Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСкляр Н. А.
АвторыВасильева Е. А.
ИздательствоВеликолукская государственная академия физической культуры и спорта
Страниц292
ID258607
АннотацияВ учебном пособии систематизировано изложены общие представления об этике, ее предмете, основные понятия и структурные уровни (добро и зло, идеал, долг, совесть, свобода), дан экскурс в историю развития этики, проводится разграничение между нравственностью и моралью. Раскрыты особенности деятельности и личности практического психолога, а именно, модели и виды профессиональной деятельности, профессионально важные качества психолога, а также качества профессиональной деятельности, отличающие квалифицированного психолога от неквалифицированного. Представлены нормативные этические документы, имеющие различный статус. Значительное место в пособии отведено рассмотрению специфических этических принципов, важных при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования. Проанализированы этические аспекты деятельности педагога. Учебное пособие содержит краткий терминологический словарь.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для подготовки студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование».
ISBN978-5-350-00280-5
УДК174
ББК88.4
Скляр, Н.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности : учеб. пособие / Е.А. Васильева; Н.А. Скляр .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2013 .— 292 с. — ISBN 978-5-350-00280-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/258607 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА . <...> ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА . <...> Этические кодексы психологов различных стран мира . <...> Раскрыты особенности деятельности и личности практического психолога, а именно, модели и виды профессиональной деятельности, профессионально важные качества психолога, а также качества профессиональной деятельности, отличающие квалифицированного психолога от неквалифицированного. <...> Профессиональная этика - это свод правил о приемлемых и неприемлемых формах поведения в профессиональном контексте. <...> Особое внимание к этике и важность соблюдения этических принципов в научной и практической работе профессиональных психологов обусловлены несколькими обстоятельствами. <...> Так, в рамках XII Конгресса Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), который состоялся в июле 2011 года в Стамбуле (Турция), большое внимание уделялось вопросам профессиональной этики психологов. <...> В частности, был организован сквозной трехдневный семинар по проблемам обучения профессиональной этике студентов в университетах, в котором приняли участие представители ассоциаций профессиональных психологов стран Европы, США и Австралии. <...> Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина теоретических разработок - все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата. <...> Особенностью категорий этики, как отмечает автор, является то, что многие из них есть слова обыденного языка, например «свобода», «добро», «счастье» и др. <...> 11 Одни исследователи считают, что категории этики логичнее подразделять в соответствии со структурой нравственности. <...> Они предлагают классифицировать категории этики по следующим видам: 1) структурный вид - это вид категорий, отражающих структуру нравственности, ее основные элементы: нравственные формы сознания, практики, отношения (норма, соревнование и др.) <...>
Профессиональная_этика_в_психолого-педагогической_деятельности.pdf
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие Н.А. СКЛЯР, Е.А. ВАСИЛЬЕВА
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................................................ 4 ГЛАВА 1. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ................................................ 7 1.1. Общая характеристика этики ............................................................................................. 7 1.2. Мораль и нравственность ................................................................................................. 13 1.3. История понятий: этика, мораль, нравственность ......................................................... 28 1.4. Структурные уровни этики .............................................................................................. 36 1.5. Особенности профессиональной этики .......................................................................... 39 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ....................................................................................... 47 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: .................................................................... 48 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА .............................................................................................................................. 49 2.1. Модели профессиональной деятельности психолога ................................................... 49 2.2. Виды профессиональной деятельности практического психолога .............................. 57 2.3. Профессионально важные качества педагога-психолога ............................................. 69 2.4. Качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога ............ 82 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ....................................................................................... 89 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: .................................................................................................. 91 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: .................................................................... 91 ГЛАВА 3. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ............ 93 3.1. Этические кодексы психологов различных стран мира ................................................ 93 3.2. Этический кодекс Российского психологического общества .................................... 154 3.3. Этические принципы работы психолога ...................................................................... 167 3.4. Региональный этический кодекс (г. Псков) ................................................................. 176 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ..................................................................................... 182 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: ................................................................................................ 183 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: .................................................................. 183 ГЛАВА 4. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ............ 184 4.1. Этические проблемы в деятельности психолога-консультанта ............................. 184 4.2. Этические аспекты психологического консультирования ..................................... 189 4.3. Этические проблемы психодиагноста ............................................................................ 196 4.4. Этические аспекты работы психодиагноста ............................................................ 205 4.5. Этические принципы научной работы...................................................................... 211 4.6. Этика психологического исследования .................................................................... 214 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ..................................................................................... 220 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: .................................................................. 220 ГЛАВА 5. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ................................ 223 5.1. Происхождение педагогической этики ..................................................................... 223 5.2. Сущность, содержание и модель развития педагогической этики ........................ 228 5.3. Категории педагогической этики .............................................................................. 237 5.4. Культура педагогического труда ............................................................................... 243 5.5. Главные направления реализации педагогической этики ...................................... 251 5.6. Этика педагогического общения ............................................................................... 263 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ..................................................................................... 270 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: .................................................................. 270 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.................................................................................... 275
Стр.2
3 УДК ББК ISBN Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им Н.Г. Чернышевского О.В. Карина кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Великолукской государственной академии физической культуры и спорта И.И. Таран В учебном пособии систематизировано изложены общие представления об этике, ее предмете, основные понятия и структурные уровни (добро и зло, идеал, долг, совесть, свобода), дан экскурс в историю развития этики, проводится разграничение между нравственностью и моралью. Раскрыты особенности деятельности и личности практического психолога, а именно, модели и виды профессиональной деятельности, профессионально важные качества психолога, а также качества профессиональной деятельности, отличающие квалифицированного психолога от неквалифицированного. Представлены нормативные этические документы, имеющие различный статус. Значительное место в пособии отведено рассмотрению специфических этических принципов, важных при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования. Проанализированы этические аспекты деятельности педагога. Учебное пособие содержит краткий терминологический словарь. Учебное пособие предназначено для подготовки студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование».
Стр.3
4 ПРЕДИСЛОВИЕ Одной из важных и значимых наук для человека и общества является психология. Она изучает индивидуальные и групповые психологические явления, их сущность и роль в жизни и деятельности людей. Психология, взаимодействуя с другими науками, раскрывает роль психологического фактора в развитии общества. Она играет большую роль в обучении, воспитании, взаимоотношении, общении и показывает правильные пути и подходы в формировании и развитии личности, коллективе. А для грамотного подхода к этим процессам нужны психологи-специалисты. В своей деятельности психологи-специалисты обязаны руководствоваться этическими стандартами, которые предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Профессиональная этика - это свод правил о приемлемых и неприемлемых формах поведения в профессиональном контексте. Этичные действия - это правильные действия или действия, которые необходимо предпринимать в сомнительных ситуациях конфликта. Принимая решение о допустимости тех или иных действий в профессиональном контексте, мы обычно опираемся на свои личные представления о морали и нравственности, что не всегда соответствует профессиональным задачам и требованиям. Особое внимание к этике и важность соблюдения этических принципов в научной и практической работе профессиональных психологов обусловлены несколькими обстоятельствами. Во-первых, психология относится к категории профессий, в которых велика роль персональной ответственности специалистов и отсутствует внешний контроль процесса деятельности. Во-вторых, как в научной, так и в практической работе центральное значение имеет тесное взаимодействие с другими людьми, другими личностями.
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.