Е.М. ДВОРКИНА
В.В. ПОНОМАРЕВ
_____________________
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Красноярск, 2013
Стр.1
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
Е.М. ДВОРКИНА
В.В. ПОНОМАРЕВ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
монографии
Стр.2
3
УДК 796.035:378.172.037.1
Дворкина Е.М., Пономарев В.В. Проектирование технологии
спортивно-оздоровительной направленности в физическом воспитании
студенток медицинского вуза. – Красноярск: СибГТУ, 2013. – 165 с.
В монографии раскрыты теоретические и практические аспекты
проектирования технологии спортивно-оздоровительной направленности в
физическом воспитании студенток медицинского вуза.
В первой главе монографии представлен социально-педагогический
анализ состояния здоровья и физической подготовленности современных
студенток вуза, абстрагируются понятие «здоровье» в системе ценностносмысловых
ориентаций студенток вуза.
Во второй главе представлено теоретическое обоснование
педагогических условий проектирования технологии спортивнооздоровительной
направленности в физическом воспитании студенток
медицинского вуза. Научно-теоретические и практические результаты
работы дополняют и расширяют общую концепцию физического воспитания
студентов в вузе.
Монография имеет большую практическую значимость в формировании
профессионально-прикладной физической культуры студенток медицинского
вуза.
Монография предназначена для научных работников, преподавателей
физического воспитания, аспирантов и специалистов.
Результаты работы можно широко использовать в практике физического
воспитания студенток вуза.
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Л.К. Сидоров
(Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева);
д-р пед. наук, проф. В.С. Близневская
(Сибирский федеральный университет).
© Дворкина Е.М., Пономарев В.В., 2013
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2013.
Стр.3
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЛЫЛКИ
АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА...............................................................................10
1.1. Социально-педагогический анализ состояния здоровья и физической
подготовленности современных студенток вуза............................................10
1.2. Здоровье в системе ценностно-смысловых ориентаций студенток
вуза………………………………………………………………………………..24
1.3. Культивируемые педагогические технологии оздоровительнопрофилактической
направленности в физическом воспитании студенток
вуза……………………………………………………………………………….37
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА.…………...56
2.1. Задачи, методы и организация исследования……………………………..56
2.2. Теоретическое обоснование содержания технологии спортивнооздоровительной
направленности в физическом воспитании студенток
медицинского вуза………………………………………………………..……71
2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности проектирования
технологии спортивно-оздоровительной направленности в физическом
воспитании студенток медицинского вуза…………………………………….96
2.4.Теоретический анализ полученных результатов опытноэкспериментальной
работы……………………………………………………117
2.5. Математико-статистический анализ полученных результатов опытноэкспериментальной
работы………………………………………………….. 121
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………127
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………..............................130
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………144
Стр.4
5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В стране формируется общество, основанное, прежде
всего, на социальной ответственности к своему здоровью во взаимосвязи с
профессиональной компетенцией, что определено в «Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года». В законе об образовании также подчеркивается
необходимость развития содержания высшего образования,
ориентированного, прежде всего на интеграцию и взаимосвязь двигательной
и умственной деятельности студентов вуза, как необходимого условия
продуктивности учебного процесса, подготовки компетентных специалистов,
обладающих крепким здоровьем, хорошей профессионально-прикладной
подготовленностью и сформированной спортивной культурой [21, 22, 23, 83,
84, 85]. В этом видится социальный заказ государства, направленный на
формирование профессиональной ответственности студенческой молодежи,
на повышение эффективности и качества учебной деятельности во
взаимосвязи с активными занятиями физической культурой и спортом в вузе.
Такая направленность современного учебного процесса студентов вуза будет
способствовать укреплению физического здоровья студентов, активизации
учебного труда молодежи, конечным результатом которого будут физически
активные и компетентные специалисты для экономики страны. В «стратегии
государственной молодёжной политики в Российской Федерации» говорится,
что от позиции студенческой молодёжи в процессе профессионального
обучения, в том числе студентов медицинского вуза, будет зависеть в
дальнейшем социально-экономическое развитие государства и прежде всего
состояние здоровья всех граждан России [59, 123, 124, 125,126].
Современная учебная деятельность студентов и особенно студенток
медицинского вуза носит интенсивный характер учебного труда. Все это
приводит к значительным психофизическим перегрузкам студенток, что в
конечном итоге сказывается на качестве усвоения учебного материала.
