Содержание
Шимко Е.А., Гибельгауз О.С. Роль
профессиональных методических объединений
педагогов в развитии образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Мирошкина М.Р. Разные поколения — разный
педагогический подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Диков А.В. Образовательная среда
доисторической эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Тестов В.А. Математическое образование
и компетентностный подход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Рудик Г.А. Дисциплинарный фактор школьного
урока в условиях глобализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Ефимов С.Е. Русский язык и культура в целом:
от проблем — к решениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Аксёнова Э.А. Тенденции развития непрерывного
образования в США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Клепиков В.Н., Мартынова М.М.,
Турукина С.И. Роль креативно-опорных
сигналов на уроках математики в школе . . . . . . . . . . . . .64
Зарегистрирован
Комитетом Российской
Федерации по печати.
Свидетельство
о регистрации средства
массовой информации
№ 013973 от 31 июля 1995 г.
Ковтун Л.И., Решетников О.В. Взаимодействие
школы и детской общественной организации
в современном образовательном пространстве. . . . . . . .72
Красин М.С. Обучение школьников системе
принципов научной методологии. Методический
аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Богданова Д.А. Интернет-безопасность детей:
что надо знать учителям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
ST_2_14 indd
ST_2_14.indd.
1
01.04.2014 17:51:44
01.04.2014 17:51:44
Научно-практический журнал
Стр.1
Экспертный совет
Бершадский М.Е.,
кандидат
педагогических наук
Богданова Д.А.,
кандидат
педагогических наук
Гузеев В.В.,
доктор
педагогических наук
Кушнир А.М.,
кандидат
психологических наук
Обухов А.С.,
кандидат
психологических наук
Остапенко А.А.,
доктор
педагогических наук
Прутченков А.С.,
доктор
педагогических наук
Родионов М.А.
доктор
педагогических наук
Главный редактор
Алексей Кушнир
Редакторы
Елена Лосевская,
Евгений Пятаков
Ответственный
секретарь
Светлана Лячина
Корректор
Татьяна Денисьева
Вёрстка
Галина Нефёдова
© Все права на тексты
принадлежат авторам.
Перепечатка
и копирование материалов
журнала возможны
с согласия автора
в письменной форме
© Школьные
технологии, 2014
Издательский дом
«Народное
образование»,
НИИ школьных
технологий.
109341, Москва,
ул. Люблинская, д. 157,
корп. 2.
Тел.: (495) 3455900
Email:
kushnir@narodnoe.org
Издаётся при участии Издательского дома «Народное образование»,
Научноисследовательского института школьных технологий, Москва.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Ответственность за фактическое содержание материалов несёт автор.
Ответственность за соблюдение прав третьих лиц несёт автор.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Продажа:
ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Многоканальный тел./факс: (495) 345-52-00. Email: market@narodnoe.org
Остапенко А.А. Можно ли «Новую дидактику» В.К. Дьяченко
и М.А. Мкртчяна вписать в рыхлое тело научной педагогики?. . . . .158
Гребенев И.В. Учебный предмет и метапредметность . . . . . . . . . .169
Перминова Л.М., Магомедова Л.Ф. Отражение идеи
предметности обучения в реализации исследовательского
метода при изучении химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Стародубцев В.А. Совместная работа
в персонализированной образовательной среде . . . . . . . . . . . . . . .114
Серёгина И.Н. Формы организации учебной
деятельности детей с СДВГ в школе и дома . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Савина А.К. Оценка уровня развития и компетентности
учащихся: польский опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127
Решетников О.В. Путь к профессиональному успеху
начинается в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
Рыженко С.К. Использование рисуночного теста Сильвер
в диагностике эмоционального состояния у детей и подростков . . .146
ST_2_14 indd
ST_2_14.indd.
2
01.04.2014 17:51:45
01.04.2014 17:51:45
Стр.2
Содержание / Contents
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ
CONTEXTS OF TECHNOLOGIZATION
Роль профессиональных методических объединений педагогов в развитии образования
Елена
Анатольевна Шимко, доцент кафедры прикладной физики, электроники и информационной
безопасности физико-технического факультета Алтайского государственного университета,
кандидат педагогических наук.
