Аспирант и соискатель, № 5, 2011 Социологические науки Социология культуры Шутов А.В., аспирант Международной академии бизнеса и управления ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ФУТБОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Специфические особенности спортивного зрелища, отличающие его как социокультурный феномен от иных форм зрелища как явления культуры производны от содержания спортивного поединка и условий: его восприятия. <...> В спорте все происходит «на самом деле», его участникам, причем находящимся: по обе стороны «рампы», предоставлена большая степень импровизации. <...> Спортсмены проявляют максимальные усилия, причем каждое их выступление по-своему неповторимо, уникально. <...> В тоже время зритель чувствует себя причастным к созиданию спортивного результата, который создается на его глазах, ибо в начале соревнования невозможно определить, каков будет ход и исход поединка. <...> Они всегда неожиданны, причем зачастую спортивные ситуации аналогичны жизненным коллизиям. <...> Во многом вследствие этого, а также из-за относительной демократичности требований к реакции на спортивную ситуацию, создается возможность удовлетворения зрителями потребности в эмоциональном самовыражении. <...> Следует подчеркнуть, что сегодня во многих случаях изменения правил состязаний во многих видах спорта имеют целью преимущественно повышение зрелищности соревнований, т. е. более полное удовлетворение эмоциональных потребностей зрителей, И все же, несмотря на «общезначимость» спортивного зрелища в плане его воздействия на индивида, его аудиторию вряд ли можно трактовать однозначно. <...> Так, к ней относятся различные группы людей, начиная от контингента, предпочитающего присутствовать на спортивных трибунах, до широких масс, потребляющих спортивную информацию – даже эпизодически – из разных источников. <...> Неудивительно, что уже в 70-х годах прошлого века была предпринята попытка основываться при различении «социологических» характеристик аудитории спорта <...>