Психологические показатели эффективности экономических инноваций в образовании М.Н. Емельянова. <...> Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий при переходе на новые ФГОС 42 25 34 19 3 9 47 PT_3_14 indd PT_3_14.indd. <...> Гендерный подход в обучении и воспитании школьников Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова. <...> Гендерный анализ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов РЕСУРСЫ Деятельностно-ценностные задачи У.В. Заболоцкая. <...> Задача о якутских традиционных женских украшениях 77 У.В. Заболоцкая. <...> 2 30.10.2014 18:43:07 30.10.2014 18:43:07 ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ Неэффективность школьных реформ: причины и последствия Л.Н. Данилова Сегодня в России и ряде государств Западной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Италия, Испания) осуществляются очередные школьные реформы, но, поскольку времени с их запуска прошло относительно немного, то анализировать их успешность ещё рано. <...> Сравнение целей и результатов приводит к выводу, что школьные реформы европейских стран в прошлом веке чаще были неудачными, нежели успешными. <...> Там реформаторам удалось добиться искомого: всеобщего равенства образовательных возможнос3 PT_3_14 indd PT_3_14.indd. <...> Экономические проблемы эффективности реформирования системы образования России // Известия РГПУ им. <...> 6 30.10.2014 18:43:07 30.10.2014 18:43:07 Неэффективность школьных реформ: причины и последствия военная школьная реформа в Германии, в результате которой была полностью перестроена школьная система. <...> Экономические проблемы эффективности реформирования системы образования России // Известия РГПУ им. <...> Педаг огические технологии №3 2014 г. PT_3_14.indd 10 PT_3_14.indd 10 30.10.2014 18:43:08 30.10.2014 18:43:08 Истоки и социальные смыслы дополнительного (внешкольного) образования: российская модель Первый уровень — работа учебных групп дополнительного образования детей, которая строится на основе конкретного предмета (танцы, моделирование, футбол и др.) и нацелена на освоение учащимися определённого вида деятельности. <...> Открытые <...>
Педагогические_технологии_№3_2014.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Про фес си о наль ный жур нал для тех но ло гов об ра зо ва ния: на уч ных ра бот ни ков, пре по да ва те лей и ас пи рантов
пе да го ги че с ких об ра зо ва тель ных уч реж де ний, си с те мы по вы ше ния ква ли фи ка ции, ме то ди с тов и специ
а ли с тов, а так же учи те лей, по вы ша ю щих свою ква ли фи ка цию
За ре ги с т ри ро ван Ми ни с тер ст вом Рос сий ской Фе де ра ции по де лам пе ча ти,
те ле ра ди о ве ща ния и средств мас со вых ком му ни ка ций. Сви де тель ство
о ре ги с т ра ции сред ст ва мас со вой ин фор ма ции ПИ № 7711412 от 17 де ка б ря 2001 г.
№3 2014
Редакционная коллегия:
М.Е. Бер шад ский, канд. пед. на ук;
Г.Г. Ле ви тас, док тор пед. на ук;
А.В. Ра фа е ва, канд. фи лол. на ук;
А.М. Куш нир, канд. пси хол. на ук;
Е.В. Шиш ма ко ва, канд. пед. на ук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
Главный редактор:
Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Галина Нефёдова
Корректор:
Татьяна Денисьева
Редакция: кафедра образовательной
технологии АПКиППРО
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© Кафедра образовательной
технологии АПКиППРО, 2014
© НИИ школьных технологий, 2014
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Л.Н. Данилова. Неэффективность
школьных реформ: причины и последствия
А.В. Леонтович. Истоки и социальные
смыслы дополнительного (внешкольного)
образования: российская модель
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ
А.А. Фролов. Наследие А.С. Макаренко
и современность: идеи свободы и «твёрдого
хозяйствования»
ПРАКТИКА ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
А.А. Хван. Психологические показатели
эффективности экономических инноваций
в образовании
М.Н. Емельянова. Факторы,
определяющие отношение детей
и их родителей к школе
ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ
В.Н. Гольянова, М.Н. Емельянова.
Интерес к современному образованию
развивается на уроке
И.Р. Козакова, Л.К. Чернышова,
М.Г. Черноперова. Технология ТОГИС
как средство формирования универсальных
учебных действий при переходе
на новые ФГОС
42
25
34
19
3
9
47
PT_3_14 indd
PT_3_14.indd.