Данное положение ещё усугубляется тем, что студентки медицинского вуза
Стр.5
6
нерационально используют режим учебного труда и активного отдыха, у них
не сформирована культура поддержания и укрепления психофизического
состояния здоровья средствами физической культуры и спорта.
Действующий учебный процесс по физическому воспитанию студенток
медицинского вуза имеет низкую эффективность и продуктивность
формирования мотивации девушек на занятия физической культурой и
спортом, как необходимого условия успешного учебного труда [4, 12, 13, 14,
15, 39, 40, 41]. В то же время несоблюдение рационального режима учебного
труда и активного отдыха студенток медицинского вуза может привести к
снижению качества профессиональной подготовки, что в целом в
дальнейшем скажется на уровне профессиональной готовности будущих
врачей, и нанесет непоправимый вред здоровью населения, сохранению и
приумножению генофонда нации [83, 84, 85].
Особую роль в стимулировании и мотивации студенток на активные и
системные занятия физической культурой и спортом в вузе играют
современные спортивно-оздоровительные технологии. Под современными
спортивно-оздоровительными технологиями
подразумевается
комплексный педагогический процесс, включающий содержание, средства и
методы проектирования разновидностей и направлений блоков физических
упражнений (шейпинг, аэробика, стретчинг, бодифитнес, калланетик,
гимнастика йога, акваэробика и т.д.), способствующих формированию
мотивации молодежи на физическое совершенствование, профилактику и
укрепления психофизического здоровья в условиях вузовского учебного
курса по дисциплине «Физическая культура».
В ходе анализа учебно-методической и научно-исследовательской
литературы были выделены следующие противоречия по разрабатываемой
теме исследования между:
- требованием государства к подготовке высококвалифицированных и в
то же время физически крепких и здоровых специалистов и недостаточным
уровнем спортивной и прикладной физической подготовленности
Стр.6
7
современной студенческой молодежи и особенно девушек для продуктивного
учебного труда в вузе;
- необходимостью мотивации студенческой молодежи и особенно
девушек на укрепление и поддержание физического здоровья, формирование
профессионально-прикладной физической подготовленности и
неэффективным использованием современных спортивно-оздоровительных
технологий поддержания и укрепления физического потенциала студенток в
процессе учебной и внеучебной деятельности в вузе;
-
необходимостью внедрения современных спортивнооздоровительных
технологий в процесс физического воспитания студенток
медицинского вуза и недостаточным научно-методическим обеспечением
педагогических условий проектирования данных продуктивных спортивнооздоровительных
технологий в учебном курсе дисциплины «Физическая
культура» в медицинском вузе.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования, которая заключается в необходимости разработки структуры
и содержания технологии спортивно-оздоровительных направленности в
физическом воспитании студенток медицинского вуза.
Обозначенная проблема определила цель исследования, которая
заключается в теоретическом обосновании структуры и содержания
спортивно-оздоровительной технологии в физическом воспитании студенток
медицинского вуза и проверке ее
экспериментальной работе.
Необходимость достижения поставленной цели обусловила выбор
темы исследования: «Проектирование технологии спортивнооздоровительной
направленности в физическом воспитании студенток
медицинского вуза».
Основные положения научной работы, теоретическипредвосхищенные
и апробируемые в практическом эксперименте:
Физическое воспитание студенток медицинского вуза необходимо
эффективности в опытно
Стр.7
8
осуществлять на основе проектирования технологии спортивнооздоровительной
направленности, содержащей современные фитнесстренинги,
включающие блоки разновидностей физических упражнений:
силовой тренинг, аэробный тренинг, стретчинг, медитация и др. Всё это в
целом способствует активизации мотивации студенток на современные и
модные занятия физическими упражнениями спортивно-оздоровительной
направленности, повышению продуктивности и значимости учебного курса
дисциплины «Физическая культура» в вузе, поддержанию и укреплению
учебного труда студенток в процессе профессионального обучения в вузе.
