Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование готовности старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания в условиях Северных регионов (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович
Издательство[Б.и.]
Страниц121
ID261056
АннотацияВ монографии раскрыты научно-методические основы подготовки старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания.
Формирование готовности старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания в условиях Северных регионов / В.В. Пономарев .— : [Б.и.], 2010 .— 121 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261056 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОНОМАРЕВ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ 2 УДК 796.015.1 Гарипов Н.Н., Пономарев В.В. <...> Формирование готовности старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания в условиях Северных регионов. <...> В первой главе монографии представлены теоретические исследования региональных особенностей физического воспитания и состояния здоровья школьников допризывного возраста. <...> Монография содержит педагогическую модель формирования готовности старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания. <...> Монография предназначена для научных работников, преподавателей и специалистов допризывной подготовки молодежи. <...> Результаты работы можно широко использовать во всех учебных заведениях в качестве учебного пособия по подготовке молодежи к службе в армии. <...> В этой связи значительно возрастает роль военно-патриотического воспитания и подготовки подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах России. <...> . На заседании президиума Государственного совета РФ от 22 апреля 2009г. говорилось об необходимости разработки новой концепции федеральной системы подготовки к военной службе на период до 2020 года, включая подготовку по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, физическую и морально-психологическую подготовку призывников, совершенствование системы медицинского наблюдения за их здоровьем. <...> В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, с 2008 года указом Президента Российской Федерации срок службы в армии сокращен до одного года, что требует в свою очередь перестройки системы допризывной подготовки молодежи. <...> В настоящее время допризывной подготовке в стране уделяется недостаточное внимание, и в основном она сводится к учебному курсу ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), в котором уделяется минимум учебного <...>
Формирование_готовности_старших_школьников_к_службе_в_армии_в_процессе_физического_воспитания__в_условиях_Северных_регионов.pdf
1 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» Н.Н. ГАРИПОВ В.В. ПОНОМАРЕВ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ
Стр.1
2 УДК 796.015.1 Гарипов Н.Н., Пономарев В.В. Формирование готовности старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания в условиях Северных регионов. – СибГТУ, Красноярск. – 2010. – 121с. В монографии раскрыты научно-методические основы подготовки старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания. В первой главе монографии представлены теоретические исследования региональных особенностей физического воспитания и состояния здоровья школьников допризывного возраста. Во второй главе обосновывается теоретическое содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования готовности старших школьников к службе в армии. Монография содержит педагогическую модель формирования готовности старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания. Научно-теоретический и практический результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию подготовки молодежи к службе в армии. Монография имеет большую практическую значимость подготовки молодежи к службе в армии в неблагоприятных климатических условиях проживания. Монография предназначена для научных работников, преподавателей и специалистов допризывной подготовки молодежи. Результаты работы можно широко использовать во всех учебных заведениях в качестве учебного пособия по подготовке молодежи к службе в армии. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Л.К. Сидоров (заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры и спорта ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»; г.Красноярск ); доктор педагогический наук, профессор В.С. Близневская («Сибирский федеральный университет»; г.Красноярск). © Гарипов Н.Н. Пономарев В.В. 2010
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Постоянно изменяющаяся военнополитическая обстановка в мире требует системного укрепления обороноспособности страны, защиты национальных интересов России. В этой связи значительно возрастает роль военно-патриотического воспитания и подготовки подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах России. На подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах страны нацеливает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (В.И. Жолдак, А.В. Куприянов, А.И. Кравченко, В.И. Добреньков и др.). На заседании президиума Государственного совета РФ от 22 апреля 2009г. говорилось об необходимости разработки новой концепции федеральной системы подготовки к военной службе на период до 2020 года, включая подготовку по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, физическую и морально-психологическую подготовку призывников, совершенствование системы медицинского наблюдения за их здоровьем. В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, с 2008 года указом Президента Российской Федерации срок службы в армии сокращен до одного года, что требует в свою очередь перестройки системы допризывной подготовки молодежи. В настоящее время допризывной подготовке в стране уделяется недостаточное внимание, и в основном она сводится к учебному курсу ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), в котором уделяется минимум учебного времени на формирование готовности старших школьников к службе в Вооруженных Силах России. Из года в год снижается общее состояние здоровья молодежи призывного возраста. В таких крупных центрах, как Москва и Санкт-Петербург, среди юношей, подлежащих призыву, около трети имели ограничения по состоянию здоровья, более 45 % юношей имеют дефицит массы тела (Ю.Ф. Шлык, Т.Г. Арутюнян, В.Н. Лукашов). Снижается с каждым годом и общеобразовательный уровень
