В. Г. Белинский
Прокопий Ляпунов, или Междуцарствие в России...
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 -- август 1845.
Редактор тома Г. А. Соловьев. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примечания Ю. С.
Сорокина.
М., "Художественная литература", 1981.
OCR Бычков М. Н.
ПРОКОПИЙ ЛЯПУНОВ, ИЛИ МЕЖДУЦАРСТВИЕ В РОССИИ, ПРОДОЛЖЕНИЕ КНЯЗЯ
СКОПИНА-ШУЙСКОГО. Сочинение того же автора. Санкт-Петербург. В тип. военно-учебных
заведений. 1845. Четыре части. В 8-ю д. л. В I-й части 219, во II-й -- 236, в III-й - 252, в IV-й -- 278 стр.
Почти десять лет прошло с того времени, как появился в свет роман "Князь Скопин-Шуйскнй", до
настоящей минуты, когда появляется продолжение этого романа: "Прокопий Ляпунов, или
Междуцарствие в России". Десять лет -- много времени, особенно для русской литературы -- это почти
целый век для нее! В самом деле, какой огромный шаг вперед сделала наша литература! как изменился
вкус нашей публики в продолжение этих десяти лет! Кинем беглый взгляд на тогдашнее состояние
русской литературы. В 1830 году явился "Юрий Милославский"1, в 1831 -- "Рославлев" г. Загоскина; в
этом же году выходят две первые части "Новика"2, в 1832 -- третья, в 1833 -- четвертая; в 1835 году -"Ледяной
дом" г. Лажечникова. В эти же пять лет выходят романы: "Поездка в Германию" г. Греча,
"Киргиз-кайсак" г. Ушакова, "Дочь купца Жолобова", quasi{мнимо (лат.). -- Ред.}-куперовский сибирский
роман г. Калашникова, "Клятва при гробе господнем" г. Полевого, "Семейство Холмских", "Монастырка"
г. Погорельского;3 г. Вельтман открывает "Кощеем бессмертным" длинный ряд своих археологическифантастически-аллегорически-поэтических
романов;4 является "Аббаддонна" г. Полевого; выходит вторая
часть "Дворянских выборов" и "Шельменко, волостной писарь"5, "Были и небылицы" Казака Лугунского;
в то же время выпускается полное издание повестей Марлинского; г. Погодин перестает писать повести и
издает вместе все написанные прежде; г. Полевой пишет "Живописца", "Блаженство безумия", "Эмму"6.
Некоторые из этих произведений были очень замечательны для своего временя, и даже в слабейших из
них, не исключая ни приторно-сентиментального и скучно-резонерного "Семейства Холмских", ни ложноидеальных
повестей г. Полевого, есть свои хорошие стороны. Вообще, вся эта романическая литература
носит на себе отпечаток переходности и нерешительности: в ней виден порыв к чему-то лучшему против
прежнего, к чему-то положительному, но только один порыв, без достижения. Из этого не исключаются и
"Повести Белкина" Пушкина, изданные в это же время. В то же время, среди всех этих более или менее
однородных явлений, возникала совершенно новая романическая литература, которая не имела ничего
общего с первою и впоследствии окончательно убила ее, дав всей русской литературе совершенно новое
направление. В 1831 году вышла первая, а в 1832 году вторая часть "Вечеров на хуторе близ Диканьки", в
1835 г. напечатаны "Арабески" и "Миргород", а в 1836 -- "Ревизор". Нет нужды распространяться о том,
какое огромное влияние имели эти произведения Гоголя на русскую литературу: только действительно
слепые или притворяющиеся слепыми могут не видеть и не признавать этого влияния, вследствие
которого все молодые писатели пошли по пути, указанному Гоголем, стараясь изображать
действительное, а не в воображении существующее общество; из прежних писателей некоторые
переменили свое прежнее направление, подчиняясь новому, данному Гоголем; а те, которые не были в
состоянии этого сделать, или перестали вовсе писать, или продолжали писать без всякого успеха. Это
совершилось в последние десять лет. Гоголь не издавал ничего после "Ревизора" до 1842 года, а дело шло
своим чередом, и время лучше всех критиков решило вопрос. "Мертвые души", заслонившие собою все
написанное до них даже самим Гоголем, окончательно решили литературный вопрос нашей эпохи,
упрочив торжество новой школы.
"Скопин-Шуйский" г-жи Шишкиной явился в 1835 году, когда старая романическая школа уже
совершила свой круг, а новая, еще не быв признанною, уже оказывала сильное влияние. Роман г-жи
Шишкиной был не без достоинств, особенно для того времени; но он далеко не мог спорить в достоинстве
с романами, которые породили его. Проходит десять лет, все изменяется в литературе, как мы уже сказали
об этом; журнальные корифеи начала тридцатых годов, "Телеграф" и "Телескоп",-- теперь уже не более,
как отдаленное воспоминание, "дела давно минувших дней";7 даже "Библиотека для чтения", сменившая
Стр.1