Методологические основы обучения детей-инофонов младшего школьного возраста письму на неродном русском языке 3 ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ В.Н. <...> Использование информационных технологий и задач ТОГИС для формирования познавательной самостоятельности курсантов вузов МВД Украины ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ Р.Н. <...> Использование возможностей Linux для решения задач ТОГИС ИНТЕРАКТИВ И.Е. <...> Система дополнительного образования в Центре образования № 1474 г. Москвы РЕСУРСЫ Деятельностно-ценностные задачи Е.Е. Болдырева, Е.В. Шутова. <...> Цикл обобщающих деятельностно-ценностных задач по биологии за 10 класс (общий уровень) И.Ф. Конечных. <...> Задача о зимнем карнавале в Миннесоте Т.Ю. <...> Еда как средство характеристики помещиков в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. <...> Формирование элементов капитализма в Нижегородском крае в XVII веке (на примерах предприятий Балахны и Нижнего Новгорода) 104 109 114 119 121 133 137 Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не воз вра ща ют ся. <...> 12.03.2013 18:15:52 12.03.2013 18:15:52 ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ Методологические основы обучения детей-инофонов младшего школьного возраста письму на неродном русском языке В.В. Гузеев, А.А. Остапенко В обучении русскому языку детей младшего школьного возраста, для которых русский язык неродной, особенно трудно обеспечить овладение практикой письма. <...> Навык письма можно условно разделить на две составляющие: 1) техническая сторона навыка, выражающаяся в способности изображать слова символами-буквами; 2) содержательная сторона навыка — собственно письменная речь как способность выражать свои мысли в письменной форме. <...> Начнём с содержательной стороны навыка, а потом перейдём к технической. <...> 12.03.2013 18:15:52 12.03.2013 18:15:52 ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ Последовательность формирования содержательной составляющей навыка грамотного письма Формированию содержательной составляющей навыка грамотного письма предшествует ряд более простых, более легко осваиваемых речевых навыков, последовательность которых, видимо, едина и для освоения <...>
Педагогические_технологии_№1_2013.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Про фес си о наль ный жур нал для тех но ло гов об ра зо ва ния: на уч ных ра бот ни ков, пре по да ва те лей и ас пи рантов
пе да го ги че с ких об ра зо ва тель ных уч реж де ний, си с те мы по вы ше ния ква ли фи ка ции, ме то ди с тов и специ
а ли с тов, а так же учи те лей, по вы ша ю щих свою ква ли фи ка цию
За ре ги с т ри ро ван Ми ни с тер ст вом Рос сий ской Фе де ра ции по де лам пе ча ти,
те ле ра ди о ве ща ния и средств мас со вых ком му ни ка ций. Сви де тель ство
о ре ги с т ра ции сред ст ва мас со вой ин фор ма ции ПИ № 7711412 от 17 де ка б ря 2001 г.
№1 2013
Редакционная коллегия:
М.Е. Бер шад ский, канд. пед. на ук;
Г.Г. Ле ви тас, док тор пед. на ук;
А.В. Ра фа е ва, канд. фи лол. на ук;
А.М. Куш нир, канд. пси хол. на ук;
Е.В. Шиш ма ко ва, канд. пед. на ук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
Главный редактор:
Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Зав. производством:
Любовь Кучмиёва
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Галина Нефёдова
Корректор:
Татьяна Денисьева
Редакция: кафедра образовательной
технологии АПКиППРО
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© Кафедра образовательной
технологии АПКиППРО, 2013
© НИИ школьных технологий, 2013
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
В.В. Гузеев, А.А. Остапенко.
Методологические основы обучения
детей-инофонов младшего школьного
возраста письму на неродном русском языке 3
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ
В.Н. Клепиков, М.М. Мартынова.
О культуре мышления современного
школьника
ПРАКТИКА ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Р.Г. Валеев. Использование
информационных технологий
и задач ТОГИС для формирования
познавательной самостоятельности
курсантов вузов МВД Украины
ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ
Р.Н. Губанов. Использование возможностей
Linux для решения задач ТОГИС
ИНТЕРАКТИВ
И.Е. Курчаткина. Система
дополнительного образования в Центре
образования № 1474 г. Москвы
РЕСУРСЫ
Деятельностно-ценностные задачи
Е.Е. Болдырева, Е.В. Шутова.