Для проектирования современной технологии спортивно-оздоровительной
направленности в содержание физического воспитания студенток
медицинского вуза необходимо следующее организационно-педагогическое
сопровождение:
1. Педагогические этапы проектирования технологии в процесс
физического воспитания студенток медицинского вуза:
– диагностическо-оценочный: комплексное обследование исходного
общего состояния здоровья студенток, физической подготовленности
(сентябрь месяц);
–
организационно-формирующий: на основании медицинского
обследования и педагогического тестирования формировались содержание,
средства, методы и организационные формы технологии спортивнооздоровительной
направленности для коррекции и поддержания
психофизического состояния здоровья студенток медицинского вуза в
учебном году;
– спортивно-оздоровительный: использовались последовательно и
комплексно современные фитнесс-упражнения для поддержания общего
состояния здоровья и формирования психофизической готовности студенток
медицинского вуза;
–коррекционно-контрольный (май месяц): оценка и корректировка
результатов физического воспитания студенток медицинского вуза.
Стр.8
9
2. Программно-методическое обеспечение технологии спортивнооздоровительной
направленности в физическом воспитании студенток
медицинского вуза, включающее следующие разделы:
- теоретический – здоровый образ жизни студенток вуза, репродуктивное
здоровье, двигательная активность, спортивно-оздоровительная технология,
фитнесс-упражнения, индивидуальные занятия, индивидуальный контроль,
здоровое питание, профилактика заболевания ОРЗ, физическая
подготовленность и др.;
- практический – общая физическая подготовка, самомассаж, фитнесстренировки,
силовой тренинг, аэробный тренинг, стретчинг, медитация и др.
3. Методика реализации современных блоков физических упражнений:
аэробные комплексы физических упражнений (аэробный тренинг), силовые
комплексы упражнений (силовой тренинг), стретчинг (специализированная
гимнастика на гибкость), аутотренинг (самовнушение), гимнастика йога
(обучение релаксации психомышечной системы), слэклайн (ходьба по
канату), где в первой половине учебного года до 80% на учебных занятиях со
студентками медицинского вуза применяется аэробный и силовой тренинги
и до 20% упражнений из стретчинга. Во второй половине учебного года до
50% времени на учебных занятиях необходимо культивировать комплексы
упражнений из гимнастики йога, слэклайна, а также в заключительной части
занятия практиковать аутотренинг.
4. Дневник коррекции и контроля общего психофизического состояния
здоровья студенток медицинского вуза, включающий следующие разделы:
протоколы сбора информации физического развития, физической
подготовленности, репродуктивного здоровья; косвенная оценка состояния
иммунной системы (частота заболеваний ОРЗ за учебный год); должные
нормы физической готовности, комплексы фитнесс-упражнений для
самостоятельных занятий в домашних условиях и на каникулах.
Стр.9
10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЛЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО
ВУЗА
1.1. Социально-педагогический анализ состояния здоровья и
физической подготовленности современных студенток вуза
В данном параграфе проводится системный анализ и обобщение
учебно-методической и научно-исследовательской литературы о проблемах и
современных тенденциях физического воспитания и состояния здоровья
студенческой молодежи. В этом направлении плодотворно работают
следующие известные педагоги и специалисты: Г.Л. Апанасенко,
А.Г. Щедрина, Н.П. Абаскалова, В.П. Казначеев, Л.Г. Харитонова,
А.П. Исаев, Л.Г. Татарникова, З.И. Цуканова, В.Ф. Базарный и др.
В течение десятилетий проблема здоровья студентов и особенно
девушек казалась относительно обособленной и спокойной областью.
Сегодня она стала злободневной темой, так как за последние пять-десять лет
резко ухудшилось физическое здоровье студенток вуза. Общеизвестно, что
многие болезни взрослых закладываются ещё в утробе матери. Женщина –
продолжательница рода человеческого. Здоровая женщина – здоровые дети,
то есть от репродуктивного состояния здоровья студенток зависит будущее
любой нации. Согласно определению ВОЗ, репродуктивное здоровье – это
состояние полного физического, умственного и социального благополучия во
всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, её функции и
процессов, включая воспроизводство и гармонию психоэмоциональных
отношений в семье. Более 20 % семей россиян страдают бесплодием, 50%
студенток не считают себя здоровыми, только 3,5% студенток в свободное
время занимаются физической культурой и спортом, более 45% студенток
курят и 3-4 раза в месяц употребляют спиртные напитки. Данную
негативную статистику можно продолжать бесконечно. Необходимы
Стр.10