Ю.М. Антонян, Институт гуманитарного образования МИФ О МЕССИИ В жизни человечества, особенно в ее духовных, политических, психологических, идеологических составляющих, заметное место занимает архетипический и виртуальный образ мессии (Спасителя). <...> На мессию возлагаются особые надежды и даже обязанности по обеспечению справедливости и вообще луч - шей жизни на земле, а нередко – и ее продолжения после смерти. <...> Мессия появился в монотеистической религии, ставя под сомнение саму идею единобожия; можно даже сказать, что монотеистическая религия есть мессианская религия. <...> Например, в иудаизме появилось христианство, которое стало мировой 88 18 религией, оставив иудаизм религией небольшого по численности народа. <...> В свою очередь, и христианство не удержалось в монотеистических рамках, породив культ Богоматери, любящей, поддерживающей, прощающей, по существу богини, хотя ее никак нельзя назвать мессией. <...> Можно предположить, что единый и единственный иудейский бог был слишком суров, а главное, не оправдывал надежд обрести справедливость и благополучие на земле и вечную жизнь на небесах. <...> Спаситель оказался крайне необходим как раз по этой причине. <...> В мессианских монотеистических религиях бог-творец подчас как бы забывается, во всяком случае отодвигается на второй план. <...> Забвение творцов особенно заметно в годы острых внутриконфессионных диспутов и внутрирелигиозных войн. <...> По мере изменения роли и значения религии в западной цивилизации круг мессий заметно расширился за счет вполне земных людей, которые стали считать себя спасителями мира, и в это поверили другие. <...> Поэтому в тот период идеи спасения не возникали, а самые первые робкие движения в их сторону ограничивались тем, что могли дать примитивные боги и божки. <...> Дело в том, что у большой части древних иудеев значительно ослабла вера в то, что Яхве способен решить все их проблемы, к тому же он был чрезмерно суров и даже жесток. <...> Нужна была иная могучая сила <...>