Стр.3
4 призывной молодежи. Если в 2003 году 93% всех призывников в России имели среднее и среднетехническое образование, в 2005 году - лишь 76%, 2007 году – 71%, в 2008 году – около 63%. При этом, по прогнозам аналитиков, в 2010-2015 годы более 80% военнослужащих НАТО будут иметь высшее образование (В.Г. Бабкин, В.П. Сорокин, В.В. Заборский и др.). Существующая в настоящее время система подготовки школьников допризывного возраста к военной службе не отвечает современным требованиям и не способна в полной мере обеспечить Вооруженные Силы России подготовленными призывниками (Н.Н. Жаров, А.В. Стафеева, П.И. Истомин, Н.Н. Визитей, М.Я. Сараф, М.А. Горбова, Ю.С. Константинов, А.М. Макименко, О.А. Мильштейн, Ю.В. Сысоев, И.И. Лебедевская и др.). В связи с этим возникает необходимость активизации допризывной подготовки учащихся старших классов в процессе физического воспитания в школе, что в свою очередь будет способствовать целенаправленному воздействию и педагогическому управлению формирования готовности к службе в армии юношей допризывного возраста (В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов, В.В. Кузин, П.А. Виноградов, С.И. Гуськов и др.). Особую значимость приобретает подготовка к службе в Вооруженных Силах старших школьников, проживающих в условиях Северных регионов страны (Сибирь и Дальний Восток). Неблагоприятные климатогеографические особенности Северных регионов (длительный период зимы, среднегодовая низкая температура воздуха, перепады атмосферного давления и силы ветра, недостаток кислорода и солнечных лучей, малоподвижный образ жизни из-за погодных условий, постоянное нахождение в помещении и др.) оказывают отрицательное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность школьников, в том числе на юношей допризывного возраста. Это особенно актуально, поскольку 70% территории России находится в высоких широтах, где проживает более 8 миллионов школьников, потенциальных призывников.
Стр.4
5 В ходе анализа литературных источников, различных документов и программ были выделены следующие противоречия: - между требованием государства к готовности призывников служить в армии и низким уровнем их подготовленности к выполнению воинского долга; - между необходимостью совершенствования системы допризывной подготовки школьников и недостаточной разработанностью её научнометодического обеспечения с учетом региона проживания. В связи с вышеуказанным можно констатировать наличие научной проблемы по совершенствованию содержания подготовки к службе в армии школьников допризывного возраста, проживающих в Северных регионах страны, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Формирование готовности старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания в условиях Северных регионов». Объектом исследования является процесс физического воспитания старших школьников, проживающих в Северных регионах страны. Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности старших школьников, проживающих в Северных регионах страны, к службе в армии в процессе физического воспитания. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка педагогических условий формирования готовности старших школьников к службе в армии в процессе физического воспитания и опытноэкспериментальная проверка их эффективности. Гипотеза исследования. Формирование готовности старших школьников к службе в армии будет более эффективным, если в процессе физического воспитания реализовать комплекс следующих педагогических условий: - разработать вариативную часть программно-методического обеспечения формирования готовности к службе в армии школьников 10-11-х классов в процессе физического воспитания на основе: учета климатогеографических особенностей проживания, снижения срока службы в армии до одного года,
Стр.5
6 негативного состояния здоровья молодежи допризывного возраста, повышенных требований к интеллектуальной и физической подготовленности молодежи в связи с реформированием вооруженных сил страны; - разработать технологию реализации в процессе физического воспитания педагогических условий формирования готовности к службе в армии старших школьников; - осуществлять формирование военно-прикладных знаний и умений на уроках физической культуры посредством применения отобранных специализированных комплексов прикладных физических упражнений, использования блоков учебного материала из географии, истории, физики и других предметов; - целенаправленно формировать гражданскую позицию к службе в армии через различные формы военно-патриотического воспитания: тематические уроки, военизированные соревнования, конкурсы, фестивали, спартакиады допризывной молодежи, Дни памяти, День победы и т.д.; - проводить интегративный контроль и коррекцию формирования готовности старших школьников к службе в армии посредством следующих блоковкритериев: интеллектуальный, физической подготовленности и гражданской позиции. Для индивидуального и самостоятельного контроля применять Дневник призывника, который включает различные показатели военноприкладной физической подготовленности. Для достижения цели исследования и проверки научной гипотезы были сформированы задачи исследования: 1. Изучить региональные особенности проблемы подготовки молодежи к службе в армии в процессе физического воспитания и состояния здоровья школьников допризывного возраста. 2. Теоретически обосновать и разработать педагогические условия формирования готовности старших школьников, проживающих в Северных регионах, к службе в армии в процессе физического воспитания.