1
30.10.2014 18:43:07
30.10.2014 18:43:07
Стр.1
Содержание
Л. Балан. Интеграция учебного
процесса — два в одном:
педагогическая концепция
и метод изучения лексики
иностранного языка
ИНТЕРАКТИВ
В.П. Щербинина. Гендерный
подход в обучении и воспитании
школьников
Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова.
Практика психолого-педагогического
сопровождения инклюзивного
образования
Ю.В. Кобазова. Гендерный
анализ детей с ограниченными
возможностями здоровья
и детей-инвалидов
РЕСУРСЫ
Деятельностно-ценностные задачи
У.В. Заболоцкая. Задача
о якутских традиционных женских
украшениях
77
У.В. Заболоцкая. Задача
о В. Мончары
Л.Н. Васильева. Задачи
о еже
56
Л.В. Наговицына. Судоку
и магические квадраты
59
Н.В. Ванюкова. Задача
по рассказу Л.Н. Толстого
«После бала»
О.В. Сальникова. Задача
о пирамидах
67
Р.Р. Фархетдинова.
Влияние «парникового
эффекта» на здоровье
человека
73
И.С. Серова. Задача
об отрицательных числах
Р.Ш. Сабитова. Задача
о кошках
Р.М. Гатауллина. Задача
о высоте предмета
С.Г. Валиева. Австралийские
заборы
79
86
91
95
99
105
108
110
113
115
Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не воз вра ща ют ся.
Мне ние ре дак ции мо жет не сов па дать с мне ни ем ав то ров.
От вет ст вен ность за до сто вер ность ин фор ма ции в пуб ли ку е мых ма те ри а лах не сут ав то ры.
От вет ст вен ность за со дер жа ние рек лам ных ма те ри а лов не сёт рек ла мо да тель.
Все публикуемые материалы предварительно обсуждаются на семинаре «Научные вторники
кафедры образовательной технологии» АПКиППРО. Решение главного редактора является
окончательным.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900.
Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org; narob@yandex.ru, www.narobraz.ru
Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: market@narodnoe.org
Подписано в печать 30.10.14. Формат 70×90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 9,0. Усл.печ. л. 10,79. Тираж 500 экз. Заказ № 4В07.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. 109341, г. Москва, ул. Люблинская,
д. 157, корп. 2. Тел./факс: (495) 3455200.
PT_3_14 indd
PT_3_14.indd.
2
30.10.2014 18:43:07
30.10.2014 18:43:07
Стр.2
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Неэффективность школьных реформ:
причины и последствия
Л.Н. Данилова
Сегодня в России и ряде государств Западной Европы (Великобритания,
Германия, Австрия, Италия, Испания) осуществляются очередные
школьные реформы, но, поскольку времени с их запуска прошло
относительно немного, то анализировать их успешность ещё
рано.
Начиная те или иные преобразования, реформаторы всегда рассчитывают
на будущий успех (в противном случае нет смысла расходовать
финансовые, трудовые, временные и прочие ресурсы). Между
тем история свидетельствует, что зачастую образовательные реформы
терпят крах, а потому вопрос об условиях эффективности реформирования
как деятельности по усовершенствованию образования
становится принципиальным. Ответить на него во многом позволяет
обращение к прошлому, где скрыты не только корни большинства современных
образовательных проблем, но и пути к их преодолению. Изучения
требует как отечественный, так и зарубежный опыт реформирования
школы, что позволит получить более полную картину причин
неэффективности этого процесса.
Что подразумевает эффективность реформирования?
Эффективность реформ определяется конечным результатом,
т.е. достижением их целей. Сравнение целей и результатов приводит
к выводу, что школьные реформы европейских стран в прошлом веке
чаще были неудачными, нежели успешными. Наиболее эффективными
признаются реформы, проводившиеся в Финляндии и Швеции
в 1970-х, где школа была перестроена в соответствии с требованиями
модели общества благосостояния. Там реформаторам удалось добиться
искомого: всеобщего равенства образовательных возможнос3
PT_3_14
indd
PT_3_14.indd.
3
30.10.2014 18:43:07
30.10.2014 18:43:07
Стр.3