Д.Г. РАДЧЕНКО
В.В. ПОНОМАРЕВ
_____________________
ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Красноярск, 2013
Стр.1
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
Д.Г. РАДЧЕНКО
В.В. ПОНОМАРЕВ
ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
монографии
Стр.2
3
УДК 796.011.3:355.02
ББК Ч 511.642:Ц 9
Радченко Д.Г., Пономарев В.В. Военно-прикладная физическая
подготовка студентов в вузе: теоретические и практические аспекты. –
Красноярск: СибГТУ, 2013. – 143 с.
В монографии раскрыты теоретические и практические аспекты военноприкладной
физической подготовки студентов в вузе.
В первой главе монографии представлены теоретические исследования
проблемы формирования военно-прикладной физической готовности
студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Во второй главе обосновывается структура и содержание вариативной
программы формирования военно-прикладной физической готовности
студентов вуза.
Монография содержит педагогическую модель формирования военноприкладной
физической готовности студентов в процессе физического
воспитания в вузе.
Научно-теоретические и практические результаты работы дополняют и
расширяют общую концепцию физического воспитания студенческой
молодежи и подготовки их к службе в вооруженных силах страны.
Монография имеет практическую значимость для специалистов и
преподавателей в деле подковки студентов к успешной службе в
вооруженных силах.
Монография предназначена для преподавателей, специалистов и военных
кафедр высших учебных заведений. Результаты работы можно широко
использовать в практике физического воспитания студентов в высших
учебных заведениях страны.
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Л.К. Сидоров
(Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева);
к-т. пед. наук, доц. А.Н. Савчук
(Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева).
© Радченко Д.Г., Пономарев В.В., 2013
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет», 2013.
Стр.3
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ ....................................................12
1.1.
Социально-педагогический анализ состояния физической
подготовленности и здоровья студентов вуза......................................................13
1.2. Организационно-педагогические направления и подходы военнопатриотического
воспитания студентов вуза…………………………………..23
1.3. Актуализация формирования военно-прикладной физической готовности
студентов вуза в условиях учебной дисциплины «Физическая
культура»...………………………………………………………………………..40
ГЛАВА
2.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ОБОСНОВАНИЕ
ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ…….........................................................................64
2.1. Задачи, методы и организация исследования………………………………66
2.2. Теоретическая разработка структуры и содержания вариативной
программы формирования военно-прикладной физической готовности
студентов вуза ………………………………………………………..………….82
2.3. Технология реализации экспериментальной вариативной программы
формирования военно-прикладной физической готовности студентов вуза в
педагогическом эксперименте…………………………………………………...96
2.4. Теоретический и статистический анализ результатов проведенного
педагогического эксперимента…………………………………………………104
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………................................115
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..........................133
Стр.4
5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Постоянно изменяющаяся военно-политическая
обстановка в мире требует системного укрепления обороноспособности
страны, защиты национальных интересов России. В этой связи значительно
возрастает роль военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи
к службе в Вооруженных Силах России. На подготовку молодежи к службе в
Вооруженных Силах страны нацеливает государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы». На заседании президиума Государственного совета РФ от 22 апреля
2009г. говорилось о необходимости разработки новой концепции федеральной
системы подготовки к военной службе на период до 2020 года, включая
подготовку по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание,
физическую и морально-психологическую подготовку призывников,
совершенствование системы медицинского наблюдения за их здоровьем.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации
личного состава Вооруженных Сил РФ, с 2008 года указом Президента
Российской Федерации срок службы в армии сокращен до одного года, что
требует в свою очередь скорейшей перестройки системы допризывной
подготовки молодежи (В.А. Мезенцев, Т.Г. Арутюнян, А.И. Кравченко,
В.И. Добреньков и др.). Существующее в настоящее время содержание
подготовки студенческой молодежи к военной службе не отвечает
современным требованиям, носит несистемный и частичный характер и не
способно в полной мере обеспечить Вооруженные Силы России
подготовленными призывниками с высшим образованием (О.С. Калядин,
Н.Н. Гарипов, М.А. Кирпичев и др.). Такое негативное положение вещей
связано прежде с тем, что во многих вузах страны сокращены кафедры
военной подготовки, что сразу отрицательно отразилось на общей готовности
выпускников вузов к полноценной службе в Вооруженных Силах страны
(В.В. Пономарев, Н.Н. Гарипов и др.)
Стр.5
6
В связи с этим возникает необходимость поиска и разработки
альтернативных педагогических условий подготовки студентов в вузах, где
нет военных кафедр, к службе в армии. Необходимость скоординировать
подготовку студентов вуза к службе в армии в рамках учебного процесса по
дисциплине «Физическая культура» есть актуальная альтернатива на данный
переходный период времени, пока государство не представит более
продуктивную систему подготовки студенческой молодежи призывного
возраста к службе в армии (В.В. Кузин, П.А. Виноградов, С.И. Гуськов и др.).
Поэтому особую значимость приобретает подготовка к службе в
Вооруженных Силах студентов вузов, в которых упразднены кафедры
военной подготовки. Это особенно актуально, поскольку в 80% вузах России в
связи с сокращением военных кафедр не ведется подготовка студентов к
службе в армии, что в свою очередь в дальнейшем отрицательно скажется на
качестве готовности молодежи к успешной службе в Вооруженных Силах
России и боеспособности страны.
В ходе обзора и анализа литературных источников были выделены
следующие противоречия:
- между требованием государства к готовности студентов-призывников
служить в армии и низким уровнем их подготовленности к выполнению
воинского долга в связи с изменением срока службы до одного года и
упразднением кафедр военной подготовки в вузах страны;
- между необходимостью актуализации и поиска альтернативных
педагогических условий и форм подготовки студентов вуза, где нет военных
кафедр к службе в армии и недостаточным научно-методическим
обеспечением для их разработки;
- между необходимостью формирования военно-прикладной физической
готовности студентов в процессе физического воспитания в вузе и
недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения
данного процесса.
Стр.6