Стр.6
7 3. Разработать технологию реализации педагогических условий формирования готовности к службе в армии старших школьников, проживающих в Северных регионах, в процессе физического воспитания. 4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования готовности старших школьников, проживающих в Северных регионах страны, к службе в армии в процессе физического воспитания. Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные педагогические теории и технологии физического воспитания школьников (Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, В.В. Пономарев, А.И. Завьялов, Л.К. Сидоров, А.П. Исаев, И.И. Сулейманов, С.А. Кабанов, А.П. Матвеев, Н.И. Пономарев, Б.А. Ашмарин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.П. Подласый, Г.К. Селевко, М.Н. Скаткин, А.Г. Карпеев, О.В. Лимаренко, Е.А. Короткова, И.В. Манжелей, В.В. Ким); современные представления о допризывной подготовке школьников (А.Г. Капустина, Л.Ю. Цицирко, А.В. Стафеева, К.В. Даурцева, В.П. Сорокин, В.Н. Лукашов, В.Г. Бабкин, В.В. Масорин, И.И. Лебедовская, Т.Г. Арутюнян, В.И. Усаков и др.); современные теоретические и практические разработки по укреплению здоровья школьников (Г.Л. Апанасенко, Н.А. Ананьева, И.И. Брехман, Г.Н. Гончарова, А.В. Жарова, В.В. Колбанов, О.Н. Московченко, Сафонова, А.Г. Сухарев, Ж.Б. О.Л. Трещева, Л.Г. Харитонова, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, А.Г. Щедрина и др.); современные подходы военнопатриотического воспитания молодежи (С.А. Алиев, Г.М. Лисенко, А.И. Поберёзкин, А.Н. Вырщиков, В.К. Савельев и др.). Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта военнопатриотического воспитания молодежи, анализ медицинских карт школьников допризывного возраста, педагогические наблюдения,
Стр.7
8 анкетирование, интервьюирование, беседа, методы оценки и контроля двигательных способностей школьников, контроль простудных заболеваний школьников, проживающих в неблагоприятных климатогеографических условиях; проведение опытно-экспериментальной работы, математикостатистический анализ полученных результатов исследования. Научная новизна исследования: 1. Обогащена и расширена новыми доказательствами и фактами концепция и государственная программа военно-патриотического воспитания молодежи с учетом неблагоприятных сезонных природно-климатических условий проживания в годичном цикле, снижения срока службы в армии до одного года, ухудшения состояния здоровья юношей допризывного возраста и государственной политики, направленной на усиление готовности Вооруженных Сил для защиты национальных интересов страны. 2. Разработана и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность педагогических условий формирования готовности к службе в Вооруженных Силах России в процессе физического воспитания старших школьников, проживающих в Северных регионах страны, с учетом природноклиматических условий проживания. Педагогические условия обеспечены следующими организационно-методическими комплексами: материальнотехническим, программно-методическим, контрольно-коррекционным и результативно-прогностическим. 3. Разработана технология реализации в процессе физического воспитания педагогических условий формирования готовности к службе в армии старших школьников, состоящая из следующих последовательно-взаимосвязанных этапов: контрольно-диагностирующий (начало учебного года); коррекционно-формирующий (первая половина учебного года); базовозакрепляющий (вторая половина учебного года); итогово-результативный (окончание учебного года). 4. Разработано и введено новое понятие «интегративный контроль подготовленности призывника» к службе в Вооруженных Силах страны,
Стр.8
9 включающий следующие блоки-критерии: образовательный (уровень сформированности военно-прикладных знаний), физический (уровень сформированности физических качеств и военно-прикладных навыков) и гражданская позиция (уровень сформированности гражданской позиции к воинской службе). Посредством данных блоков-критериев осуществляется контроль и коррекция готовности старших школьников к службе в армии. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и дополнении теории и методики физического воспитания школьников допризывного возраста: - педагогическими условиями формирования готовности к службе в армии в процессе физического воспитания старших школьников, проживающих в Северных регионах страны; - технологией реализации педагогических условий формирования готовности старших школьников, проживающих в неблагоприятных климатогеографических условиях; - теоретическим обоснованием интегративного контроля подготовленности призывника, на основе которого осуществляется целенаправленная и поступательная подготовка юношей к службе в армии в процессе физического воспитания в школе; - введением нового понятия «интегративная подготовленность призывника»; - полноценным изложением необходимости совершенствования содержания концепции и программного материала подготовки молодежи на основе учета современных реалий. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании: - программного и методического обеспечения вариативной части формирования готовности к службе в армии в процессе физического воспитания старших школьников, проживающих в Северных регионах страны; технологии реализации содержания педагогических условий,
Стр.9
