Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович, Уколов Алексей Валерьевич, Рябинина Светлана Кадамбаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц125
ID261046
АннотацияВ монографии раскрыты теоретические и практические аспекты формирования мотивации занятия спортом школьников (на примере учащихся младших классов).
ББКЧ 456.005.5; Ч 511.66
Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты / В.В. Пономарев; А.В. Уколов, С.К. Рябинина .— : [Б.и.], 2013 .— 125 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261046 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Во второй главе монографии представлены методы и организация научного исследования, обосновывается теоретическое содержание интегративной методики формирования мотивации на занятия спортом учащихся младших классов, представлена технология реализации опытной методики, анализируются результаты проведенных научных исследований. <...> Научно-теоретические и практические результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию формирования спортивной культуры у учащихся в процессе физического воспитания в школе. <...> ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. <...> Мотивация на занятия спортом как основной побудитель двигательной активности школьников ……………………………………………………. <...> ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ……………………………………………………………………65 2.1. <...> Теоретическое обоснование и разработка содержания интегративной методики формирования мотивации на занятия спортом учащихся младших классов в процессе физического воспитания в школе…………………………………………………………………………. <...> Изучением спортивной мотивации занимались следующие ученые и педагоги: Р.А. Пилоян, Г.Д. Бабушкин, Е.П. Ильин и - 7 - др. <...> В тоже время недостаточно широко ведутся исследования, которые были бы направлены на формирование мотивации занятия спортом у учащихся в процессе обучения в школе. <...> Школьные годы являются важным сенситивным периодом развития и формирования физического и интеллектуального потенциала учащихся, в том числе мотивации на занятия спортом детей (В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев и др.) <...> . Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам формирования мотивации занятия спортом у учащихся в процессе обучения в школе позволил выявить <...>
Формирование_мотивации_занятия_спортом_школьников_теоретические_и_практические_аспекты.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Формирование_мотивации_занятия_спортом_школьников_теоретические_и_практические_аспекты.pdf
А.В. УКОЛОВ С.К. РЯБИНИНА В.В. ПОНОМАРЕВ _______________________ ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Красноярск, 2013
Стр.1
- 2 - Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» А.В. УКОЛОВ С.К. РЯБИНИНА В.В. ПОНОМАРЕВ ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии
Стр.2
- 3 - УДК 37.037.1-056.313:796.011.3 ББК Ч 456.005.5 + Ч 511.66 Уколов А.В., Рябинина С.К., Пономарев В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты. – Красноярск: СибГТУ, 2013. – 160 с. В монографии раскрыты теоретические и практические аспекты формирования мотивации занятия спортом школьников (на примере учащихся младших классов). В первой главе монографии раскрыты общие теоретические аспекты формирования мотивации занятия спортом школьников, представлены психолого-педагогические аспекты формирования мотивации школьников на занятия спортом. Во второй главе монографии представлены методы и организация научного исследования, обосновывается теоретическое содержание интегративной методики формирования мотивации на занятия спортом учащихся младших классов, представлена технология реализации опытной методики, анализируются результаты проведенных научных исследований. Корректно представлена статистическая часть работы, доказывающая эффективность представленной экспериментальной методики. Научно-теоретические и практические результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию формирования спортивной культуры у учащихся в процессе физического воспитания в школе. Монография имеет большую теоретическую и практическую значимость в формировании мотивации занятия спортом школьников. Монография предназначена для научных работников, воспитателей, учителей физической культуры и студентов физкультурных вузов. Результаты работы можно широко использовать в практике физического воспитания детей в школе. Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); д-р пед. наук, проф. В.С. Близневская (Сибирский федеральный университет). © Уколов А.В., Рябинина С.К., Пономарев В.В., 2013 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013.
