Общие требования к уровню подготовленности и образованности специалиста . <...> Туроператоры и турагенты как субъекты управления . <...> Роль государства в управлении индустрией туризма . <...> Структура объединения самодеятельного туризма в России . <...> 91 4 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Введение в специальность» призвана познакомить студентов с квалификационными характеристиками специалиста в сфере менеджмента гостиничных и туристических услуг, областями и объектами профессиональной деятельности, а также с основными ее видами, требованиями к уровню образованности и компетентности специалиста. <...> После изучения курса «Введение в специальность» студент должен иметь представления об объектах и областях профессиональной деятельности, особенностях предприятий сферы туризма и гостиничного бизнеса; знать основные термины курса; владеть навыками поиска, записи информации и работы с литературой. <...> В структуру данного учебно-методического пособия также входят основные термины курса, список использованной литературы и приложения. <...> Именно специальность «Менеджмент организации» позволит студентам получить профессиональные знания в сфере менеджмента, менеджмента туризма. <...> Общие требования к уровню подготовленности и образованности специалиста Специальность «Менеджмент организации» утверждена приказом № 686 Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. При очной форме обучения нормативный срок освоения образовательной программы составляет 5 лет, присваивается квалификация — менеджер. <...> Профессионально - квалификационная структура кадров туризма Наиболее важной характеристикой структуры профессиональной деятельности является профессионально - квалификационная структура кадров туризма, которая определяется специализацией туристских предприятии и темпом территориальной 8 организации туристской деятельности. <...> При этом под типом территориальной организации туристской деятельности понимаются <...>
Менеджмент_туризма_введение_в_дисциплину_Учебно-методическое_пособие._.pdf
2
УДК 65,01 (075.8)
ББК 65.050.9(2)2я73
Л
Рекомендовано к печати
кафедрой УиРО СКД
Протокол №1 от 15.09.2011г.
Рецензенты: докт. эконом. наук, профессор А.М. Попович
докт. эконом. наук, профессор Н.П. Реброва
Левочкина Н.А. Менеджмент туризма: введение в дисциплину: Учебнометодическое
пособие. Омск: ОмГУ, 2011. - 102 с.
Данное учебно-методическое пособие призвано познакомить студентов первого
курса, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», с основными видами,
объектами и областями профессиональной деятельности, а также требованиями к уровню
образованности и профессиональной квалификации менеджера гостиничного и
туристического бизнеса.
Учебно-методическое пособие «Введение в специальность» состоит из
материалов лекций, посвященных вопросам развития туризма и индустрии
гостеприимства, роли менеджера в этой сфере, а также контрольных вопросов и заданий,
закрепляющих общие представления студентов, приложений (нормативно - правового,
аналитического, учебного характера).
Учебное - методическое пособие предназначено для студентов 3 – 5 курсов
специальностей «Социально – культурная деятельность», «Туризм», а также всех тех, кто
интересуется менеджментом туризма.
ISBN
© Левочкина Н.А., 2011
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................................................................ 4
Глава 1. Профессия – менеджер .................................................................................................. 5
1.1. Общие требования к уровню подготовленности и образованности специалиста .......... 5
1.2. Профессионально - квалифицированная структура кадров туризма ............................... 7
1.3. Концепция и правила выбора карьеры менеджера в сфере туризма ................................ 9
Глава 2. Туризм: основные понятия, сущность, виды ............................................................. 13
2.1. Туризм: основные понятия ................................................................................................ 13
2.2. Виды туризма ....................................................................................................................... 14
2.3. Туризм как общественное движение ................................................................................. 17
2.4. Туризм как социально - экономическая категория .......................................................... 18
Глава 3. Исторические вехи развития туризма ........................................................................ 19
3.1. Развитие международного туризма ................................................................................... 19
3.2. Основные этапы развития туризма в России .................................................................... 22
Глава 4. Туризм как вид деятельности ..................................................................................... 27
4.1. Классификация туристской производственной деятельности ........................................ 27
4.2. Виды предпринимательства в туризме .............................................................................. 29
4.3. Туристский продукт как результат деятельности ............................................................ 30
Глава 5. Туризм как объект у правления .................................................................................. 34
5.1. Классификация объектов туризма ..................................................................................... 34
5.2. Туристский комплекс: структура и управление ............................................................... 35
5.3. Туроператоры и турагенты как субъекты управления ..................................................... 36
Глава 6. Роль государства в управлении индустрией туризма .............................................. 41
6.1. Модели и уровни государственного регулирования туристского комплекса ............... 41
6.2. Лицензирование, стандартизация и сертификация туристских услуг как способы
государственного регулирования деятельности ...................................................................... 43
6.3. Современные формы регулирования туристской деятельности ..................................... 44
Глава 7. Знания и их роль в профессиональной деятельности менеджера ........................... 46
7.1. Познавательная деятельность человека и методы познания мира ................................. 47
7.2. Исследования и их виды. Исследования в сфере туризма .............................................. 57
7.3. Поиск и оформление результатов исследования .............................................................. 62
Заключение .................................................................................................................................. 67
Литература .................................................................................................................................. 68
Основные понятия курса ............................................................................................................ 69
Приложение 1. Анкета для проведения опроса ....................................................................... 75
Приложение 2. Основные термины курса ................................................................................ 76
Приложение 3. Классификация видов туризма ....................................................................... 78
Приложение 4. Образец характеристики туристского центра (на примере Мальдив) ........ 82
Приложение 5. Классификация средств размещения ............................................................. 84
Приложение 6. Классификация средств размещения ............................................................. 85
Приложение 7. Порядок регистрации туристической фирмы ............................................... 86
Приложение 8. Организация управления индустрией туризма в России ............................. 88
Приложение 9. Структура объединения самодеятельного туризма в России ...................... 89
Приложение 10. Классификация видов учебной литературы ................................................ 90
Приложение 11. Библиографическое описание источника .................................................... 91
Стр.3