Маслянка СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ, ПРИРОДА СУБЪЕКТИВНОСТИ И ФЕНОМЕН СМЫСЛА Аннотация. <...> Особое внимание уделяется полемике между концепциями, редуцирующими субъективное качество психики, и концепциями, отстаивающими качественное своеобразие сознания, нередуцируемость субъективной онтологии. <...> Весьма симптоматична, показательна в контексте столкновения феноменолого-постмодернистской и объективистской смысловых парадигм [1] та ситуация, которая складывается сегодня в области исследований сознания (атаки на «бастион сознания» в англоязычной философии). <...> Философия сознания, с нашей точки зрения, является той призмой, сквозь которую преломляются и проявляются все основные стратегии, недостатки и возможные точки роста современной мировой философии. <...> Современная англоязычная философия сознания представляет собой довольно пестрое и на первый взгляд неупорядоченное собрание школ, течений и отдельных концепций. <...> Прогрессивная тенденция связана, с нашей точки зрения, с общей стратегией философского объективизма, или материализма. <...> Речь здесь идет не столько о тех школах и течениях англоязычной философии (теория тождества, методологический и логический бихевиоризм, элиминативный материализм, различные формы функционализма), имея в виду которые «натурализм» и «реализм» называют «семейными» чертами англоязычной, прежде всего американской, философии, сколько о новейших концепциях неодуализма и эмерджентизма, авторы которых все чаще подчеркивают, что сознание – это естественное свойство, проявление нейрофизиологической организации мозга. <...> Экклса – рассматривается большинством современных авторов вскользь, как давно дискредитировавшая себя концепция, а первые варианты эмерджентной теории, где сознание трактуется как проявление Theos или Mind, и вовсе не упоминаются. <...> Серл, один из крупнейших сторонников эмерджентной теории, которого, впрочем, как и Т. <...> Этот же смысл вложен в другое, метафорическое <...>