с одновременным забвением зависимостей мировоззренческих. <...> В такой формулировке отмеченная нами выше антиномическая пара требует осмысления сути глубины ума, а также сути превратностей ума. <...> Но, с нашей точки зрения, употребление это может быть еще и двояким – в русле употребления языка в ключе раскрытия функций дисциплины (математики, физики, инженерных наук, общественных наук и т.д., как и указывают нам на это академические источники); в русле мотивационного подхода, когда мотивационно-созидательный аспект сопрягается с одной стороной пропозиции ума – глубоким умом, а в других случаях с другой стороной пропозиции ума – превратной частью ума, которая осуществляется мотивами паразитации на общественном или индивидуальном организме во всяких формах и видах этой паразитации (о чем академические <...>