Содержание 5 8 10 ВСТУПЛЕНИЕ МОТИВАЦИЯ ОТ ПРОТИВНОГО БЕГСТВО ОТ СЕБЯ 13 ФАНТАЗИЯ И «ФАНТАЗИЙНОСТЬ» 15 24 28 37 42 45 51 86 91 93 98 ОТБОР КРИТЕРИИ ОТБОРА: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЛЮБЛЕННОСТЬ В ПЬЕСУ: УЖАЛЕНИЕ И СВЕРХЗАДАЧА ИГРА И ЕЕ СМЫСЛ ОТНОШЕНИЯ СО ВРЕМЕНЕМ ВЕЧНОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ ПРОЧТЕНИЯ ИСКРЕННОСТЬ ВЫБОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ АНАЛИЗА СВЕРХЗАДАЧА КАК ОБОСТРЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ВОЗВРАЩАЯ ЖИЗНЬ ТЕРМИНУ КАК ЖЕ НАПИСАНО У АВТОРА? <...> ВОЙНА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 100 «ДЕЛО НЕ В СТАРЫХ И НЕ В НОВЫХ ФОРМАХ» 102 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР 104 РАБОТА С ТЕКСТОМ 110 «ВРАГ НАРОДА». <...> АКТЕР 128 РЕЧЬ И МЫСЛЬ 130 В ЗАВЕРШЕНИЕ 131 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 моим родителям моим учителям моим актерам с любовью и благодарностью ВСТУПЛЕНИЕ Глядя на книги Станиславского, Товстоногова, Гончарова, Эфроса на книжной полке, волей-неволей приходишь к выводу: мне писать для опубликования что бы то ни было о режиссуре и театре— как минимум, предосудительно. <...> Когда я поставил спектакль «Любовь Тодзюро» с актерами Академического театра Маяковского — мы должны были играть его в финале одного вечера в клубе «Жесть» на Большой Лубянке. <...> Сегодня человек, желающий свободно заниматься творчеством, должен быть готов в самом центре Москвы искать выход из обстоятельств, которые в советском репертуарном театре могли возникнуть разве что в ходе шефской поездки по колхозам. <...> Вот Анатолий Васильевич Эфрос, последняя его книга, «Книга четвертая»: «. самое главное звено: разрешение спектакля. <...> Поэтому мы в «Гнезде», как и, полагаю, многие другие профессиональные театральные коллективы сегодня, ставим перед собой задачу (далее цитата из давнишнего выступления Льва Абрамовича Додина) «попробовать делать такие спектакли, которые вне всяких компромиссов, вне всяких художественных потерь были бы возможны к показу на любой площадке». <...> Как и любой режиссерский текст, конечно; однако — в связи с моей молодостью— более, чем любой другой. <...> Андрей Александрович Гончаров в своей книге «Мои театральные <...>
Я_вхожу_в_мир_искусств_№5_А.ГНЕЗДИЛОВ_Театр_без_условий_опыт_режиссерской_практики_2014.pdf
Александр ГНЕЗДИЛОВ, режиссер, Москва
© А. В. Гнездилов, автор, 2014 г.
А. ГНЕЗДИЛОВ
Театр без условий: опыт режиссерской практики - М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств»), 2014, - 144 с.
Стр.2
Содержание
5
8
10
ВСТУПЛЕНИЕ
МОТИВАЦИЯ ОТ ПРОТИВНОГО
БЕГСТВО ОТ СЕБЯ
13 ФАНТАЗИЯ И «ФАНТАЗИЙНОСТЬ»
15
24
28
37
42
45
51
86
91
93
98
ОТБОР
КРИТЕРИИ ОТБОРА: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ВЛЮБЛЕННОСТЬ В ПЬЕСУ: УЖАЛЕНИЕ И СВЕРХЗАДАЧА
ИГРА И ЕЕ СМЫСЛ
ОТНОШЕНИЯ СО ВРЕМЕНЕМ
ВЕЧНОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ ПРОЧТЕНИЯ
ИСКРЕННОСТЬ ВЫБОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ АНАЛИЗА
СВЕРХЗАДАЧА КАК ОБОСТРЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ВОЗВРАЩАЯ ЖИЗНЬ ТЕРМИНУ
КАК ЖЕ НАПИСАНО У АВТОРА?
ВОЙНА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
100 «ДЕЛО НЕ В СТАРЫХ И НЕ В НОВЫХ ФОРМАХ»
102 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
104 РАБОТА С ТЕКСТОМ
110 «ВРАГ НАРОДА». РАБОТА НАД СЮЖЕТНОЙ ЛИНИЕЙ
Стр.3
115 «ВРАГ НАРОДА». ПОИСК ФОРМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
120 ВОЗМОЖНОСТИ ПЛАНИРОВКИ
123 ИГРА БЕЗ УСЛОВИЙ
126 ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕКА НА СЦЕНЕ. АКТЕР
128 РЕЧЬ И МЫСЛЬ
130 В ЗАВЕРШЕНИЕ
131 ПРИЛОЖЕНИЕ
Стр.4
144
Лучшие эссе, научные работы и переводы (с согласия
авторов) будут опубликованы в электронных изданиях
«Русский Шекспир» и «Современники Шекспира»
(http://www.rus-shake.ru, http://www.around-shake.ru). Проекты
поддержаны грантами РГНФ.
Вопросы и предложения просьба присылать также в
электронном виде на адрес shax.alive@gmail.com
Александр Валентинович ГНЕЗДИЛОВ
Театр без условий: опыт режиссерской практики
Со всеми претензиями по поводу доставки обращайтесь в местное
отделение связи или непосредственно в «Агентство подписки
и розницы». Телефон Агентства в Москве:
8-495-974-1111, факс 8-499-195-4315
Адрес редакции: 115114, Москва, ул. Дербеневская, 16
Тел/факс 8-499-235-2932
Подписано в печать 08.05.14.
Печ. л. 09.00
Формат 60 х 88/16
Тираж 1000
П п
з
е ре
а
р
п ее нч а
е щ
а
т
к
а б
е
з с
о
г
л
а
с
и
я ре
д
а
к
ц
и
и «
Я вх
о
ж
у в ми
р и
с
к
у
с
с
т
в»
Стр.144