Поволжский регион УДК 161.2 Т. С. Шикина ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГА В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Раскрыто формирование диалога в истории российской социальной философии как социокультурного явления, являющегося условием самосохранения, воспроизводства человечества. <...> Прослеживается развитие идеи диалога от М. М. Бахтина, В. С. Библера до А. С. Ахиезера. <...> Обосновываются характеристики многоплановости сущности диалога, указываются его потенциальные возможности как фактора динамики общества, что требует расширения и углубления познаний диалога как предмета социальной философии. <...> Введение Осознание диалога как предмета искусства и философии уходит в глубокое прошлое. <...> В центр теоретического мышления диалог попадает в древнегреческой философии: он осмысляется софистами, Сократом, Платоном, Аристотелем, философами эпохи эллинизма. <...> Диалог, выступая особым типом проявления общения, вбирает в себя характеристики исторически определенного общества. <...> Это привело к открытию культуры как объекта социально-философского знания. <...> В. М. Межуев пишет: «Возрождение утвердило антропоцентристскую картину мира, в которой человек заполняет собой все пространство между природой и Богом… представая тем самым не как сочетание двух разнородных субстанций природной и Божественной… а как особая субстанция, несводимая к двум первым» [1, с. <...> С этого момента возникает проблема диалога как базового концепта в социокультурном знании. <...> И в этом плане развитие диалога как особого социокультурного явления прочно увязывается с развитием социокультурной сущности личности, путей ее формирования. <...> 1 Диалог в концепциях классиков теории диалога Классик теории диалога М. <...> Исходным пунктом концепции Бубера служит диалогический принцип. <...> Он провозглашает диалогическое отношение «сфера между» (Sphдre des Zwischen), которое есть исходная ситуация, где возникают подлинные смыслы. <...> Человек обретает собственную сущность, только вбирая <...>