Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Денница ново-болгарского образования. Сочинение Василия Априлова

0   0
Первый авторБелинский Виссарион Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID2519
Кому рекомендованоРецензии и заметки
Белинский, В.Г. Денница ново-болгарского образования. Сочинение Василия Априлова : Статья / В.Г. Белинский .— : [Б.и.], 1842 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/2519 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сочинение Василия Априлова, изданное им на своем иждивении в пользу Габровского училища. <...> Цель этой книжки -- познакомить русских с возникающим просвещением родственного нам болгарского племени. <...> Просвещение болгар пока еще не отличается слишком большим светом; но друг человечества не может не порадоваться и одному началу благого дела. <...> В этом случае, вопрос не о болгарах и не о славянах, а о людях. <...> Из-за больших не следует не любить меньших. <...> Вот, например, стихи -- дело другое: если они плохи, им нечего радоваться. <...> Если же они внушены каким-нибудь благородным чувством, как, например, признательностию,-- воздадим должную похвалу чувству, а стихи все-таки назовем дурными. <...> Нам решительно не нравится “Рыдание на смертьта Ю. И. Венелина“. <...> Вот для примера отрывок: Плачете, рыдайте, Всы б_о_лгарски чада, Изгубихме вечно Юрья Венелина, Наш премудрый брат! <...> .. Но на вечный спомен В нашите сердцата Н_е_говото име Ше бы бессмертно Ако и умрел. <...> Впрочем, и то сказать: может быть, эти стихи и хороши для людей, знакомых с болгарским языком и болгарским вкусом в поэзии,-- не спорим. <...> Кто больше интересуется литературою Франции, Германии и Англии, нежели болгарскими букварями, на тех они смотрят, как на злодеев и извергов, как испанцы смотрели на лютеран, которых, в своем невежественном фанатизме, называли еретиками. <...> Один из них (мы забыли его неизвестное и темное в литературе имя) недавно напечатал на нас в московском журнале, именно по поводу книжки г-на Априлова, ужасную филиппику, обвиняя нас в равнодушии к ученым государствам, находящимся под владычеством Турции, и в любви к ремецким гелертам. <...> Прочитав это “предьявление“, мы воздали хвалу богу, что живем в Х1Х-м веке, а то сгореть бы нам на костре2. <...> В самом деле, добрые болгары, нас уличили в страшном преступлении: мы, видите, как-то сказали, что турки -- народ, образующий собою государство, а болгаре -- только племя, не образующее собою никакого политического общества, и что в этом-то <...>
Денница_ново-болгарского_образования._Сочинение_Василия_Априлова.pdf
В. Г. Белинский Денница ново-болгарского образования. Сочинение Василия Априлова Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 5. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1842 -- ноябрь 1843. Редактор тома М. Я. Поляков. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья С. И. Машинского. Примечания Г. Г. Елизаветиной. М., "Художественная литература", 1979. OCR Бычков М. Н. ДЕННИЦА НОВО-БОЛГАРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сочинение Василия Априлова, изданное им на своем иждивении в пользу Габровского училища. Часть первая. Одесса. В городской типографии. 1841. В 8-ю д. л. 146 и XXII стр. Цель этой книжки -- познакомить русских с возникающим просвещением родственного нам болгарского племени. Цель похвальная и выполненная отчасти недурно. В книжке есть интересные факты. Просвещение болгар пока еще не отличается слишком большим светом; но друг человечества не может не порадоваться и одному началу благого дела. В этом случае, вопрос не о болгарах и не о славянах, а о людях. Все люди должны быть братьями людям. Из-за больших не следует не любить меньших. Если эти меньшие уже слишком малы, так что едва лепечут кое-что, можно их не слушать; но зачем же не порадоваться, что они начинают лепетать и тем дают надежду, что, может быть, будут когданибудь и говорить? Вот, например, стихи -- дело другое: если они плохи, им нечего радоваться. Если же они внушены каким-нибудь благородным чувством, как, например, признательностию,-- воздадим должную похвалу чувству, а стихи все-таки назовем дурными. Одно другому не мешает. Нам решительно не нравится "Рыдание на смертьта Ю. И. Венелина". Вот для примера отрывок: Плачете, рыдайте, Всы б_о_лгарски чада, Изгубихме вечно Юрья Венелина, Наш премудрый брат!.. Но на вечный спомен В нашите сердцата Н_е_говото име Ше бы бессмертно Ако и умрел. Впрочем, и то сказать: может быть, эти стихи и хороши для людей, знакомых с болгарским языком и болгарским вкусом в поэзии,-- не спорим. -- Учитесь, учитесь, добрые, почтенные болгары! До того же времени постарайтесь внушить своим поклонникам и вообще всем славянофилам1 побольше вежливости и человечности. Кто больше интересуется литературою Франции, Германии и Англии, нежели болгарскими букварями, на тех они смотрят, как на злодеев и извергов, как испанцы смотрели на лютеран, которых, в своем невежественном фанатизме, называли еретиками. Наши испанцы, то есть ваши ревнители, хоть сейчас готовы были бы учредить инквизицию для истребления духа европолюбия и для распространения духа азиелюбия и обскурантизма, то есть мраколюбия. Один из них (мы забыли его неизвестное и темное в литературе имя) недавно напечатал на нас в московском журнале, именно по поводу книжки г-на Априлова, ужасную филиппику, обвиняя нас в равнодушии к ученым государствам, находящимся под владычеством Турции, и в любви к ремецким гелертам. Прочитав это "предъявление", мы воздали хвалу богу, что живем в XIX-м веке, а то сгореть бы нам на костре2. В самом деле, добрые болгары, нас уличили в страшном преступлении: мы, видите, как-то сказали, что турки -- народ, образующий собою государство, а болгаре -- только племя, не образующее собою никакого политического общества, и что в этом-то и заключается причина турецкого владычества над вами, как исторического права, которое есть сила3. Досталось же за это и нам, и немецким гелертам! Вспомнить
Стр.1