Смыслы и ценности: устойчивость школьника перед жизненными трудностями ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ О.Е. <...> Психологическое здоровье городских и сельских подростков ПРАКТИКА ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ М.М. <...> Содержательные, дидактические, возрастные аспекты проектов детей и подростков Л.Х. Урусова. <...> Воспитание девушек 16–18 лет в адыгской этнопедагогике ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ В.В. <...> Задача об ответственности за ложные сообщения о террористических актах В.В. Грига. <...> Этот документ, призванный обеспечить качество образовательных рейтингов, создан по инициативе снизу, но по сути также является «указанием из Центра». <...> С другой стороны, не доказано, что все эти нормативы и требования помогут улучшить качество создаваемых рейтингов. <...> Но федеральный рейтинг не может стать механизмом выбора, в том числе из-за низкого уровня мобильности семей с детьми этих возрастов (в от4 личие, например, от аналогичных семей в США). <...> Федеральный рейтинг Для руководителей школ рейтинги могут стать мощным стимулом к развитию, задавать ориентиры, к которым можно и нужно стремиться, провоцировать «соцсоревнование» (в лучшем смысле этого слова). <...> Но результаты федерального рейтинга имеют слишком спорный характер с точки зрения обоснованности сопоставления показателей школ и/или детских садов из разных регионов, с разными социально-экономическими условиями функционирования, разным контингентом учащихся. <...> Поэтому они, как правило, ограничиваются публикациями «топов лучших» — списков школ, занявших верхние позиции рейтинга, а школы, не вошедшие в «топ», остаются за Педаг огические технологии №4 2014 г. PT_4_14 indd PT_4_14.indd. <...> Качественная методика позволяет регионам принять её и войти в федеральный рейтинг по своему собственному решению, как это делается, например, в ряде национальных рейтингов образовательных организаций США, но при этом территориальная привязка обязательно должна сохраняться. <...> В связи с этим, даже в рамках локальной апробации, включающей <...>
Педагогические_технологии_№4_2014.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Про фес си о наль ный жур нал для тех но ло гов об ра зо ва ния: на уч ных ра бот ни ков, пре по да ва те лей и ас пи рантов
пе да го ги че с ких об ра зо ва тель ных уч реж де ний, си с те мы по вы ше ния ква ли фи ка ции, ме то ди с тов и специ
а ли с тов, а так же учи те лей, по вы ша ю щих свою ква ли фи ка цию
За ре ги с т ри ро ван Ми ни с тер ст вом Рос сий ской Фе де ра ции по де лам пе ча ти,
те ле ра ди о ве ща ния и средств мас со вых ком му ни ка ций. Сви де тель ство
о ре ги с т ра ции сред ст ва мас со вой ин фор ма ции ПИ № 7711412 от 17 де ка б ря 2001 г.
№4 2014
Редакционная коллегия:
М.Е. Бер шад ский, канд. пед. на ук;
Г.Г. Ле ви тас, док тор пед. на ук;
А.В. Ра фа е ва, канд. фи лол. на ук;
А.М. Куш нир, канд. пси хол. на ук;
Е.В. Шиш ма ко ва, канд. пед. на ук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
Главный редактор:
Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Галина Нефёдова
Корректор:
Татьяна Денисьева
Редакция: кафедра образовательной
технологии АПКиППРО
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© Кафедра образовательной
технологии АПКиППРО, 2014
© НИИ школьных технологий, 2014
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Т.А. Мерцалова. Cтратегия управления:
рейтинги в образовании
А.Н. Фоминова. Смыслы и ценности:
устойчивость школьника перед
жизненными трудностями
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ
О.Е. Лебедев. Как оценивать
образовательные результаты
А.А. Хван, Д.Н. Латынина.
Психологическое здоровье городских
и сельских подростков
ПРАКТИКА ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
М.М. Эпштейн, А.Н. Юшков.
