Поволжский регион ФИЛОЛОГИЯ УДК 821.161.1-155 Т. И. Акимова «ОТВЕТ» СВОБОДНЫХ ДВОРЯН ЕКАТЕРИНЕ II В ЖАНРАХ ДРУЖЕСКОГО ПОСЛАНИЯ И СКАЗОЧНОЙ ПОЭМЫ КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX вв. <...> В статье рассматриваются механизмы влияния на литературный процесс конца XVIII – первой четверти XIX вв. просветительской политики Екатерины II, реализуемой ею литературными средствами. <...> Так, манифест об освобождении дворян, идеологически содержащийся в «Сказке о царевиче Хлоре», был наглядно прочитан Г. Р. Державиным в «Фелице» и осмыслен последующими авторами в жанре дружеского послания и жанре сказочной поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. <...> Ключевые слова: просветительство Екатерины II, статус свободных дворян, жанр дружеского послания, жанр волшебно-сказочной поэмы, авторское самосознание, идеология просвещенного абсолютизма, жанр сказки, литературный процесс. <...> В сказках царица учила их: 1) пути к достижению счастья, заключающегося в любви и духовном самосовершенствовании – двух ипостасей свободной жизни дворян. <...> Так, в «Сказке о царевиче Хлоре» герой отправляется за волшебным талисманом мудрости – «розой без шипов, которая не колется» [1, с. <...> 8] и растет на высокой горе; 2) свободному выбору в отношении своего дворянского статуса (на каком пути духовного самосовершенствования остановиться: праздной молодежи, Лентяги-Мурзы или Брюзги, ученых людей или философа на троне). <...> Как известно, Фелица-Екатерина предупреждает Хлора: «.встретишься с людьми приятного обхождения, кои стараться будут тебя уговорить идти с 78 № 1 (17), 2011 Гуманитарные науки. <...> Как мы помним, Фелица – волшебница, но не свободная от моральных законов и норм: будучи замужем за Брюзгой, она не может открыто помогать герою, так же как не может изменить человеческую природу, склонную к развлечениям, лени, недовольству. <...> Безусловным достижением Екатерины в этом явилась диалоговая направленность ее произведений. <...> Подхватывая иронично-шутливый тон «Сказки о царевиче Хлоре <...>