10 интегративного контроля и коррекции готовности школьников к службе в Вооруженных Силах РФ; - научно-обоснованных методических рекомендаций по применению нетрадиционных средств физической подготовки, основанных на приемах рукопашного боя, и формированию военно-прикладных умений и навыков с помощью преодоления различных видов комбинированных полос препятствий, дневника призывника, включающего следующие разделы интегративной подготовки: физическая, функциональная и воспитательная; модели интегративного контроля формирования готовности школьников в службе в армии. Теоретический и практический материал исследования можно широко использовать в лекционных курсах студентов физкультурных вузов и на курсах повышения квалификации преподавателей Основные положения научно-исследовательской работы: 1.Повышение готовности к службе в армии в процессе физического воспитания старших школьников, проживающих в условиях Северных регионов, будет продуктивным при следующем обеспечении педагогических условий: материально-технических (нестандартное оборудование, инвентарь, искусственные полосы препятствий, различные трансформирующиеся тренажерные модули и силовые блоки и др.); программно-методических (программа, методики, формы организации, технология и средства реализации); контрольно-коррекционных (должные нормативы, контрольные упражнения); результативно-прогностических (результаты процесса формирования готовности к службе в армии, самооценка и самоанализ готовности старших школьников на основе Дневника призывника, что дает возможность прогнозировать и совершенствовать уровень допризывной подготовленности в повседневной деятельности), и с учётом климатогеографических особенностей региона проживания (длительный зимний период времени, низкая температура воздуха, до 90% занятий по
Стр.10
11 физическому воспитанию проходят в залах, резкие перепады силы ветра, температуры воздуха и атмосферного давления, магнитные бури и т.д.). 2.Технология реализации педагогических условий формирования готовности к службе в армии в процессе физического воспитания старших школьников включает следующие последовательные взаимосвязанные этапы: первый этап – контрольно-диагностирующий (начало учебного года) – определение исходного уровня допризывной подготовленности юношей 10-11 классов на основе разработанного интегративного контроля подготовленности современного призывника; второй этап – коррекционно-формирующий (в процессе учебного года) – коррекция допризывной подготовленности на основе разработанного программно-методического обеспечения; третий этап – базово-закрепляющий (вторая половина учебного года и на каникулах) - проводились военно-патриотические смотры-конкурсы и соревнования, направленные на закрепление теоретических знаний и практических умений готовности призывников к службе в армии; четвертый этап – итоговорезультативный (окончание учебного года), когда оценивались результаты реализации педагогических условий. 3.Интегративный контроль подготовленности призывников позволяет управлять педагогическим процессом формирования готовности к службе в армии старших школьников на основе следующих блоков-критериев: образовательный – предусматривает контроль военно-прикладных знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам, которые можно успешно применять во время службы в армии; физический – контроль функциональных показателей различных систем организма, развития основных физических качеств, формирования военно-прикладных навыков и умений; гражданский – осуществляет контроль формирования сознания, убеждений, чувств готовности служить в армии, защищать интересы своей страны, определяет гражданскую позицию.
Стр.11
12 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА Первая глава посвящена анализу физического воспитания и состояния здоровья школьников допризывного возраста, проживающих в неблагоприятных климатических условиях. Укрепление здоровья и формирование психофизической готовности к службе в армии - важнейшая государственная задача в воспитании школьников допризывного возраста. Важное значение в решении вышеуказанной задачи имеет разработка и обоснование современных форм, средств и методов физического воспитания школьников допризывного возраста, подготовки их к службе в Вооруженных Силах РФ. На представленном этапе разработки соответствующих научнопедагогических мероприятий был проведен анализ результатов физического воспитания и состояния здоровья школьников допризывного возраста, проживающих в условиях Северных регионов, который показал, что в школах 70% юношей 10-11 классов имеют низкий уровень физической подготовленности, 25% - средний и только 2-5% - высокий. В тоже время в стране наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация, сложившиеся социально-педагогические проблемы и климатогеографические особенности проживания школьников допризывного возраста в Северных регионах страны (занимающих 70% всей площади РФ) настоятельно требуют пересмотра государственной политики по допризывной подготовке молодежи - настоящих и будущих защитников Отечества. В истории России подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах всегда отводилась важная роль, что позволяло готовить призывников физически крепкими, патриотическинастроенными и желающими служить Отечеству. Среди современной молодежи, к сожалению, есть те, кто заявляет о ненужности Российских Вооруженных Сил и военной службы (Н.Н. Жаров, Л.К. Сидоров, Т.Г. Арутюнян).
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