Искусство строить мосты
48
42
45
24
34
45
PT_1_13 indd 1
PT_1_13.indd.
12.03.2013 18:15:52
12.03.2013 18:15:52
Стр.1
Содержание
М.В. Волина. Разнообразие
воды в природе
М.С. Волкова. ТОГИС-проект
«Подготовка к Рождеству»
В.В. Гузеев. Задача о поиске
рыночной ниши
С.Е. Довбыш, Л.М. Титова,
И.Б. Урсакий. Цикл обобщающих
деятельностно-ценностных задач
по биологии за 10 класс
(общий уровень)
И.Ф. Конечных. Задача
о демократии
В.Е. Кука. Медицинские задачи
для начальной школы
Т.А. Курдай. Об автономном
существовании человека
в природной среде
56
60
61
Н.В. Лялько. Задача
о прозе Чехова
Г.Г. Михайлова. Немножко
географии «по-немецки»
С.Ю. Морозова. Воевода
И.В. Останина. Задача о зимнем
карнавале в Миннесоте
Т.Ю. Селихова. Задачи об
информационном обществе
64
85
89
98
Ф.Г. Степаненко. Еда как
средство характеристики
помещиков в поэме «Мёртвые
души» Н.В. Гоголя.
М.В. Фурсов. Формирование
элементов капитализма в
Нижегородском крае в XVII веке
(на примерах предприятий
Балахны и Нижнего Новгорода)
104
109
114
119
121
133
137
Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не воз вра ща ют ся.
Мне ние ре дак ции мо жет не сов па дать с мне ни ем ав то ров.
От вет ст вен ность за до сто вер ность ин фор ма ции в пуб ли ку е мых ма те ри а лах не сут ав то ры.
От вет ст вен ность за со дер жа ние рек лам ных ма те ри а лов не сёт рек ла мо да тель.
Все публикуемые материалы предварительно обсуждаются на семинаре «Научные вторники
кафедры образовательной технологии» АПКиППРО. Решение главного редактора является
окончательным.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org;
narob@yandex.ru
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: market@narodnoe.org
Подписано в печать 12.03.13. Формат 70×90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 9,0. Усл.печ. л. 10,79. Тираж 700 экз. Заказ № 3315.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. 109341, г. Москва, ул. Люблинская,
д. 157, корп. 2. Тел./факс: (495) 3455200.
PT_1_13 indd 2
PT_1_13.indd.
12.03.2013 18:15:52
12.03.2013 18:15:52
Стр.2
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Методологические основы обучения
детей-инофонов младшего школьного
возраста письму на неродном
русском языке
В.В. Гузеев,
А.А. Остапенко
В обучении русскому языку детей младшего школьного возраста,
для которых русский язык неродной, особенно трудно обеспечить
овладение практикой письма. Обычно из-за сложного инструментального
состава навыка письма этот процесс растягивается на длительный
период. Н. Янковской выявлено 14 категорий ошибок в
письменной речи, наиболее значимых и часто встречающихся при
овладении детьми русским языком. К ним относятся: 1) твёрдость —
мягкость; 2) звонкость — глухость; 3) нарушение границ слов;
4) дифференциации предлог — приставка; 5) заглавная буква; 6) нарушение
границ предложения; 7) безударная гласная; 8) замена букв,
имеющих одинаковые элементы написания; 9) пропуски гласных;
10) пропуски согласных; 11) зеркальность письма; 12) пропуск слов,
предложений; 13) угадывание; 14) окончания различных частей речи1
.
Но проблемы овладения письменной речью на русском языке обусловлены
не только сложностью самого языка, но и применяемыми
способами обучения.
Навык письма можно условно разделить на две составляющие:
1) техническая сторона навыка, выражающаяся в способности
изображать слова символами-буквами;
2) содержательная сторона навыка — собственно письменная
речь как способность выражать свои мысли в письменной форме.
Обе составляющие навыка письма формируются в определённой
последовательности, нарушать которую нельзя. Разберёмся с каждой
составляющей отдельно. Начнём с содержательной стороны навыка,
а потом перейдём к технической.
№ 6. С. 197.
1 Янковская Н. Готовность школьников к обучению: вторая ступень // Народное образование. 2009.
3
PT_1_13 indd 3
PT_1_13.indd.
12.03.2013 18:15:52
12.03.2013 18:15:52
Стр.3