Анализируются жанры масонской поэзии XVIII в. из журналов «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», «Магазин свободнокаменщический». <...> Показано, что ведущими в масонском творчестве являются жанры, призванные отразить онтологическую и антропологическую направленность масонской философии и соотносимые с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия (молитвы, духовные оды, философские произведения), а также нравоописательные жанры, отображающие состояние земной жизни человека, находящегося на разных уровнях развития (притчи, басни, загадки, идиллии). <...> Ключевые слова: русская поэзия XVIII в; жанровая система; масонская поэзия; онтологические и антропологические универсалии в литературе. <...> Вопрос о необходимости глубинного изучения масонской литературы XVIII в. ставится в обзорной работе Ю. В. Стенника «Православие и масонство в России XVIII века» [Стенник]. <...> Основные проблемы литературоведческого изучения «масонского направления» в литературе XVIII в. определяют авторы монографии «Масонство и русская литература XVIII начала XIX века» В. И. Сахаров, Г. А. Давыдов, М. Л. Ровнер [см. <...> Можно ли связывать с масонским направлением творчество писателей, принадлежность которых к вольным каменщикам документально не подтверждена (например, творчество С. С. Боброва)? <...> Все ли литературные опыты авторов, имеющих прямое отношение к масонству, можно рассматривать как масонские или необходимо каким-то образом разделять их наследие на «масонское» и «немасонское», что актуально, например, при исследовании творчества М.М. Хераскова, В. И. Майкова, © Маслова А. Г., 2013 146 ФИЛОЛОГИЯ И. Ф. <...> Как быть с многочисленными анонимными текстами, близкими по духу к масонству, ведь далеко не всегда однозначно можно сказать, создано это произведение в масонской среде или за ее пределами? <...> Не ставя перед собой задачу каким-либо образом ограничить круг поэтических текстов, имеющих непосредственное <...>