Стр.3
- 4 - ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….6 ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.............................................................10 1.1. Общетеоретические аспекты формирования мотивации занятия спортом школьников..………………………………………………………...10 1.2. Мотивация на занятия спортом как основной побудитель двигательной активности школьников …………………………………………………….25 1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации у школьников на занятия спортом....................................................................52 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ……………………………………………………………………65 2.1. Задачи методы и организация исследования.…………………………..65 2.2. Теоретическое обоснование и разработка содержания интегративной методики формирования мотивации на занятия спортом учащихся младших классов в процессе физического воспитания в школе…………………………………………………………………………...73 2.3.Организационно-педагогические условия реализации экспериментальной методики формирования мотивации на занятия спортом у учащихся младших классов……………………………………....85 2.4.Теоретический анализ полученных результатов опытноэкспериментальной работы…………………………………………………97 2.5. Математико-статистический анализ полученных результатов опытноэкспериментальной работы………………………………………………….103
Стр.4
- 5 - ВЫВОДЫ……………………………………………………………………110 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...........................112
Стр.5
- 6 - ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Одной из основных задач государства является всесторонняя забота о здоровье, физическом воспитании и занятии спортом учащихся в процессе обучения в школе. Деятельность по совершенствованию физического воспитания учащихся в школе не ограничивается только учебным процессом, она должна быть более широкой и насыщенной, прежде всего за счет привлечения школьников во внеурочное время к занятиям различными видами спорта. В связи с этим возрастает объективная необходимость перед спортивными педагогами формировать мотивацию у учащихся на занятия спортом, а через неё – реализацию двигательного потенциала. В психологической науке мотивация трактуется как сложное интегральное личностное образование (Е.П. Ильин); как тенденция к росту, самоактуализации (А. Маслоу). Педагоги А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн рассматривают мотивацию (мотивы) во взаимосвязи с самоопределением личности в процессе осуществления познавательной и двигательной деятельности. В педагогической науке под мотивацией понимается личностное образование, которое определяется внешними и внутренними стимулами как осознанными субъектами основаниями побуждения к тому или иному виду активности (Н.В. Бордовская, А.А Реан). Условия его формирования раскрывают совокупность педагогических приемов, средств, активизирующих внутренние стимулы школьника (Д.Г. Левитес, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.). Особое значение в настоящее время приобретает формирование у детей школьного возраста мотивации на занятия спортом, основанной на реализации индивидуальной двигательной потребности через занятия физической культурой. Изучением спортивной мотивации занимались следующие ученые и педагоги: Р.А. Пилоян, Г.Д. Бабушкин, Е.П. Ильин и
Стр.6
- 7 - др. В данных работах широко представлены диагностика, общие теоретические и методические основы поддержания спортивной мотивации у начинающих и действующих спортсменов. В тоже время недостаточно широко ведутся исследования, которые были бы направлены на формирование мотивации занятия спортом у учащихся в процессе обучения в школе. Школьные годы являются важным сенситивным периодом развития и формирования физического и интеллектуального потенциала учащихся, в том числе мотивации на занятия спортом детей (В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев и др.). Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам формирования мотивации занятия спортом у учащихся в процессе обучения в школе позволил выявить следующие противоречия: а) между необходимостью реализации через занятия спортом индивидуального двигательного потенциала школьников и недостаточной сформированностью у них мотивации на занятия спортом; б) между необходимостью формирования мотивации на занятия спортом у учащихся в школьные годы и его недостаточным научнометодическим обеспечением; в) между необходимостью укрепления и поддержания физической подготовленности и здоровья школьников через занятия спортом и низким уровнем сформированности мотивации занятия спортом у учащихся в процессе обучения в школе. На основании выявленных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поисках и разработках современных педагогических технологий и методик формирования мотивации занятия спортом у учащихся младших классов, что и обусловило выбор темы исследования: «Интегративная методика формирования мотивации занятия спортом учащихся младших классов в процессе физического воспитания в школе».
Стр.7
- 8 - Основные положения научной работы, теоретическипредвосхищенные и апробируемые в практическом эксперименте: 1. Мотивация на занятия спортом учащихся в процессе физического воспитания в школе представляет собой сложное личностное образование, находящееся во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности, которые обусловливают ее формирование и сохранение у индивида на основе потребности в реализации биологически обусловленной двигательной деятельности через занятия спортом, что в конечном итоге будет способствовать физическому совершенствованию и укреплению здоровья, формированию спортивной культуры, повышению физической подготовки. 2. Интегративная методика формирования мотивации на занятия спортом учащихся младших классов в процессе физического воспитания в школе была разделена на несколько этапов: 1 этап (оценочно-диагностический – сентябрь): определение исходного уровня мотивации на занятия спортом учащихся посредством бесед, анкетирования, оценки двигательной активности, тестирования двигательных способностей и физической подготовленности; 2 этап (формирующий – октябрь): на основе исходного уровня сформированности мотивации на занятия спортом учащиеся дифференцировались по группам, после чего подбирались индивидуальные блоки психофизических средств и методов формирования мотивации на занятия спортом школьников; 3 этап (базово-коррекционный – ноябрь-май): на основе разработанных блоков средств и методов интегративной методики формирования мотивации на уроках физической культуры осуществлялся педагогический процесс формирования и коррекции мотивации школьников на занятия спортом; 4 этап (промежуточно-контрольный – декабрь): осуществление
Стр.8
- 9 - промежуточного контроля оценки воздействия психопедагогических мероприятий, направленных на дальнейшее формирование мотивации занятия спортом учащихся с последующей корректировкой средств, форм и методов тренинга мотивации; 5 этап (итогово-результативный – май): оценка результатов воздействия интегративной методики на формирование мотивации на занятия спортом учащихся в процессе физического воспитания в школе, с последующей ее коррекцией. 3. Для контроля и коррекции формирования мотивации на занятия спортом учащихся представляются следующие блоки критериев: личностный (уровень потребности в занятиях спортом), физический (уровень исходных данных развития физических качеств), социальный (индивидуальная и общественная социализация в обществе).
