№ 2 (10), 2009 УДК 378.016-15(075) Н. А. Ручкова, Л. А. Чиркова ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Аннотация. <...> В статье рассмотрены различные подходы к проблеме компетентности и коммуникативной компетентности, обозначена важность этого качества для специалистов в области психологии образования. <...> Эмпирически выявлены представления студентов о коммуникативной компетентности на разных этапах обучения, обосновывается необходимость внесения изменений в процесс подготовки студентов психологического факультета. <...> Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются малоспособными в области межличностных отношений. <...> Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [2]. <...> И. А. Зимняя определяет компетентность как основывающуюся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную жизнедеятельность человека [5]. <...> М. А. Холодная считает, что компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности [6]. <...> Анализируя понятия «компетентность», «готовность к деятельности», «профессионализм» и «мастерство», можно сделать вывод, что они не являются тождественными и находятся в отношениях уровневой интеграции: компетентность представляется базовым уровнем, на основе которого фор177 Гуманитарные науки. <...> Поволжский регион мируется и развивается готовность специалиста к профессиональной деятельности, его профессионализм и мастерство. <...> В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации <...>