В статье анализируется система теоретической методологии, лежащая в основе социальной философии Б. Н. Чичерина. <...> Выделены основные элементы методологической системы: подходы, принципы, методы и категории. <...> Исследуются их содержание, взаимосвязь, особенности проявления, роль и значение в социальной философии ученого. <...> Наиболее распространенными являются две трактовки его содержания. <...> Одни авторы под методологией понимают учение о методах познания и преобразования действительности, т.е. теорию метода (Д. <...> Другие авторы считают, что методология – это вся совокупность методов, применяемых в процессе познания и преобразования действительности, или, иными словами, совокупность научных положений, которые имеют характер предписания в процессе научного исследования (В. С. Добриянов, А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин). <...> Проведенный автором статьи анализ социально-философских сочинений Б. Н. Чичерина дает основание отнести его понимание содержания методологии ко второй из обозначенных позиций. <...> Представляется, что основными элементами методологической системы Чичерина можно считать используемые ученым подходы, принципы, методы и категории. <...> Исходным и определяющим подходом в философском учении Чичерина, в том числе в его социальной философии, является философский идеализм, посредством которого были сформулированы и тщательно обоснованы социально-философские идеи ученого. <...> В философском идеализме Чичерина присутствуют элементы гегелевского идеализма. <...> Признавая неоспоримые заслуги идеалистической системы Гегеля, раскрывшего диалектику развития бытия, выделившего противоположности из первоначального единства, Чичерин все же считает 21 Известия высших учебных заведений. <...> Поволжский регион данную систему не совсем точной, поскольку она основывается на признании того, что мир есть саморазвитие Абсолютного, возвращающегося к себе, и явно недооценивает значение природы и деятельно-мыслительную активность <...>