И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), Русский музей ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ (лучше дождевой) и кипятили на краешке тлевшего костра, где жар не такой сильный. <...> Краска быстро переходила в раствор, тогда его сливали в чистую посуду, а к гуще снова доливали воды и продолжали ее вываривать. <...> Слитую жидкость отстаивали ночь, утром снова переливали в чистую посуду и на слабом огне, тщательно перемешивая, испаряли (все, как у настоящих химиков). <...> Густую краску сливали в керамическую бутыль (сулею), прибавляли немного железного купороса чтобы чернила дольше сохранялись и имели стойкий цвет. <...> Казацкие чернила Н а известной картине художника Ильи Ефимовича Репина центральный персонаж почему-то не сразу бросается в глаза. <...> А ведь это именно он, писарь войска Запорожского, пишет письмо. <...> Его чернильница похожа на колбу из химической лаборатории, под пером лист белоснежной бумаги. <...> Известно, что прототипом военного писаря на картине художника был его современник, профессор Дмитрий Яворницкий, историк и краевед. <...> А какими чернилами писал военный писарь, да и вообще казаки запорожские? <...> Черную краску для письма делали везде и во все времена. <...> Известны слова английского поэта Джорджа Байрона: «
Одной капли чернила достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей». <...> Для письма люди использовали самые разные вещества. <...> Западная Европа с середины XVIII века, например, писала сепией коричневыми природными красителями из чернильного мешка морского моллюска. <...> В Китае и на мусульманском Востоке предпочитали тушь микросуспензию черной сажи в растительных маслах. <...> В высших кругах использовали даже чернила из порошка драгоценных камней, да еще добавляли в них золото. <...> Кстати, красные чернила считали в те времена священными, писать ими мог только китайский император. <...> Едва ли средневековый китаец мог себе представить, что через несколько столетий красные чернила будут использовать учителя всего мира. <...> Тем не <...>