38 УДК 004.71 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. В. <...> Луняшин, аспирант МТУСИ; ilyalunyashin@yahoo.com Ключевые слова: дистанционное образование, имитационное моделирование, среда управления базами данных, ресурсопотребность, сетевой трафик, пропускная способность. <...> Потребность в определении условий организации процесса дистанционного образования (ДО) возникает не только при его постановке и начальном проектировании, но и в ходе его реализации при появлении качественных или количественных изменений в составе дистанционно проводимых занятий и технических средств распределенной системы образовательного типа (РСОТ). <...> Так, например, добавление к учебному плану новых работ или изменение характеристик РСОТ в общем случае приводят к изменениям в составе передаваемого трафика, что, в свою очередь, требует перепроектирования ранее построенной организации ДО. <...> При автоматизированном управлении процессом ДО наряду с рациональными процедурами формирования динамической организации должна присутствовать система моделирования, позволяющая оценить эффективность формируемых на некоторый период времени решений с позиций текущей организации системы и поставленных перед нею задач. <...> Многопараметричность и сложность задачи формирования динамической организации делают имитационное моделирование (ИМ) практически единственной методикой, позволяющей на практике в рамках компьютерной модели представлять эффективность реализации ДО [1]. <...> Работающая модель описывает функционирование РСОТ посредством имитации прохождения через возможные события процесса ДО в режиме сжатого времени. <...> При этом программное обеспечение имитационного моделирования отслеживает статистические БД учебных групп Группа: - номер группы - количество студентов БД ППС Ресурсопотребность учебной работы Учебные работы Нормативный трафик Рис. <...> Процедура моделирования обычно включает <...>