Содержательные, дидактические,
возрастные аспекты проектов детей
и подростков
Л.Х. Урусова. Воспитание девушек
16–18 лет в адыгской этнопедагогике
ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ
В.В. Монахов, А.В. Кожедуб,
О.В. Огинец. Интернет-олимпиада
ИНТЕРАКТИВ
М.И. Кузнецова. Универсальные учебные
умения в начальной школе
65
57
22
33
3
15
41
52
PT_4_14 indd
PT_4_14.indd.
1
27.12.2014 12:56:51
27.12.2014 12:56:51
Стр.1
Содержание
РЕСУРСЫ
Деятельностно-ценностные задачи
М.А. Орлова. Задача
о Куликовской битве
В.Н. Кандаурова. Задача
по русским народным сказкам
о животных
Ю.В. Сафина. Задача о дуэли
Пушкина
И.В. Старостина. Легенда
о сапогах в бане
73
76
80
87
Г.М. Ямалиева. Профилактика
нарушений осанки
Т.А. Курдай. Задача об
ответственности за ложные
сообщения о террористических
актах
В.В. Грига. Задача о лягушке
М.В. Вахрушев. Задача
о дизайне
Т.М. Юдина. Геоинформационные
системы
Л.В. Петлицына. Как записать
число
89
92
96
99
102
106
Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не воз вра ща ют ся.
Мне ние ре дак ции мо жет не сов па дать с мне ни ем ав то ров.
От вет ст вен ность за до сто вер ность ин фор ма ции в пуб ли ку е мых ма те ри а лах не сут ав то ры.
От вет ст вен ность за со дер жа ние рек лам ных ма те ри а лов не сёт рек ла мо да тель.
Все публикуемые материалы предварительно обсуждаются на семинаре «Научные вторники
кафедры образовательной технологии» АПКиППРО. Решение главного редактора является
окончательным.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900.
Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org; narob@yandex.ru, www.narobraz.ru
Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: market@narodnoe.org
Подписано в печать 27.12.14. Формат 70×90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 7,0. Усл.печ. л. 8,79. Тираж 500 экз. Заказ № 5106.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. 109341, г. Москва, ул. Люблинская,
д. 157, корп. 2. Тел./факс: (495) 3455200.
PT_4_14 indd
PT_4_14.indd.
2
27.12.2014 12:56:51
27.12.2014 12:56:51
Стр.2
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Cтратегия управления:
рейтинги в образовании
Т.А. Мерцалова
Существует международная практика — присваивать году тематический
статус: «Год семьи», «Год ребёнка», «Год культуры». По аналогии
с этим, наример, 2013 год по праву можно назвать «Годом рейтингов»
в российском образовании. Как и положено статусному году, старт этому
событию был дан Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» в мае 2012 года. В соответствии
с этим в 2013 году проблеме независимой оценки и рейтинга
образовательных организаций и территориальных образовательных
систем на всех уровнях было уделено огромное внимание: активно формируется
нормативная правовая база; разрабатываются методические
материалы и рекомендации; рейтинг внедряется в субъектах РФ.
Рейтинговое движение
В российском образовании основные движущие силы рейтингового
движения направлены от центра в регионы: на федеральном
уровне формируется законодательство, определяющее требования
независимой оценки и рейтинга образовательных организаций, регулирующее
деятельность ведомственных органов управления и общественных
советов.
По инициативе профессионального экспертного сообщества разрабатываются
и обсуждаются в Общественной палате РФ «Принципы
рейтинга в образовании в РФ (для образовательных систем и организаций
дошкольного, общего и дополнительного образования детей)»1
.
Этот документ, призванный обеспечить качество образовательных рейтингов,
создан по инициативе снизу, но по сути также является «указанием
из Центра».
При этом основная практика рейтинга образовательных организаций
и систем реализуется на уровне субъектов РФ, а иногда и на уровне
«Принципы рейтингования в образовании в РФ (для образовательных систем и организаций дошкольного,
общего и дополнительного образования детей)» — http://www.oprf.ru/ru/about/structure/
structurenews/newsitem/24245?PHPSESSID=n0fi370vm99p1jnu96fpimqsb5
1
3
PT_4_14 indd
PT_4_14.indd.
3
27.12.2014 12:56:51
27.12.2014 12:56:51
Стр.3