Оксана Сергеевна Гибельгауз, доцент кафедры физики и методики обучения физике института
физико-математического образования Алтайской государственной педагогической академии,
кандидат педагогических наук.
Профессиональные методические объединения педагогов дают возможность организовать
их взаимодействие с учёными ведущих региональных вузов, увидеть уровень развития
научной мысли в регионе, формировать позитивное отношение педагогов к идее непрерывного
образования, выполнять крупные научные проекты в области пакетных технологий
обучения.
Ключевые слова: региональные профессиональные объединения педагогов, управление
процессами формирования естественно-научной грамотности учащихся, психодидактические
проекты, пакетные технологии обучения.
The value of professional and methodical teachers associations for educative development
Elena
A. Shimko, Associate Professor of Applied physics, Electronics, Information security Department,
Altai State University, Ph.D. in Education.
Oksana S. Gibelgauz, Associate Professor of Physics and Methodic Physics Education Department,
Altai State Pedagogical Academy, Ph.D. in Education
Professional methodical associations of teachers give opportunity to organize their interaction with
scientists of leading regional higher education institutions, to know the level of development of
scientific thought in the region, to form the positive teachers’ relation to idea of continuous education,
to carry out large scientific projects of package technologies of training.
Key words: regional professional associations of teachers, management processes of scientific
literacy formation for students, psychological and didactic projects, package technology of
training.
Разные поколения — разный педагогический подход
Марина Руслановна Мирошкина, зав. лабораторией психолого-педагогических проблем
самоорганизации детей и взрослых Института психолого-педагогических проблем детства
Российской академии образования, доктор педагогических наук, marinamiroshkina@
yandex.ru.
В своей статье автор делает попытку устранения информационного пробела, существующего
сегодня в педагогической науке и в образовании в отношении проблем, которые рассматриваются
в рамках «теории поколений» У. Штрауса и Н. Хоу
Ключевые слова: поколение Y, обучение кадров, теория поколений, цифровое поколение,
культурный код поколения.
Different generations — different approach
Marina R. Miroshkina, Head of Psychological and Pedagogical problems Laboratory, Institute of
psychological and Pedagogical problems of Childhood, RAE, Doctor of Education, marinamiroshkina@
yandex.ru
The author makes attempt to eliminate informative gap in present pedagogical science and education
in respect of the problems within «theory of generations» by Strauss and H.How.
Keywords: generation Y, staff education, theory of generations K, Digital generation, cultural code
of generation.
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2’2014
177
ST_2_14.indd 177
ST_2_14.indd 177
01.04.2014 17:52:07
01.04.2014 17:52:07
Стр.177
КОНЦЕПЦИИ, МОДЕЛИ, ПРОЕКТЫ
CONCEPTS, MODELS, PROJECTS
Образовательная среда доисторической эпохи
Андрей Валентинович Диков, доцент кафедры компьютерных технологий Пензенского государственного
университета, кандидат педагогических наук, dikov.andrei@gmail.com
Данная работа имеет целью разобраться в том, что же собой представляет современная
цифровая образовательная среда, каково ее значение для общества и индивида, каковы
способы формирования и тенденции развития этой среды, методы взаимодействия со средой,
какую роль она играет в обучении. Первая часть посвящена исследованию образовательной
среды древнего человека. Важным является рассмотрение вопроса получения и
способов передачи знаний, их накопления и расширения, структуры образовательной среды
и влияния ее на человеческое общество.
Ключевые слова: история развития образования, понятие «среда», орудия труда, технологии
изготовления орудий, накопление опыта.
Educational envoronment of pre-historical epoch
Andrej V. Dickov, Associate Professor of Computer Technology Department, Penza State University,
Ph.D. in Education, dikov.andrei@gmail.com
This work has the aim to understand the modern digital educational environment, its value for the
society and individual, the ways of formation and developing tendencies of this environment,
methods of interaction and the role of it in education. The first part is devoted to the research of
educational environment of ancient man. The important thing is the problem of receiving and ways
of giving the knowledge, their accumulation and widening, educational environment structure and
the influence of it to people’s society.
Key words: history of educational evolution, the concept «environment», instruments of labor,
technology for making tool, experience accumulation.
