Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование», кандидат психологических наук Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование», кандидат философских наук Алексар Новиков, академик РАО Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Сергей Морозов, член Cоюза писателей РФ Валерия Мухиа, академик РАО Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор), Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска), Ирина Горская (перевод) Редакция: Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Бердашкевич Основные параметры бюджетных ассигнований на школьное и дошкольное образование Е.Л. Болотова Правовое обеспечение государственно-общественного управления школой П.А. Сергоманов, А.А. Седельников, И.В. Гревцова Публичная отч¸тность общеобразовательных учреждений Е.В. Савицкая, Д.Ю. Чертыковцева Качество образования: деньги решают не вс¸ Т.Н.Шевченко Изменения в законодательстве: государственный контроль (надзор <...>
Народное_образование_№1_2013.pdf
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1424)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»,
кандидат философских наук
Àëåêñàð Íîâèêîâ, академик РАО
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Сергей Ìîðîçîâ, член Cоюза писателей РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор),
Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Ирина Горская (перевод)
Редакция:
Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн),
Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка),
Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00 E-mail: narob@yandex.ru;
narodnoe@narodnoe.org
»Нароое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹1’2013
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.П. Бердашкевич
Основные параметры бюджетных
ассигнований на школьное
и дошкольное образование
Е.Л. Болотова
Правовое обеспечение
государственно-общественного
управления школой
П.А. Сергоманов,
А.А. Седельников,
И.В. Гревцова
Публичная отч¸тность
общеобразовательных учреждений
Е.В. Савицкая,
Д.Ю. Чертыковцева
Качество образования:
деньги решают не вс¸
Т.Н.Шевченко
Изменения в законодательстве:
государственный контроль
(надзор)
С.В. Лелюхин
Последствия оптимизации
школьной сети в городе и селе
33
Влияние масштабов государственного финансирования на качество
школьного образования. Соотношение численности школьников
и учителей. Абсолютная и относительная заработная плата педагогов.
Государственные расходы в расчёте на одного школьника.
39
Финансовая самостоятельность школ. Эффективная система управления
финансами. Целевое использование бюджетных средств. Поиск
дополнительных ресурсов для развития государственной (муниципальной)
школы. Надзор в сфере труда.
44
Экспертная оценка последствий оптимизации школьной сети.
Формальность принимаемых мер. Характеристики оптимизации.
Последствия ликвидации сельских школ. Экспертный прогноз.
2
11
Экономические показатели и мероприятия государственной политики
в области школьного и дошкольного образования, запланированные на
2013, 2014 и 2015 гг. Федеральный бюджет.
15
Особенности правового регулирования органов общественного управления
образовательного учреждения. Недостатки действующего законодательства
в части определения понятия государственно-общественного управления.
Предстоящие изменения в образовательном законодательстве по проблеме
управления системы образования.
22
Термин «публичный доклад». Практика публичной отчётности.
Классификация и критерии публичных докладов школ и индикаторов
для оценки их качества.
Народное образование 1’2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Е.А. Ямбург
Кто и как учит извлекать
уроки истории
48
Уроки двадцатого столетия. Актуализация социальных и педагогических
проблем. Затянувшийся подростковый синдром как признак
современного общественного развития. Состояние общественного
сознания. Учитель и страсти века. Утрата и поиск смыслов.
Последовательная педагогическая терапия. Преподавание гуманитарных
дисциплин: краеопорные камни. Роль уроков истории.
М.Б. Зыков,
Н.Р. Сабанина
Человеческий потенциал:
трансформация в социальный
капитал
И.А. Хоменко
Педагогическая стратегия
развития семейного воспитания
в современной России
55
Практика семейных клубов. Определяющие направления в развитии
потенциала человека. Формы культуры и диагностика задатков. Понятие
«рынок» и формирование человеческого капитала. Особенности рынка
образовательных услуг.
64
Взаимообусловленность процессов внутри семьи и на уровне государства.
Структура педагогической стратегии и цель её проектирования. Ресурснонормативная
база. Стратегические компоненты. Модель успешной педагогической
стратегии в семейном воспитании. Критерии результативности.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
А.Б. Вифлеемский,
А.М. Кушнир
Педагогическая проза:
возможна ли деятельность
А.С. Макаренко в современной
России?
Положение о Международном
конкурсе им. А.С. Макаренко
Извлечения
69
Сравнение организационно-экономических и правовых условий, в которых
работал А.С. Макаренко, и положения современных макаренковских
школ-хозяйств. Терминология. Содержание деятельности. Самофинансирование.
Уголовный кодекс. Командирская педагогика. Производственный
труд. Энтузиазм как недолговечный двигатель развития.
79
С 1-го по 5-е апреля 2013 года состоится XI Международный конкурс
им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник,
А.В. Соложнин
Креативность руководителя:
управленческое ремесленничество,
мастерство, искусство
85
Уровни управленческих решений. Мастерство управленца. Границы
между управленческим мастерством и искусством. Российский
самобытный управленец-художник. Управленческая креативность.
3
Народное образование 1’2013
Стр.3