Сочинение Василия Априлова, изданное им на своем иждивении в пользу Габровского училища. <...> Цель этой книжки -- познакомить русских с возникающим просвещением родственного нам
болгарского племени. <...> Просвещение болгар пока еще не отличается слишком большим светом; но друг человечества не
может не порадоваться и одному началу благого дела. <...> В этом случае, вопрос не о болгарах и не о
славянах, а о людях. <...> Из-за больших не следует не любить
меньших. <...> Вот, например, стихи -- дело другое: если они плохи, им нечего радоваться. <...> Если же
они внушены каким-нибудь благородным чувством, как, например, признательностию,-- воздадим
должную похвалу чувству, а стихи все-таки назовем дурными. <...> Нам
решительно не нравится “Рыдание на смертьта Ю. И. Венелина“. <...> Вот для примера отрывок:
Плачете, рыдайте, Всы б_о_лгарски чада, Изгубихме вечно
Юрья Венелина, Наш премудрый брат! <...> ..
Но на вечный спомен
В нашите сердцата
Н_е_говото име
Ше бы бессмертно
Ако и умрел. <...> Впрочем, и то сказать: может быть, эти стихи и хороши для людей, знакомых с болгарским
языком и болгарским вкусом в поэзии,-- не спорим. <...> Кто больше интересуется литературою Франции, Германии и Англии, нежели болгарскими букварями, на тех они смотрят, как на злодеев и извергов, как испанцы смотрели на
лютеран, которых, в своем невежественном фанатизме, называли еретиками. <...> Один из них (мы забыли
его неизвестное и темное в литературе имя) недавно напечатал на нас в московском журнале, именно по
поводу книжки г-на Априлова, ужасную филиппику, обвиняя нас в равнодушии к ученым государствам, находящимся под владычеством Турции, и в любви к ремецким гелертам. <...> Прочитав это “предьявление“, мы воздали хвалу богу, что живем в Х1Х-м веке, а то сгореть бы нам на костре2. <...> В самом деле, добрые
болгары, нас уличили в страшном преступлении: мы, видите, как-то сказали, что турки -- народ, образующий собою государство, а болгаре -- только племя, не образующее собою никакого
политического общества, и что в этом-то <...>
Денница_ново-болгарского_образования._Сочинение_Василия_Априлова.pdf
В. Г. Белинский
Денница ново-болгарского образования. Сочинение Василия Априлова
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 5. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1842 -- ноябрь 1843.
Редактор тома М. Я. Поляков. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья С. И. Машинского.
Примечания Г. Г. Елизаветиной.
М., "Художественная литература", 1979.
OCR Бычков М. Н.
ДЕННИЦА НОВО-БОЛГАРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сочинение Василия Априлова,
изданное им на своем иждивении в пользу Габровского училища. Часть первая. Одесса. В городской
типографии. 1841. В 8-ю д. л. 146 и XXII стр.
Цель этой книжки -- познакомить русских с возникающим просвещением родственного нам
болгарского племени. Цель похвальная и выполненная отчасти недурно. В книжке есть интересные
факты. Просвещение болгар пока еще не отличается слишком большим светом; но друг человечества не
может не порадоваться и одному началу благого дела. В этом случае, вопрос не о болгарах и не о
славянах, а о людях. Все люди должны быть братьями людям. Из-за больших не следует не любить
меньших. Если эти меньшие уже слишком малы, так что едва лепечут кое-что, можно их не слушать; но
зачем же не порадоваться, что они начинают лепетать и тем дают надежду, что, может быть, будут когданибудь
и говорить? Вот, например, стихи -- дело другое: если они плохи, им нечего радоваться. Если же
они внушены каким-нибудь благородным чувством, как, например, признательностию,-- воздадим
должную похвалу чувству, а стихи все-таки назовем дурными. Одно другому не мешает. Нам
решительно не нравится "Рыдание на смертьта Ю. И. Венелина".
Вот для примера отрывок:
Плачете, рыдайте,
Всы б_о_лгарски чада,
Изгубихме вечно
Юрья Венелина,
Наш премудрый брат!..
Но на вечный спомен
В нашите сердцата
Н_е_говото име
Ше бы бессмертно
Ако и умрел.
Впрочем, и то сказать: может быть, эти стихи и хороши для людей, знакомых с болгарским
языком и болгарским вкусом в поэзии,-- не спорим. -- Учитесь, учитесь, добрые, почтенные болгары! До
того же времени постарайтесь внушить своим поклонникам и вообще всем славянофилам1 побольше
вежливости и человечности. Кто больше интересуется литературою Франции, Германии и Англии,
нежели болгарскими букварями, на тех они смотрят, как на злодеев и извергов, как испанцы смотрели на
лютеран, которых, в своем невежественном фанатизме, называли еретиками. Наши испанцы, то есть
ваши ревнители, хоть сейчас готовы были бы учредить инквизицию для истребления духа европолюбия
и для распространения духа азиелюбия и обскурантизма, то есть мраколюбия. Один из них (мы забыли
его неизвестное и темное в литературе имя) недавно напечатал на нас в московском журнале, именно по
поводу книжки г-на Априлова, ужасную филиппику, обвиняя нас в равнодушии к ученым государствам,
находящимся под владычеством Турции, и в любви к ремецким гелертам. Прочитав это "предъявление",
мы воздали хвалу богу, что живем в XIX-м веке, а то сгореть бы нам на костре2. В самом деле, добрые
болгары, нас уличили в страшном преступлении: мы, видите, как-то сказали, что турки -- народ,
образующий собою государство, а болгаре -- только племя, не образующее собою никакого
политического общества, и что в этом-то и заключается причина турецкого владычества над вами, как
исторического права, которое есть сила3. Досталось же за это и нам, и немецким гелертам! Вспомнить
Стр.1