Математическое образование и компетентностный подход
Владимир Афанасьевич Тестов, профессор кафедры математики и методики преподавания
математики Вологодского государственного педагогического университета, доктор педагогических
наук, кандидат физико- математических наук, vladafan@inbox.ru
В своей статье автор дает свои варианты решения главной, по его мнению, задачи современной
школы. А именно: раскрытия способностей каждого ученика, развития аналитических
способностей и критического мышления, воспитания личности, готовой к жизни в
высокотехно логичном, конкурентном мире.
Ключевые слова: воспитание личности в школе, прогресс общества, фундаментализация
образования, предотвращение цивилизационных кризисов, матема тические конструкции.
Mathematical education and competency approach
Vladimir A. Testov, Professor of Math and Methods Math Department, Vologda State Educational
University, Doctor of Education, Ph.D. in Physics and Mathematics, vladafan@inbox.ru
The author gives his variants to solve the main task of modern school. Namely, discovering the
pupil’s abilities, developing analytic abilities and critic mind, the education of a person who is ready
to live in high technological and competitive world.
Key words: education of a person at school, progress of a society, basis process in education,
preventing civil crisis, math constructions.
Дисциплинарный фактор школьного урока в условиях глобализации
Георгий Алексеевич Рудик, профессор, доктор педагогических наук, директор Центра современной
педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада).
В своей статье автор рассматривает принципы установления дисциплины в школе в контексте
реалий современной жизни.
178
ST_2_14.indd 178
ST_2_14.indd 178
01.04.2014 17:52:07
01.04.2014 17:52:07
Стр.178
Ключевые слова: глобализация, школьная дисциплина, поведение ученика, логика дисциплины,
самодисциплина.
Discipline factor of school lesson within globalization
Georgiy A. Rudick, Director of Modern Pedagogy Centre «Education without borders» (Montreal,
Canada), Professor, Doctor of Education.
The author observes the principles of setting discipline at school in context of modern life realities.
Key words: globalization, school discipline, pupils behavior, logic of discipline, self-discipline.
Русский язык и культура в целом: от проблем — к решениям
Сергей Евгеньевич Ефимов, составитель справочника по грамматике «Основы русского
языка: свободное понимание» (http://freearo.nashko.ru, sergei.svbd88@yandex.ru).
В статье автор дает свои ответы на такое вопросы о том, что лежит в основе желания учащегося
постигать, за счёт чего выстраивается взаимодействие между ним и преподавателем.
Ключевые
слова: желание постигать, одаренность, лингвистика, грамматика, принципы ведения
бизнеса.
Russian language and culture: from the problems to decisions.
Sergey E. Efimov, the complier of directory «The Foundations of Russian: fluent understanding»
(http://freearo.nashko.ru, sergei.svbd88@yandex.ru).
The author gives the answers on the questions, what is the basis of the pupil’s wish to know, what
are the concepts of interaction between a student and a teacher.
Key words: desire to know, talent, linguistic, grammar, principles of business.
Тенденции развития непрерывного образования в США
Эльвира Айсеновна Аксёнова, профессор, ведущий научный сотрудник Института теории и
истории педагогики РАО, доктор педагогических наук, axelv722@yandex.ru
В статье рассказывается о том, как в 70-е годы ХХ столетия в США удалось начать преобразование
имеющейся образовательной системы, хотя идея реформирования, на первый
взгляд, не должна была найти поддержки в обществе.
Ключевые слова: реформирование системы образования, принцип непрерывности образования,
приоритет в сфере финансирования передовой науки, научные прорывы. американская
модель открытой науки.
Tendencies of development continue education in the USA
Elvira A. Aksienova, Leading scientific researcher, the Institute of theory and pedagogy history,
RAE, Professor, Doctor of Science axelv722@yandex.ru
In this article it is told about 70-s of the XX-h century when in the USA the revolution education was
begun, while the idea of formation, for the first view, couldn’t find the support in a society.
Key words: educational reform process, principle of continue education, priority of financing the
advanced science, scientific gaps, scientific gaps, American model of opened science.
Роль креативно-опорных сигналов на уроках математики в школе
Валерий Николаевич Клепиков, ведущий научный сотрудник Института социальной педагогики
РАО, заместитель директора по инновационной работе, учитель этики и математики
средней школы № 6 г. Обнинска Калужской области, кандидат педагогических наук (Klepikovvn@mail.ru).