Стр.9
- 10 - ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Общетеоретические аспекты формирования мотивации на занятия спортом школьников Духовное и физическое развитие тесно связано с возрастом. Об этом люди знали со времен глубокой древности. Чем взрослее человек, тем физически он более совершенен и психологически устойчив. Эффективное регулирование развития личности требует научной разработки и структурирования возрастной периодизации человека. Педагоги делали попытки периодизации и выстраивания структуры человеческой жизнедеятельности. Этой проблеме посвящены работы Петровского, Штерна, Бюллера, Выготского, Леонтьева, Сластенина, Эльконина, Подласого, Ванека, Шванцара и др. Исследования в этом направлении продолжаются до сих пор, поскольку существует необходимость создать идеальную систему и модель возрастных особенностей человеческой жизнедеятельности [17]. Предложенный А.В. Петровским подход к выделению по времени этапов развития и формирования физического потенциала личности позволяет выявить его основные тенденции и целенаправленно их корректировать. Двигательная культура личности формируется более продуктивно в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер физического развития личности, мотивация на занятия спортом задаются уровнем развития группы, в которую она включена, где интегрирована и где вовремя подключаются механизмы педагогического управления и коррекции мотивации личности на занятия спортом, здоровым образом жизни.
Стр.10
- 11 - Позиция А.С. Макаренко о развитии личности в коллективе и через коллектив, позволяет утверждать, что личность развивается в процессе последовательного включения в стоящие на разных уровнях социальные институты. Личностное формирование мотивации человека на занятия спортом детерминируется развитием доминирующей общности, где она интегрирована. Значимые условия формирования личностных деятельностных качеств создают наиболее развитые группы коллектива. Отсюда, сконструирована модель личностного развития мотивации на занятия спортом детей в конкретно-исторической ситуации, включающей возрастные периоды: ранний детский возраст (0—3), дошкольный возраст (3—6), младший школьный возраст (7—11), средний школьный возраст (11— 15), старший школьный возраст (15—18) [16, 28] . В раннем возрасте формирование мотивации личности на занятия спортом происходит в семье, выступающей как коллектив, где превалирует либо тактика «семейного сотрудничества», либо «слепой опеки», либо «диктата». Характер семейных отношений определяет уровень сформированной мотивации ребенка на занятия спортом. Сформированные мотивации личности и есть результат деятельности общества и одновременно активный биосубъект; социальное и биологическое в формировании личности сложно переплетены и оказывают различное, непредсказуемое воздействие на этапах развития в разных ситуациях деятельности и общения. По мнению Л.С. Выготского, личность – «это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции в жизнедеятельности, человека, способствует его социализации в обществе. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественно-социальных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в
Стр.11
- 12 - деятельности и общении. Отсюда выявляется важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей» [17]. Существует несколько интерпретаций сущности развития личности. Метафизики представляют развитие как количественное накопление свойств и качеств: повторение, увеличение и уменьшение. С точки зрения диалектического материализма, развитие – это неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, направленное от низшего к высшему, от простого к сложному. При этом индивидуальные особенности сохраняются благодаря механизму психического развития, объединяющему личностные внутренние цели и внешние общественные [17]. Потенциал ребенка при рождении не определен, ребенок не знает своих возможностей, у него не сформированы различные блоки мотивации. Среда помогает детям осознать свое место в обществе и организует их внутренний мотивационный мир. Именно среда придает личности четкую и осознанную структуру и набор мотиваций, в том числе мотивации на занятия спортом. Ребенок берет из среды то, что отвечает его потенциальным склонностям, не воспринимая того, что им противоречит. Отсутствие единства между средой и внутренними склонностями ребенка определяют его развитие и мотивацию, поскольку несоответствие – это и причина и стимул развития сознания и самосознания. Фрустрация, задерживая интероцепцию, создает причину самоанализа и позволяет понять, что необходимо для положительного самоощущения и что именно в окружающем вызывает отрицательные эмоции. Штерн предположил связать эмоции с оценкой окружающей среды и на основе этого осуществлять формирование у детей различных форм мотивации [12]. Однако на практике с первого года жизни ребенок находится в развитой социальной группе и активно (в силу возрастных особенностей
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