Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста Теория и практика проектирования Мельниченко Т. Ю. <...> Юзабилити информационных систем в образовании: основные этапы юзабилити в тестировании Кузнецова Т. И. <...> Оптимизация преподавания математики на подготовительных факультетах для иностранных граждан вузов России Технология и практика обучения Остапенко А. А. <...> Модульная графическая наглядность в преподавании вузовской педагогики. <...> Граф-схемы и таблицы «Педагогическое мастерство учителя: состав и структура» Томашек Н. <...> Рейтинговый метод комплексной аттестации преподавателей системы высшего профессионального образования Юревич М. А. <...> Речевой аспект профессионального имиджа педагога 76 86 90 96 104 116 140 3 10 21 34 43 51 57 64 Образование и общество Анатолий Петрович Бердашкевич, государственный советник Российской Федерации 1 класса, помощник председателя Комитета Государственной Думы по образованию, кандидат юридических наук. <...> Взаимодействие вузов с коммерческими предприятиями позволяет решать, по меньшей мере, три проблемы, существующие се2 Bonn Declaration «University-Enterprise cooperation: building on new challenges from past experiences». <...> Дисбаланс между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников объясняется как несоответствием структуры предложения образовательных про3 Портал Statistika.ru, Статистика высшего образования, 28 ноября 2007 г. Адрес сайта: http:// statistika.ru/obraz/2007/11/28/obraz_9416.html грамм учебными заведениями структуре спроса предприятий на рабочую силу, так и нежеланием самих учащихся работать по специальности. <...> На волне устойчивого сокращения бюджетных ассигнований вузы вынуждены искать альтернативные источники финансирования своей деятельности. <...> М. А. Шолохова, доктор педагогических наук СОВРЕМЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ: ОТ ЛОГИКИ К АНАЛОГИИ Будем различать три основные формы человеческого социального мышления — логическую, диалогическую и аналогическую. <...> Логическое мышление (формальное) идет в европейской культуре <...>
Образовательные_технологии_№2_2013.pdf
Зарегистрирован Комитетом Российской Федерации по печати
Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № 77-11451 от 28.12.2001
ЖУРНАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Директор проекта: Алексей КУШНИР
Состав редколлегии:
Ильинская Наталья Игоревна —
главный редактор, директор АНО «Центр
образовательных технологий», кандидат
педагогических наук
Луков Валерий Андреевич —
1-й заместитель главного редактора, проректор
по научной и издательской работе МосГУ,
доктор философских наук
Ермошкин Николай Николаевич —
заместитель главного редактора, вицепрезидент
компании «Промышленные
инвесторы», кандидат экономических наук
Состав редакционного совета:
Ильинский Игорь Михайлович —
ректор Московского гуманитарного
университета, доктор философских наук,
профессор, академик РАЕН (председатель)
Воротников Юрий Леонидович —
зам. директора Российского государственного
научного фонда, доктор филологических наук,
член-корреспондент РАН
Журавлёв Юрий Иванович —
академик РАН, доктор физико-математических
наук, профессор, лауреат Ломоносовской премии
Журавлёв Анатолий Лактионович —
директор Института психологии РАН,
член-корреспондент РАН
Кушнир Алексей Михайлович —
генеральный директор ИД «Народное
образование», кандидат психологических наук
Остапенко Андрей Александрович —
профессор Кубанского государственного
университета, доктор педагогических наук
Плаксий Сергей Иванович —
ректор Национального института бизнеса,
доктор философских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
Шудегов Виктор Евграфович —
зам. председателя Комитета по образованию
Гос. Думы РФ, доктор физико-математических
наук, заслуженный деятель науки РФ
Ответственный секретарь:
Светлана ЛЯЧИНА
Зав. производством:
Любовь КУЧМИЁВА
Корректор:
Татьяна ДЕНИСЬЕВА
Вёрстка:
Александр ПЕРЕВОЗОВ
Учредитель НИИ школьных технологий
© НИИ школьных технологий
Подписано в печать 24.05.2013. Формат 70х90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 8,0. Усл. печ. л. 8,35. Заказ №
Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий.
109341 Москва, ул Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00, (495) 972-59-62.
E-mail: narob@yandex.ru, kushnir@narodnoe.ru
2/2013
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Образование и общество
Бердашкевич А. П. , Воронина Н. А. О региональной компоненте
национального законодательства в области образования
Савицкая Е. В. Модернизация образования: сотрудничество
университетов и корпораций
Теория образования и обучения
Ильин Г. Л. Современное мышление: от логики к аналогии
Донцов Д. А . , Донцова М. В. Психологические особенности
юношеского (студенческого) возраста
Теория и практика проектирования
Мельниченко Т. Ю. Вуз в системе партнёрских отношений
Ермошкин Н. Н. Электронное обучение
Сергеев С. Ф. Юзабилити информационных систем в образовании:
основные этапы юзабилити в тестировании
Кузнецова Т. И. Оптимизация преподавания математики
на подготовительных факультетах для иностранных граждан вузов России
Технология и практика обучения
Остапенко А. А. Модульная графическая наглядность в преподавании
вузовской педагогики. Часть 5. Граф-схемы и таблицы «Педагогическое
мастерство учителя: состав и структура»
Томашек Н. Системно-конструктивистское решение проблем в шесть
этапов (этапы 5, 6). Проведение и оценка мероприятий
Петренко Л. М. Принципы отбора информации, или Проверьте
факты и сообщения
Горский П. В. Рейтинговый метод комплексной аттестации
преподавателей системы высшего профессионального образования
Юревич М. А. Методики оценки педагогических кадров
в высшей школе в Европе, США и Австралии
Сергеева М. Г. Педагогическая технология «Учебная фирма» и её роль
в профессиональном становлении учащихся
Мурашов А. А. Речевой аспект профессионального имиджа педагога
76
86
90
96
104
116
140
3
10
21
34
43
51
57
64
Стр.2
Образование
и общество
Анатолий Петрович Бердашкевич, государственный советник Российской
Федерации 1 класса, помощник председателя Комитета Государственной Думы
по образованию, кандидат юридических наук.
Наталья Александровна Воронина, преподаватель Высшей школы экономики,
аспирантка Центра цивилизационных и региональных исследований Института
Африки РАН
О РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЕ
НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» заложил в систему
образования возможность сетевого объединения ресурсов учебных заведений, перспективу
электронного обучения, а также иные инновационные возможности. Для эффективного
использования инновационных возможностей необходимо дополнить национальное
законодательство в области образования соответствующими нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Образование, как вид экономической деятельности,
находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов РФ. Каждый
субъект вправе принимать законы по
предметам своего ведения, а также по предметам
совместного ведения. Но, прежде чем
приступить к разработке таких законов, следует
уточнить компетенцию субъекта РФ.
Конституционной обязанностью Правительства
РФ является обеспечение проведения
в Российской Федерации единой государственной
политики в области образования.
Для всех субъектов РФ и для всех муниципальных
образований существуют зоны
правового регулирования с едиными правилами,
методами и приёмами государственного
управления. Нормативная правовая база
национальной системы образования в каждом
из субъектов РФ должна иметь некие
общие черты, установленные федеральными
законами.
Каждый субъект Российской Федерации
обладает собственным социально-политическим
и экономическим статусом. В каждом
наличествуют свои демографические, климатические,
этнические, геофизические и иные
факторы влияния на общественное сознание
и государственное управление. При организации
государственного управления образованием
по всей территории Российской Федерации
необходимо учитывать региональные
особенности экономического развития
Стр.3