Марина
Михайловна Мартынова, учитель математики высшей категории, почётный работник
общего образования РФ средней школы № 6.
Светлана Ивановна Турукина, учитель математики высшей категории средней школы № 6.
Опорные сигналы, которые мы давно использовали в своей педагогической практике, постепенно
обогащались информационно-коммуникационными технологиями, обретали эстетическую
выразительность, насыщались эвристическими возможностями. В какой-то момент
мы почувствовали, что уже имеем дело не просто с опорными сигналами, но креативноШКОЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ 2’2014
179
ST_2_14.indd 179
ST_2_14.indd 179
01.04.2014 17:52:07
01.04.2014 17:52:07
Стр.179
опорными сигналами, в лоне которых высока вероятность рождения новых смыслов, идей,
гипотез. Так возникла мысль о том, чтобы поделиться своим опытом с другими учителями.
Ключевые слова: форма, содержание, общее, особенное, единичное, образное мышление,
опорные сигналы, креативно-опорные сигналы, укрупнённые дидактические единицы, эвристическое
обучение, развивающее обучение, личностные смыслы.
The role of creative and basis signals at the math lessons at school
Valeriy N. Klepikov, the Leading Scientific researcher, Institute of social pedagogy, RAE, Deputy
Director of innovative work, the teacher of ethic and Math, secondary school № 6, Kaluga region,
Obninsk, Ph.D. in Education, (Klepikovvn@mail.ru)
Marina M. Martynova, a Math teacher of the Highest category, the Honorable worker of secondary
education of the Russian Federation, secondary school №6.
Svetlana Turkina, the Math teacher of the Highest category, secondary school № 6
Strong signals which were used in pedagogical practice and enriched with informative and
communicative technology, they had got esthetic brightness, heuristic opportunities. One moment
we felt, we have not only the basic signals, but creative and basic signals, that it is possible to get
the new senses, ideas, hypotheses. Thus, we realized the idea to say about our experience with
other teachers.
Key words: form, content, common, special, single, bright thoughts, basic signals, creative and
basic signals, large didactic units, heuristic education, developing education, personal senses.
Взаимодействие школы и детской общественной организации в современном образовательном
пространстве
Лидия Ивановна Ковтун, директор средней школы №1910, заслуженный учитель РФ, председатель
совета директоров ЮВАО г. Москвы.
Олег Владимирович Решетников, директор Института общественного служения, психолог
средней школы № 1910, кандидат педагогических наук, dobrovolec@inbox.ru.
В своей статье авторы делятся опытом подержания и развития традиций, связанных с созданием
ученических детских общественных организаций и содействием добровольческим,
гражданским инициативам учеников.
Ключевые слова: ученические детские общественные организации, личностного потенциала
учащихся, гражданские инициативы учеников, личностный смысл школьной жизни, непрерывный
процесс образования.
Interaction between school and children organization within modern educational space
Lidia I. Kovtun, Director of the secondary school №1910, Honored teacher of RF, Head of the
Region Directors’ Council, Moscow.
Oleg V. Reshetnikov, Director of the Institute of Common Service, Psychologist of the secondary
school № 1910, Ph.D. in Education (dobrovolec@inbox.ru).
In this article the authors say about their experience to support and develop traditions of formation
children’s common organizations and to assist to the civil initiatives of students.
Keywords: pupils common organizations, personal potential of students, civil initiatives of students,
personal sense of school life, continue process of education.
ВНЕДРЕНИЕ И ПРАКТИКА
INTRODUCTION AND PRACTICE
Обучение школьников системе принципов научной методологии. Методический
аспект
Михаил Станиславович Красин, доцент кафедры общей физики Калужского государственного
университета им. К.Э. Циолковского, кандидат педагогических наук (krasin-ms@
yandex.ru).
В статье анализируется методический аспект проблемы, связанной с обучением школьников
навыкам учебной работы с применением принципов научной методологии.
180
ST_2_14.indd 180
ST_2_14.indd 180
01.04.2014 17:52:07
01.04.2014 17:52:07
Стр.180
Ключевые слова: школьное образование, система методологических принципов, задачный
подход к обучению, методологическая культура.
Teaching schoolchildren the principles of scientific methodology. Methodical aspect
Mihail S. Krasin, Associate Professor of General Physics Department, Kaluga State University
named after K. Tsialkovskiy, Ph.D.in Education (krasin-ms@yandex.ru.
