Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование», кандидат психологических наук Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование», кандидат философских наук Алексар Новиков, академик РАО Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Сергей Морозов, член Cоюза писателей РФ Валерия Мухиа, академик РАО Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор), Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска), Ирина Горская (перевод) Редакция: Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Поташник Чиновничье жлобство: казнить нельзя помиловать А.Б. Вифлеемский Что можно сделать, если внезапно увольняют директора школы Е.Н. Шимутина Школа становится информационно и коммуникационно открытой Г.К. Лапушинская Как финансируется обучение одар¸нных детей в школе 39 «Жлобство» как явление. <...> М.В. Чеченкова Профильная школа: управление саморазвитием 66 Организация профильного обучения в старших классах. <...> Муниципальная <...>
Народное_образование_№7_2013.pdf
00_Soderzhanie_7.qxd 27.08.2013 14:13 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1430)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»,
кандидат философских наук
Àëåêñàð Íîâèêîâ, академик РАО
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Сергей Ìîðîçîâ, член Cоюза писателей РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор),
Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Ирина Горская (перевод)
Редакция:
Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн),
Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка),
Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00 E-mail: narob@yandex.ru;
narodnoe@narodnoe.org
»Нароое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹7’2013
Стр.1
00_Soderzhanie_7.qxd 27.08.2013 14:13 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
М.А. Пинская,
С.Г. Косарецкий,
Г.А. Ястребов,
И.Г. Груничева
Доступ к образованию:
оценка ситуации в России
А.А. Остапенко,
Т.А. Хагуров
Россия должна предъявить миру
свой взгляд на воспитание
В.С. Собкин,
Е.А. Калашникова
Дополнительное образование:
как к нему относятся школьники
11
Исследования ситуации в российском образовании. Равенство доступа
к стандартизированному набору услуг. Выравнивающие меры. Дифференциация
доступа к образованию. Барьеры доступа к качественному образованию.
Урбанизация. ЕГЭ. Связь уровня и качества полученного образования
с социально-экономическим положением семей. Профиль российской бедности.
Образовательное неравенство дифференциации школ. Неблагополучные
и проблемные школы.
18
Стратегические пути национального воспитания. Что выберет Россия на
мировоззренческом распутье: межэтническую толерантность или
интернациональную дружбу? Общечеловеческие ценности или
«общероссийский патриотизм»?
24
Оценка состояния системы дополнительного образования. Семьи с высоким
образовательным статусом и стратегия на приобщение ребёнка к дополнительному
образованию. Своеобразие возрастной динамики включённости
подростка. Мотивы, определяющие желание подростка заниматься
в кружках, студиях, секциях. Гендерные, возрастные и личностные различия.
Влияние дополнительного образования на учебную деятельность
подростка.
О.В. Кучмаева,
Г.В. Сабитова,
О.Л. Петрякова
Нормативная база инклюзивного
образования: опыт Москвы
32
Федеральное законодательство в сфере инклюзивного образования.
Пробелы нормативного правового регулирования. «Ресурсное ядро»
инклюзивного образования из нескольких образовательных учреждений.
Закон г. Москвы об инклюзивном образовании.
2
Народное образование 7’2013
Стр.2
00_Soderzhanie_7.qxd 27.08.2013 14:13 Page 3
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Чиновничье жлобство:
казнить нельзя помиловать
А.Б. Вифлеемский
Что можно сделать, если
внезапно увольняют
директора школы
Е.Н. Шимутина
Школа становится
информационно и
коммуникационно открытой
Г.К. Лапушинская
Как финансируется обучение
одар¸нных детей в школе
39
«Жлобство» как явление. Чиновничье жлобство — крайняя степень
публичного хамства. Оценка. Факты. События. Отзывы с мест.
44
Три наиболее часто применяемых основания, по которым может быть
уволен руководитель. Увольнение по статье 278 ТК РФ. Внезапное
увольнение. Суды на стороне собственника. Когда увольнение можно
оспорить.
52
Организация директивного государственного управления образовательными
учреждениями. Ключевые элементы «открытой архитектуры» школы.
Институциональная, информационная и коммуникационная (коммуникативная)
открытость школы. «Прозрачность» школы для учеников, учителей
и родителей. Подотчётность школы и публичный доклад.
58
Ориентация России на инновационное развитие, заложенное в Концепции-2020.
«Одарённость» как феномен. Особые условия обучения одарённых
детей и Федеральные государственные образовательные стандарты.
Образовательные программы для одарённых детей. Применение нормативов
бюджетного финансирования.
М.В. Чеченкова
Профильная школа:
управление саморазвитием
66
Организация профильного обучения в старших классах. Муниципальная
Программа перехода к профильному обучению образовательных
учреждений города Калуги. Образовательная карта профильного
обучения. Муниципальный конкурс школьных тематических газет
«Мир профессий». Нормативно-правовая и учебно-методическая база.
Т.В. Болотина,
Т.Г. Новикова
Модель управления
демократизацией школьного
сообщества
С.А. Котова
Дифференцированный подход —
на службу здоровью детей
71
Системное развитие школы. Обновление российского общего
образования. Уклад жизни школы, система управления и общественного
участия в её жизни. Партнёрство с местным сообществом. Становление
демократической школы.
78
Интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного
подхода в обучении школьников на различных ступенях образования.
Понятие дифференциации. Модель дифференцированного подхода
в школьном образовании с ориентацией на укрепление здоровья
школьников.
3
Народное образование 7’2013
Стр.3