PI_2_2013_ º.qxd 18.07.2013 13:35 Page 1 Педагогические № 2 Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. <...> 2 Тел./факс: (495) 3455200, 3455900 Email: narodnoe@narodnoe.org Учредитель НИИшкольных технологий © НИИ школьных технологий Владимир Беспалько Проблема создания педагогической теории экзамена Ольга Калиберда, Гульжан Примбетова Cравнительный анализ предмета педагогических измерений и заданий в разных странах мира Татьяна Титеева Качества успешной личности и их соотношение с особенностями ЕГЭ 79 75 54 Юрий Каргин Исследование взаимосвязи теории информации и теории педагогических измерений Вадим Аванесов Педагогические измерения качества работы вузов Кали Абдиев, Диана Абентаева, Гульжан Примбетова Проверка качества базы тестовых заданий Михаил Богданов И снова ЕГЭ Теория 38 48 23 3 2013 измерения Содержание номера: Методология PI_2_2013_ º.qxd 18.07.2013 13:35 Page 2 Ирина Лаврентьева, Оксана Богданова О предметной подготовке экспертов муниципальных предметных комиссий ГИА по физике в Красноярском крае Методика Кайратбек Сарсембаев Неврозы Татьяна Семёнова Представление чисел в компьютерной технике (на примере темы «Представление чисел» из учебного пособия «Информатика» О.П. Новожилова, 2012 г.) Константин Булыгин Выделительная функция почек Елизавета Ермилова Литературное чтение в начальной школе: квантование текста и задания в тестовой форме (по мотивам рассказа Б. Житкова <...> «Храбрый утёнок») Рекомендации авторам по подготовке текстов для публикации в журнале «Педагогические измерения» 106 114 100 86 127 123 PI_2_2013_ º.qxd 18.07.2013 13:35 Page 3 Методология ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ И ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Юрий Каргин, Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий kargin04@yandex.ru В статье рассмотрены некоторые вопросы применения теории инфор мации к педагогическим измерениям. <...> Такой подход позволил привес ти информационную <...>
Педагогические_измерения_№2_2013.pdf
PI_2_2013_ º.qxd 18.07.2013 13:35 Page 1
Педагогические
№ 2
Зарегистрирован
Министерством Российской
Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств
массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
средства массовой
информацииПИ №7715870
от 7 июля 2003 г.
Директор проекта
Елена ШИШМАКОВА
Главный редактор
Вадим АВАНЕСОВ
Ответственный
секретарь
Светлана ЛЯЧИНА
Зав. производством
Любовь КУЧМИЁВА
Дизайн
Ольга ДЕНИСОВА
В¸рстка
Александр
ВОЛХОНСКИЙ
Корректор
Татьяна ДЕНИСЬЕВА
Технолог
Артём ЦЫГАНКОВ
Адрес: 109341, Москва,
ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 3455200,
3455900
Email:
narodnoe@narodnoe.org
Учредитель
НИИшкольных
технологий
© НИИ школьных технологий
Владимир Беспалько
Проблема создания педагогической теории
экзамена
Ольга Калиберда,
Гульжан Примбетова
Cравнительный анализ предмета педагогических
измерений и заданий в разных странах мира
Татьяна Титеева
Качества успешной личности и их соотношение
с особенностями ЕГЭ
79
75
54
Юрий Каргин
Исследование взаимосвязи теории информации и
теории педагогических измерений
Вадим Аванесов
Педагогические измерения качества работы вузов
Кали Абдиев,
Диана Абентаева,
Гульжан Примбетова
Проверка качества базы тестовых заданий
Михаил Богданов
И снова ЕГЭ
Теория
38
48
23
3
2013
измерения
Содержание номера:
Методология
Стр.1
PI_2_2013_ º.qxd 18.07.2013 13:35 Page 2
Ирина Лаврентьева,
Оксана Богданова
О предметной подготовке экспертов муниципальных
предметных комиссий ГИА по физике в Красноярском крае
Методика
Кайратбек Сарсембаев
Неврозы
Татьяна Семёнова
Представление чисел в компьютерной технике
(на примере темы «Представление чисел» из учебного
пособия «Информатика» О.П. Новожилова, 2012 г.)
Константин Булыгин
Выделительная функция почек
Елизавета Ермилова
Литературное чтение в начальной школе:
квантование текста и задания в тестовой форме
(по мотивам рассказа Б. Житкова «Храбрый утёнок»)
Рекомендации авторам по подготовке текстов
для публикации в журнале «Педагогические измерения»
106
114
100
86
127
123
Стр.2
PI_2_2013_ º.qxd 18.07.2013 13:35 Page 3
Методология
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕОРИИ
ИНФОРМАЦИИ И ТЕОРИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Юрий Каргин,
Ноябрьский колледж профессиональных
и информационных технологий
kargin04@yandex.ru
В статье рассмотрены некоторые вопросы применения теории инфор
мации к педагогическим измерениям. Такой подход позволил привес
ти информационную интерпретацию основных показателей моделей
педагогических измерений, выделить совокупность моделей Раша и
построить алгоритм их конструирования, а также предложить методы
оценки эффективности тестовых испытаний.
Ключевые слова: педагогические измерения, модель педагогических изме
рений, единицы педагогических измерений, IRT, формула Шеннона
Введение
Развитие любой науки связано с введением собственных понятий
и величин, на которых она базируется. Не является исключением
и математическая теория измерений (IRT). Во всём множестве
смежных и собственных понятий IRT1 некоторые из них имеют
исключительное значение. К таким относятся количественные
показатели мер подготовленности испытуемого b (person ability,
обозначения по работе2) и трудности тестового задания d (item
2’ 2013
1
Аванесов. В.С.
Item Response Theory:
основные понятия и по
ложения. ПИ №2. 2007.
С. 3–28;
Истоки и основные по
нятия математической
теории измерений (Item
Response Theory). Ста
тья вторая. ПИ №3.
2007. С. 3–36.
2
Wright B.D.,
Stone M.H.
Measurement Essentials.
WIDE RANGE, INC.
Wilmington, Delaware,
1999. 221 p.
3
Стр.3