This article is analyzed methodical aspect of the problem connected with teaching schoolchildren
the skill of learning work through the principles of scientific methodology.
Key words: school education, system of methodology principles, task approach to education, methodology
culture.
Интернет-безопасность детей: что надо знать учителям
Диана Александровна Богданова, старший научный сотрудник лаборатории проблем информатизации
образования РАН, кандидат педагогических наук (d.a.bogdanova@mail.ru).
В статье приводится классификация интернет-рисков и возможности обучения правилам
безопасного поведения учителей, родителей и детей в цифровом сообществе. Рассматриваются
популярные сети и сервисы, и на основе анализа зарубежного опыта даются рекомендации
по их безопасному использованию.
Ключевые слова: интернет-безопасность, интернет-риски, Whatsapp, Facebook, super-logoff,
Chatroulette, Snapchat, Instagram, Four square, Flikr, родитель-«вертолет».
Internet-security of children: what should the teachers know
Diana A. Bogdanova, Senior Researcher of the Computer education Laboratory, RAE,
Ph.D. in education (dbogdanova@ipiran.ru).
In the article there is a classification of Internet-risks and possibilities to teach the rules of safe
behavior of the teachers, parents and children within digital society. It is contained the popular
network and services, it is given recommendation of security based on foreign experience.
Key words: Internet-security, Internet-risks, Whatsapp, Facebook, superlogoff, Chatroulette,
Snapchat, Instagram, Four square, Flikr, father and «helicopter».
Отражение идеи предметности обучения в реализации исследовательского метода
при изучении химии
Людмила Михайловна Перминова, профессор Московского института открытого образования,
ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических
наук (lum1030@yandex.ru).
Лариса Федоровна Магомедова, учитель гимназии № 1504, заслуженный учитель Республики
Дагестан.
Опора на культурологическую теорию содержания образования путем представления учебного
материала в виде предметных модальностей оказалась продуктивным в реализации
ФГОС по таким предметам, как литература, русский и иностранный языки, обществознание.
В статье рассматривается возможность использования этой идеи в условиях исследовательского
метода при изучении химии в свете ФГОС.
Ключевые слова: образовательный стандарт, дидактика, инновация; содержание образования,
учебный предмет и его ведущая функция; предметность обучения, предметная модальность,
образовательные универсалии (УУД, общеучебные умения и навыки, ключевые компетенции).
Idea
of subject education for realizing research method within examinations of chemistry
Liydmila M. Perminova, Professor of Moscow institute of Opened Education, the leading
researcher of the Institute of theory and history of pedagogy, RAE, Doctor of Education
(lum1030@yandex.ru).
Larisa F. Magomedova, the teacher of gymnasium №1504, the Honorable teacher of Republic of
Dagestan.
The support on culture theory of educational content through introduction the learning material as
the subject modals become productive foe realizing Federal State Educational Standard of literature,
Russian, foreign languages and social studies. In the article there is a problem of opportunity to use
this idea within the research method for studying chemistry through Federal State Educational
Standard.
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2’2014
181
ST_2_14.indd 181
ST_2_14.indd 181
01.04.2014 17:52:07
01.04.2014 17:52:07
Стр.181
Key words: educational standard, didactics, innovation, educational content, learning subject and its
leading function, subjecting of education, subjecting modality, educational universals (learning skills
and abilities, key competence).
Совместная работа в персонализированной образовательной среде
Вячеслав Алексеевич Стародубцев, профессор кафедры инженерной педагогики Томского
политехнического университета, доктор педагогических наук, почётный работник высшего
профессионального образования, член международного общества инженерной педагогики
IGIP (starslava@mail.ru).
В статье обсуждаются технические и методические особенности открытых веб-площадок
для обмена текстовой и графической информацией учебного назначения с помощью сетевых
сервисов и компьютерных программ. Созданные электронные ресурсы могут использоваться
как в очном, так и в дистанционном обучении.
Ключевые слова: сетевые депозитарии документов, использование аудиовизуальных ресурсов,
глоги.
Joint work in personalized educational environment
Vyacheslav A. Starodubtsev, Professor of Engineering Pedagogy Department, Tomsk Polytechnic
University, the Honorable worker of Higher Professional education, a member of International Group
Engineering Pedagogy IGIP, Doctor of Education (starslava@mail.ru).
In this article there is a discussion of technical and methodical aspects of open web-pages as the
tools for exchanging text and graphic learning information by means of network services and
computer programs. Thus created audio-visual resources can be used both for full-time training and
distant learning.
Key words: network depositories of documents, use of audiovisual resources, glogs.
Формы организации учебной деятельности детей с СДВГ в школе и дома
Ирина Николаевна Серёгина, преподаватель психологии факультета непрерывного образования
Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга, медицинский
психолог городской детской поликлиники № 2, г. Петропавловск-Камчатский (irinavip88@
bk.ru).
В своей статье автор анализирует особенности организации системы обучения, адаптированной
к потребностям детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Ключевые
слова: синдром дефицита внимания, заинтересованность и поддержка родителей,
комплексный подход к решению проблемы, классификация DSM-IV, опыт школьной социализации.
Forms
of organization of educational activities for children with ADHD in school and home
Irina N. Seregina, the psychology teacher of the Continue Education Faculty, Kamchatka State
University named after Vitas Bering, a medical psychologist of the child’s clinic №2, PetropavlovskKamchatka
(irinavip88@bk.ru).
In the article the author analyses the features of organization educational system, adapted to the
needs of children with syndrome of lack attention, and hyperactivity.
Key words: syndrome of lack attention, the interest and support of parents, complex approach to the
decision a problem, classification DSM-IV, experience of school socialization.
ЭКСПЕРТИЗА, ИЗМЕРЕНИЯ, ДИАГНОСТИКА
EXPERTISE, MEASUREMENTS, DIAGNOSIS
Оценка уровня развития и компетентности учащихся: польский опыт
Алиция Казимировна Савина, заведующая лабораторией изучения образования и педагогики
в зарубежных странах Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических
наук (alicja@list.ru).
В статье рассматриваются глубокие изменения в системе оценивания учащихся на всех
уровнях польской системы образования, являющиеся следствием продолжающейся школь182
ST_2_14.indd
182
ST_2_14.indd 182
01.04.2014 17:52:07
01.04.2014 17:52:07
Стр.182
ной реформы. Охарактеризованы инновационные подходы к проведению экзамена на аттестат
зрелости, способствующие объективизации оценки и повышению ее роли в процессе
обучения.
Ключевые слова: оценивание, оценка, функции оценки, критерии оценивания, внутреннее
оценивание, внешнее оценивание, описательная оценка, аттестат зрелости.
Evaluation of development level and competence of students: Polish experience
Alitsia K. Savina, Head of Researching Education and Pedagogy in foreign countries, Institute of
theory and History of Pedagogy, RAE, Doctor of Education (alicja@list.ru).
In the article there are the profound changing in the system of evaluation students within all levels
Polish educational system, that are the result of continued school reform. It is described the innovative
approaches to examination for school-leaving certificate, which are contributed to correct evaluation
and increasing its role within the process of education.
Key words: evaluation, assessment, criteria of evaluation, internal evaluation, external evaluation,
illustrative assessment, school-leaving certificate.
Путь к профессиональному успеху начинается в школе
Олег Викторович Решетников, директор Института общественного служения, психолог средней
школы №1910, кандидат педагогических наук (dobrovolec@inbox.ru).
В своей статье автор анализирует проблему подлинного и ложного жизненного успеха и
дает приемы и методы, позволяющие направить подростка по пути достижения успеха подлинного.
Ключевые
слова: образ успеха, мерки успешности, жизненный менеджмент, профессиональная
деятельность, планирование карьеры.
The way to a professional success begins at school
Oleg V. Reshetnikov, Director of Institute of common service, a psychologist of the school №1910,
Ph.D. in Education (dobrovolec@inbox.ru).
In the article the author analyses the problem of true and false living success and gives the ways
and methods, affording to direct teenager to the true achievement of success.
Key words: image of success, measure of success, living management, professional activity,
planning career.
Использование Рисуночного теста Сильвер в диагностике эмоционального состояния
у детей и подростков
Светлана Кронидовна Рыженко, заведующая кафедрой психологии Государственного бюджетного
образовательного учреждения «Краснодарский краевой институт дополнительного
профессионального педагогического образования», председатель Краснодарского регионального
отделения Федерации психологов образования России, кандидат психологических
наук (sv-rg@bk.ru).
В статье описывается тест Р. Сильвер, а также возможности его использования в образовательных
целях.
Ключевые слова: Рисуночный тест Р. Сильвер, пространственное мышление, творческие
способности, эмоциональное состояние, познавательные особенности, эмоциональные особенности.
The
use of Hieroglyph test Silver for diagnosis of emotional state of children and
teenagers.
Svetlana K. Riyzhenko, Head of psychology Department, State Budget educational institution
«Krasnodar region institute of additional professional education», Chairman of Krasnodar
regional section, Federation of psychologists in education of Russia, Ph.D. in Psychology
(sv-rg@bk.ru).
In the article it is described a test of R. Silver and possibilities of its use in educational aims.
Key words: hieroglyph test R. Silver, spatial thinking, creative ability, emotional state, knowledge
features, and emotional features.
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2’2014
183
ST_2_14.indd 183
ST_2_14.indd 183
01.04.2014 17:52:07
01.04.2014 17:52:07
Стр.183
ДИСКУССИИ
DISCUSSIONS
Можно ли «Новую дидактику» В.К. Дьяченко и М.А. Мкртчяна вписать в рыхлое тело
научной педагогики?
Андрей Александрович Остапенко, профессор Кубанского государственного университета,
доктор педагогических наук (оst101@mail.ru, 8–909–457-16-08).
Практика так называемого «коллективного обучения», изобретённого во второй половине
прошлого века известным педагогом и учёным Виталием Кузьмичом Дьяченко, достаточно
широко представлена в школах Сибири, Кузбасса, Казахстана, Армении. Но научно-теоретическая
интерпретация дидактики, предложенная В.К. Дьяченко и его последователями,
по-прежнему остаётся обособленной и автономной. При этом интерес к ней и сегодня высок,
что свидетельствует о её востребованности практиками. Автор статьи пытается разобраться
в причинах этой обособленности.
Ключевые слова: коллективный способ обучения, обучение через общение, новая дидактика,
формы организации обучения, режимы обучения, нефронтиальное взаимообучение.
May we «New didactics» of V. Diachenko and M. Mkrtchan write in the mellow pedagogical
body?
Andrei A. Ostapenko, Professor of Kuban State University, Doctor of Education (оst101@mail.ru,
8-909-457-16-08).
The practice of so called «collecting education», that was invented in the second part of the last
century by the famous teacher and scientist Vitally K. Diachenko, was introduced in the schools of
Siberia, Kasbahs, Kazakhstan, Armenia. Scientific and theoretical interpretation of didactics, suggested
by V. Diachenko and his followers, is detached and autonomous. While the interest is very
high, it means that this didactics is very relevant by practices. The author of this article tries to find
out the reasons of such isolation.
Key words: collective way of education, education through communication, new didactics, forms of
education organization, not frontal education.
Учебный предмет и метапредметность
Игорь Васильевич Гребенев, профессор Нижегородского государственного университета
им. Н.И. Лобачевского, доктор педагогических наук (grebenev@phys.unn.ru).
В статье анализируется реальность достижения метапредметных результатов в обучении.
Показана необходимость моделирования учебного процесса на основе контекста изучаемого
предмета.
Ключевые слова: моделирование учебного процесса, метапредметное знание, принцип научности
в обучении.
Learning subject and meta-subject process
Igor V. Grebnev, Professor of Nizhniy Novgorod State University named after N.Lobachevskiy, Doctor
of Education (grebenev@phys.unn.ru).
This article analyzes the reality of achieving meta-subject results in education. It is showed the need
for modelling the learning process based on the context of learned subject.
Key words: Modeling of training process, meta-subject knowledge, the principle of scientific character in
education.
Подписано в печать 31.03.2014. Формат 60 x 90/8. Бумага офсетная. Тираж 2000 экз.
Печать офсетная. Печ. л. 23,0. Уч.-печ. л. 23,0. Заказ № 4407
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий.
109341 г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
184
ST_2_14.indd 184
ST_2_14.indd 184
01.04.2014 17:52:07
01.04.2014 17:52:07
Стр.184